ГУ ЦБ РФ по ЦФО
Департамент банковского надзора
Главная инспекция Банка России
115035, г. Москва, М-35, ул. Балчуг, д.2
Интернет-приёмная: [url=http://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint]http://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint[/url]
от Пapфинoвича А.А.
Заявление.
Приказом Банка России от 19.09.2016 г. у АКБ "Финпромбанк" была отозвана лицензия на осуществление банковских операций. Департамент общественных связей государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) сообщил о наступлении 19.09.2016 г. страхового случая в отношении данной кредитной организации. В связи с тем, что АКБ "Финпромбанк" являлся участником системы обязательного страхования вкладов, я, как его вкладчик, имел право на получение страхового возмещения, предусмотренного Ф3 "О страховании вкладов физических лиц в банках РФ". В соответствии с решением Правления АСВ, для оперативного приема заявлений граждан и максимально быстрых выплат им компенсаций по вкладам предполагалось использовать банки-агенты, отобранные на конкурсной основе.
23.09.2016 г. АСВ определило ПАО Банк "ФК Открытие" победителем конкурса по отбору банков-агентов для выплаты возмещения вкладчикам АКБ "Финпромбанк". Прием заявлений о выплате возмещения по вкладам, а также начало выплат возмещения вкладчикам АКБ "Финпромбанк" были назначены на 03.10.2016 г.
03.10.2016 г. я обратился в ДО "Смоленский" ПАО Банка "ФК Открытие" (119121, г. Москва, Смоленская-Сенная площадь, д. 27, стр.1) с заявлением о получении страхового возмещения.
Принимая во внимание сложившуюся негативную репутацию Банка "ФК Открытие", в частности опубликованные в СМИ обращения граждан в связи с систематическими нарушениями их прав при работе с данным банком как банком-агентом АСВ, а также его неудовлетворительные финансово-экономические показатели я не давал каких-либо поручений АСВ на перевод страхового возмещения в данную кредитную организацию. Моё обращение в Банк "ФК Открытие" носит, по своей сути, вынужденный и принудительный характер и, как следствие, не может быть отнесено в соответствии с действующими нормами гражданского законодательства к отношениям и спорам гражданско-правового характера.
После проведения идентификации меня как вкладчика АКБ "Финпромбанк", сотрудником банка Л-овым И.Р. по согласованию с руководством ДО "Смоленский" были предприняты меры по препятствованию выдачи мне страхового возмещения. Свои незаконные действия сотрудники банка объяснили отсутствием в моём паспорте гражданина РФ отметки органа ФМС РФ о регистрации по месту жительства.
При этом должностными лицами банка не заявлялось о невозможности идентификации меня как вкладчика АКБ "Финпромбанк" и, как следствие, лица, имеющего право на получение страхового возмещения на основании предъявленных мною договора вклада и паспорта.
Препятствование в выдаче страхового возмещения сотрудники банка мотивировали требованиями внутренних банковских правил (инструкций), согласно которым, при выплате страхового возмещения снимается копия соответствующей страницы паспорта лица, обратившегося за выплатой. Сотрудники банка отказались подтвердить, что в соответствии с действующими в кредитной организации банковскими правилами (инструкциями) отсутствие в паспорте лица, обратившегося за получением страхового возмещения, отметки органов ФМС РФ о регистрации по месту жительства является основанием для отказа ему в выплате страхового возмещения. В соответствии с п. 11.2. Инструкции Банка России от 30.05.2014 г. N 153-И "Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов" банковские правила (инструкции), являющиеся внутренними документами кредитной организации, не могут содержать положения, противоречащие законодательству РФ.
Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов РФ (ст. 3 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ").
В соответствии с положениями ст. 10 Закона РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" нарушение требований закона влечет за собой ответственность должностных лиц в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от места жительства, а также других обстоятельств. Одной из гарантий равноправия граждан является уголовно-правовая защита их права на равенство, которая предусмотрена ст. 136 УК РФ.
В РФ каждый гражданин вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ).
Гражданское законодательство РФ основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав (ст. 1 ГК РФ).
В соответствии со ст. 56 ФЗ "О ЦБ РФ" Банк России является органом банковского надзора. Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями законодательства РФ, нормативных актов Банка России. Главными целями банковского регулирования и банковского надзора являются поддержание стабильности банковской системы РФ и защита интересов вкладчиков и кредиторов.
Согласно ст. 73 ФЗ "О ЦБ РФ" для осуществления функций банковского регулирования и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций, направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов Банка России и применяет предусмотренные законодательством меры по отношению к нарушителям.
В соответствии с Инструкциями ЦБ РФ от 25.02.2014 г. N 149-И "Об организации инспекционной деятельности ЦБ РФ" и от 05.12.2013 г. N 147-И "О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями ЦБ РФ)" основаниями для проведения внеплановых проверок кредитной организации являются наличие данных о нарушении кредитной организацией законодательства РФ и нормативных актов Банка России.
В соответствии со ст.ст. 74, 75 ФЗ "О ЦБ РФ" Банк России в случае выявления ситуаций, угрожающих законным интересам вкладчиков, принимает меры, используемые в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией требований законодательства в области банковской деятельности.
Как следует из Письма ЦБ РФ от 30.07.2012 г. N 110-Т, неисполнение банком федеральных законов в соответствии со ст. 74 ФЗ "О ЦБ РФ" является основанием для применения к кредитной организации соответствующих мер.
В связи с нарушением должностными лицами ДО "Смоленский" Банка "ФК Открытие" положений конституционного, федерального гражданского и банковского законодательства, а также нормативных актов Банка России прошу провести проверку в отношении данного банка и применить к нему меры, используемые Банком России в порядке надзора в случае нарушения кредитной организацией федерального законодательства.
В связи с нарушением должностными лицами ДО "Смоленский" Банка "ФК Открытие" равенства прав и свобод человека и гражданина мною будет подано заявление в СО по району Хамовники ГСУ СК РФ по г. Москве о возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного ст.ст.136, 201 УК РФ.
"04" октября 2016 г.
Пapфинoвич А.А.