Банки гонят с почты

Дата публикации: 16.08.2007 12:29
4 257
Время прочтения: 6 минут
Источник

Российским банкам вскоре могут запретить рассылать кредитные карты в рамках рекламных целей — с такой инициативой выступил вчера зампред банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Игроки рынка говорят, что если подобные меры вступят в силу, то проиграют от них клиенты, поскольку не смогут получать банковские продукты на льготных условиях.

Вчера Анатолий Аксаков выступил с инициативой законодательно запретить банкам рассылать клиентам кредитные карты в рекламных целях, без какого-либо предварительного заявления клиента на получение этой карты. По словам Аксакова, одной из причин введения подобной нормы послужили по­ступившие в госорганы и Гос­думу многочисленные жалобы граждан на подобные действия банков. Как пояснил Анатолий Аксаков, были случаи, когда клиенты необдуманно активировали присланные карты, но потом ими так и не пользовались, однако после получали от банков счета за обслуживание этой карты.

«Предлагаемая мера коснется только тех банков, которые самостоятельно без какой-либо ясно выраженной воли клиента рассылают кредитные карты, — пояснил г-н Аксаков. — Если в кредитном договоре есть пункт, что банк имеет право направить кредитную карту клиента, то это вполне законно». По словам Аксакова, стоит разрешить рассылку лишь тех карт, на которые поступил запрос от потребителя, в противном случае это можно квалифицировать как навязывание услуги.

На сегодняшний день практически все крупнейшие банки, специализирующиеся на рынке потребительского кредитования, рассылают хорошо зарекомендовавшим себя клиентам кредитные карты. Так поступают банк «Русский стандарт», ХКФ Банк, Ситибанк, Банк Москвы и другие. Клиенты соглашаются на такую рассылку, просто подписывая кредитный договор с банком, в котором указан пункт на выпуск такой карты.

«В кредитном договоре указывается пункт, где клиент просит банк выпустить ему карту, — сообщили вчера РБК daily в банке «Русский стандарт». — Банк, оценивая то, как клиент погашает кредит, принимает решение, эмитировать ему кредитную карту или нет. После этого банк высылает карту по почте». При этом, отмечают в банке «Русский стандарт», клиент может и отказаться от карты, написав соответ­ствующее заявление. ХКФ Банк в кредитном договоре прописывает пункт, что банк имеет право предоставить другой банковский продукт. Этот пункт подразумевает в том числе и рассылку кредитных карт по почте. Однако с рассылаемыми кредитными картами известны случаи мошенничества. Так, в начале этого года были пойманы мошенники, вступившие в сговор с сотрудниками почты и банка «Русский стандарт», которые вскрывали конверты с кредитными картами клиентов и обналичивали их. Долги же оставались за истинными владельцами карт, до которых «пластик» так и не дошел.

«Почта России» — рискованный способ передачи финансового инструмента. Некоторые банки тем не менее рискуют и рассматривают его как достаточно значительный канал распространения этой услуги, — говорит зампред правления банка «Авангард» Валерий Торхов. — С другой стороны, подобная рассылка является общепринятой услугой за рубежом. Однако и почта там работает лучше». «В России, как и во всем мире, карты отправляют по почте хорошо зарекомендовавшим себя клиентам на более выгодных условиях, чем новым клиентам, — отвечает директор по маркетингу ХКФ Банка Игорь Пржеровски. — Таким образом, если предложения депутатов реализуются, клиенты не смогут получить финансовый продукт на более выгодных для себя условиях».

Наталья СТАРОСТИНА, РБК daily


РЕПЛИКИ

 

Банки гонят с почты

Депутаты ограничат рассылку карт

Ассоциация региональных банков России подготовила законопроект, по которому банки не смогут посылать клиентам кредитные карты по почте без их ведома. Эксперты считают, что если закон вступит в силу, ряд крупнейших игроков рынка розничного кредитования может лишиться до половины карточных клиентов.

О том, что в законопроект «О потребительском кредите», который будет внесен в Госдуму в начале сентября, предполагается внести статью, регулирующую рассылку кредитных карт клиентам по почте, рассказал вчера президент Ассоциации региональных банков России Анатолий Аксаков. По его словам, в первую очередь это будет касаться заемщиков, успешно погасивших ранее взятый кредит. «В тексте статьи содержится норма, обязывающая банки включать в кредитный договор пункт о согласии клиента получить кредитную карту после истечения срока договора»,— рассказал господин Аксаков. По его словам, в случае принятия этой версии закона банк сможет выслать кредитную карту клиенту только в случае, если клиент оформит согласие на получение карты.

