Проблема российского банковского сектора — повышенный уровень недостоверности отчетности: содержание операций и сделок не соответствует правовой форме и отражению этих событий в отчетности. Об этом в интервью «Ведомостям» заявил первый зампред Банка России Дмитрий Тулин, который теперь курирует надзор за кредитными организациями.
«Банки совершают притворные сделки, которые маскируют уже накопленные убытки или неправомерно полученные доходы, фиктивный капитал», — объясняет он. Причем индустрия фабрикации отчетности из года в год совершенствуется, замечает первый зампред, некоторые банки применяют все более изощренные методы маскировки проблем.
Раньше с помощью «правильной» оценки кредитного портфеля маскировали «дыры» в капитале, и даже если банковский надзор требовал досоздать резерв на уровне 21%, 50%, банки соглашались — это все равно больше, чем ноль, который на самом деле составляет стоимость этого портфеля, вспоминает Тулин. «Раньше кредиты выдавали очень примитивно и их легко было проверить: выдавали ссуду фирмам-однодневкам или SPV (special purpose vehicle, или компания специального назначения. — Прим. «Ведомостей»), которые не платили налоги и имели в штате по одному человеку, и прочее. Сейчас же это целый кластер компаний и предпринимателей, которые предоставляют банкам свои услуги в качестве заемщиков», — рассказывает он. Эти компании чем-то занимаются, чем-то торгуют, даже платят налоги и имеют штат сотрудников, продолжает первый зампред, сейчас все выглядит очень правдоподобно.
Когда в середине 2000-х ЦБ стал проверять «круговые схемы» — движение средств по схемам, которые использовались для формирования фиктивного капитала, — регулятор шел по цепочке и приходил к заключительному звену, рассказывает Тулин.
Сейчас начинается процесс перехода к другому методу надзора Центробанка за кредитными организациями, сказал в интервью «Ведомостям» первый зампред Банка России Дмитрий Тулин. «Цель, которую мы ставим, — консультативный, а не карательный надзор», — подчеркнул представитель регулятора.
22.11.2016 11:13Но затем банки стали использовать так называемые разрывы в цепочке, когда очередной посредник в ней, например, уже не предоставлял никаких финансовых займов и не покупал векселя: «Обрыв цепочки. На сленге фальсификаторов это называется «вертолет». Между этими посредниками деньги перевозили наличными в чемоданах, что, кстати, объясняет спрос на наличные деньги», — рассказывает Тулин.
Много и других ноу-хау, продолжает он, например, заемщик может быть известной строительной компанией с многолетней историей. «Но по жизни она может быть связана с каким-то банком — это, конечно, неформальные связи. И компания может предоставлять банку свои услуги в качестве такой вот прокладки. А у таких компаний вообще огромный объем бизнеса, много кредитов — очень сложно выявить», — заключает он.
Рекордсменом по фальсифицированной отчетности стал Внешпромбанк, после отзыва у него лицензии выяснилось, что в банке не хватает активов на 215 млрд рублей. Вслед за ним идет РосинтерБанк, менеджмент которого предпочел уничтожить данные в автоматизированной банковской системе, что фактически обесценило его активы, — в банке недостает более 80 млрд рублей.
Комментарии
возьму два с верху:
1. Проблема российского банковского сектора — повышенный уровень недостоверности отчетности: содержание операций и сделок не соответствует правовой форме и отражению этих событий в отчетности. - это капля в океане проблем
2. «Банки совершают притворные сделки, которые маскируют уже накопленные убытки или неправомерно полученные доходы, фиктивный капитал», — объясняет он. - а разве в 1991 по 1996 не для этих целей они создавались?
Много и других ноу-хау, продолжает он, например, заемщик может быть известной строительной компанией с многолетней историей. «Но по жизни она может быть связана с каким-то банком — это, конечно, неформальные связи. И компания может предоставлять банку свои услуги в качестве такой вот прокладки. А у таких компаний вообще огромный объем бизнеса, много кредитов — очень сложно выявить», — заключает он. - это случаем не про настоящее время?! ну там ВТБ и строительных холдинги (ПИК, Мортон), АСВ (Российский капитал и СУ-155 и т.д.)?!
еще есть новая тема космонафт
Банк такое не может, это делают люди. И есть отличный пример - бывший владелец "Моего Банка" Глеб Фетисов сидел в камере, пока не расплатился с кредиторами. Хотя он не управляющий банком (зиц председатель), и не владелец, а только бывший! Но нашлись люди во власти, которые были лично заинтересованы в возврате денег, и трясли именно его. Знали, кто дёргал за ниточки. И вытрясли. Что мешает г-ну Тулину найти истинных мошенников?