Сейчас банки, продвигая карточные продукты, активно используют удаленную рассылку. По словам экспертов, у ряда банков (например, «Русского стандарта», Инвестсбербанка и банка «Ренессанс Капитал») в общем объеме эмиссии не менее 30—40% приходится на карты, рассылаемые по почте. Этим фактом ранее уже интересовался Роспотребнадзор: в июле ведомство опубликовало на своем сайте официальное письмо, в котором указывалось, что «не обладая специальными познаниями в банковской сфере и не получив всего объема достоверной информации, гражданин … становится невольным ’заложником’ кредитора, то есть банка». При этом подготовленный Минфином законопроект о потребкредитовании не содержит предписаний для банков в сфере рассылки кредитных карт.

Между тем все опрошенные Ъ банки, выпускающие карты на подобных условиях, сообщили, что указывают в кредитном договоре возможность последующего выпуска карты, просто клиенты читают договор невнимательно. «Заключая договор на потребительский кредит, клиент подписывается под пунктом, что не возражает против выпуска карты,— рассказали Ъ в банке ’Русский стандарт’.— Он может в любой момент отказаться от нее, в том числе при оформлении кредита». Об этой практике Ъ сообщили и в банке «Ренессанс Капитал». Директор департамента маркетинга банка «Хоум Кредит» Игор Пржеровски заявил, что «в своих маркетинговых материалах мы на доступном языке объясняем клиентам преимущества подобного продукта и условия его предоставления».

Эксперты полагают, что новая статья закона сделает более понятными условия предоставления кредитных продуктов. По оценкам опрошенных Ъ банкиров, это приведет к потере значительной части клиентов крупнейшими игроками розничного рынка. «Для ’Банка Москвы’ это инициатива не станет решающей, так как приблизительно 10% карт из общей эмиссии, выпущенных банком, рассылается по почте,— рассказал один из участников банковского рынка.— Но для банков ’Русский стандарт’ и ’Ренессанс капитал’ это реальная угроза».

По мнению первого зампреда банковского комитета Госдумы Павла Медведева, несколько банков действительно будут вынуждены изменить стратегию работы на рынке. «Либо им придется ’умереть’ из-за отсутствия возможности привлечения дополнительных заемщиков таким путем, на что банки вряд ли пойдут, либо необходимо будет договориться с собственниками и найти средства для цивилизованной работы на рынке»,— считает господин Медведев.

Анна ДОРОФЕЕВА, Коммерсант


Ненужные сюрпризы

Банки не должны рассылать кредитные карты в поисках потенциальных клиентов, убежден депутат Анатолий Аксаков. Воспользоваться кредиткой смогут лишь те, кто подаст в банк заявление и ознакомится с тарифами, предусматривает законопроект депутата.

Закон о потребкредитовании запретит банкам рассылать пластиковые карты по почте без предварительного согласия клиента, сообщил автор документа — зам председателя банковского комитета Госдумы Анатолий Аксаков. Получить карту смогут лишь те, кто написал заявление и ознакомился с тарифами, рассказывает Аксаков. Причиной такого шага стали обращения граждан, которые «попались на уловки некоторых банков: активизировали карты, но не пользовались ими, а деньги за обслуживание с карты снимали», объяснил Аксаков. Законопроект будет внесен в Госдуму в сентябре и принят до Нового года, надеется он.

Банки, рассылающие карты, стараются получать согласие клиента, оно прописывается отдельным пунктом в договоре другого кредита и, подписывая его, клиент соглашается с рассылкой, рассказал директор управления маркетинга «Инвестсбербанка» Иван Разумов. Так же действует и «Русский стандарт», и Банк Москвы, заверили представители этих банков. Поэтому их не смущают возможные изменения.

Из общего объема разосланных карт активируются лишь 16%, подсчитала директор департамента платежных карт «Промсвязьбанка» Елена Дворовых. Директор департамента маркетинга банка «Хоум Кредит» Игорь Пржеровски не видит смысла в принятии подобного закона. Исследования банка показали, что люди стали избирательнее относиться к выбору банка и продукта, к тому же у клиента есть право отказаться от карты. Банку «Тинькофф кредитные системы» не придется перестраивать работу в случае принятия закона: по почте рассылаются не карты, а только предложение оформить карту с текстом заявления, рассказал топ-менеджер банка.

Татьяна ВОРОНОВА, Ведомости


Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме