Назад
8 мая 2019 в 08:12

Как я поневоле стал заемщиком в шести микрокредитных компаниях

Пару слов о себе – зовут меня Денис фамилия Лихачев и я основатель одноимённой юридической фирмы в городе Краснодаре.
Говорят, что богатые тоже плачут, но теперь можно дополнить, что юристы тоже люди, и не защищены от мошенников.

В середине декабря 2018 года, когда я уже находился в предновогодних приятных хлопотах и испытывал эйфорию, мне поступил звонок с неизвестного номера. Малоприятная барышня, с таким же голосом, настойчиво интересовалась причинами, руководствуясь которыми я не исполняю кредитные обязательства.
Осадив натиск наглой дамы, и переведя разговор в конструктивное русло, я выяснил следующее: в ноябре 2018 года, я, через специальную форму на интернет сайте микрокредитных компаний ООО МФК "Е заем" ООО МФК "Монеза", подал заявку на получение займа 8 т.р. и 4 т.р., соответственно. Далее, со мной (якобы) связался сотрудник компании, выяснил мои персональные данные, а также номер счёта, на которые предполагался перевод займа. Затем, в течение дня, мне был одобрен заем и переведены деньги.
Я сообщил даме, что никогда в жизни я не являлся клиентом микрофинансовых компаний и не собираюсь им становиться. Дама предложила мне написать заявление, предварительно сбросив на email его форму – о возможном заключении договора потребительского займа третьим лицом с использованием персональных данных гражданина. Действуя в строгом соответствии с инструкциями сотрудницы кредитной компании, я написал и направил заявления на официальные электронные адреса двух моих новоявленных «кредиторов». На следующий день, на мой электронный почтовый ящик пришло два письма за подписью генеральных директоров двух вышеупомянутых компаний, содержание которых заставило меня выдохнуть, поскольку (тезисно): договоры признали незаключёнными, в БКИ направили информацию об удалении записей о наличии кредитного договора… Я полностью успокоился и продолжил своё мирное существование, гордясь собой, как я всё мирно «разрулил».

Вернувшись в Краснодар после всех возможных праздников и отпуска, приблизительно после 20 января 2019 года, я был побеждён здоровым юридическим скепсисом, что не бывает так в России, когда ты решаешь вопрос простым письмом, я начал копаться.
Для начала выяснил, что гражданин может дважды в год бесплатно заказать свою кредитную историю в соответствующем бюро. Ещё узнал, что этих самых бюро, достаточно много и чтобы узнать какое именно бюро хранит историю обо мне, необходимо запросить информацию в ЦБ. Благо это можно сделать элементарным образом с помощью портала Госуслуги. Потратив примерно час на всё про всё я выяснил, что моя кредитная история хранится в двух бюро – ООО «НБКИ» и ООО «ЭКС». После я отправился на официальные сайты данных бюро, где пройдя верификацию с помощью всё тех же Госуслуг, я получил сведения о своей кредитной истории и микроинфаркт… Обе кредитные истории содержали сведения об оформленных на меня, в период с ноября 2018 по январь 2019 шести договорах займа на общую сумму около 50 т.р.
Несколько часов ко мне нельзя было подойти, так как я кипел и яростно поглощал информацию изо всех возможных источников. Мне удалось выяснить, что проблема носит довольно-таки распространенный характер и таких как я, пострадавших, немало. Схема проста - злоумышленник, завладевая персональными данными гражданина, обращается на сайт микрокредитной компании, где заполняя необходимую форму и подтверждая её в последующем оператору, получает заем. Заем, как правило, небольшой, 2-4 тысячи, ну или если кредитная история хорошая, как у меня, была…до 12 тысяч.

Моё личное неподтверждённое мнение, что без самих сотрудников МКК тут не обходится, поскольку:

- имеется письмо ЦБ, о том, как необходимо идентифицировать гражданина при выдаче займов онлайн, руководствуясь которым хотя-бы в части, можно полностью исключить факты мошенничества. Однако этого никто не делает, полагаю что намеренно;
- прописка у меня Краснодарская, а номер телефона, который был указан в заявке, зарегистрирован в Кемерово. Никого это не смутило;
- по всем займам деньги переводились на онлайн киви кошельки. Тут без комментариев. Просто запретив переводить деньги на любую банковскую карточку кроме той, на которой указаны имя и отчество заемщика, можно в 99% случаев прекратить факты мошенничества. 1% на случай, если мошенник полный тезка…;
- электронные адреса, на которые приходило подтверждение-одобрение займа, представляли из себя примерно следующее dfvafqweda@gmail.com, то есть полную тарабарщину. Но и это никого не смутило во всех 6 случаях!

Поняв, что паника непозволительно дорогое удовольствие, я начал решать эту проблему по следующему плану:

1 – Через интернет сайты я обратился во все 6 МКК с письмом-претензией о незаконном использовании моих персональных данных:

- Из шести МКК четыре мне ответили. Две признали мою правоту и снова обязались аннулировать договоры, две ответили уклончиво;

2 – Обратился с заявлением в правоохранительные органы:

- пустая трата времени, никто ничего не делал, а спустя 3 месяца, когда я подал на полицию жалобу в порядке ст. 125 УПК РФ, моё заявление, как и крайнего не могут даже найти. Но это ожидаемо, как не печально. Да и не я тут должен активничать, а МКК, ведь это они потерпевшие в данной ситуации, хотя сотрудник одной из компаний убеждал меня в обратном;

3 – Обратился с жалобами в ЦБ и Роскомнадзор;

- тоже пустая трата времени, ЦБ как и всегда ни за кем не надзирает и ничего не регулирует, а Роскомнадзор, чей руководитель, давая интервью, грозился что его ведомство разберётся с ситуацией когда добропорядочные граждане становятся кредиторами, а их персональные данные незаконно используются, действительно разобрался…и полностью ретранслировал мне отписки представителей МКК не потрудившись даже проанализировать мои доводы. Но с Роскомнадзора я не слезу, буду «долбить» их жалобами как вертикально, так и горизонтально.

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (далее – Роскомнадзор) в рамках рассмотрения Вашего обращения (№ 02-11-6283 от 8.04.2019) сообщает следующее.
В целях реализации своих полномочий, предусмотренных ст. 23 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», Роскомнадзором в адрес организаций были направлены запросы о предоставлении дополнительной информации по Вашему обращению.
Принимая во внимание изложенное, и на основании ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» сообщаем, что сроки рассмотрения Вашего обращения продлеваются до 5.06.2019 включительно.
Это последнее что от них пришло, ждём...

4 – Обратился с жалобой в СРО «МиР», членами которой являются все мои «кредиторы»:

- посочувствовали, посоветовали как поступить и куда нажаловаться, но помощи ноль;

5 – Обратился в суд с исками о нарушении прав субъекта персональных данных, куда также запихал требование о признании договоров незаключенными:

- по трём из шести исков уже вынесены решения, и суд признал мою правоту, признал договоры незаключенными, обязал направить информацию в БКИ и выплатить моральную компенсацию, а ещё три иска пока в работе. Стоит отметить, что МКК не остались пассивными наблюдателями в процессе, а активно сопротивлялись, направляя представителя и предоставляя отзывы на иски.
Прошу меня простить, что выкладываю этот текст до того, как суд опубликовал официальный текст решений, но я подумал, что возможно этого кого-то побудит проверить свою кредитную историю и если, ни дай бог, он обнаружит там то же что и я, он будет знать что делать в данной ситуации.
Прикрепляю ссылки на дела, решения по которым состоялись. Со временем там опубликуют решения.

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=C5D383EB-74A5-4E64-B6A7-D57181917366&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=06AA661F-20DC-4846-B10A-B3CA23F87EF1&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

https://krasnodar-prikubansky--krd.sudrf.ru/modules.php?name=sud_delo&name_op=case&_uid=8FB8B66A-FDED-4A97-A657-CEED2F4C912B&_deloId=1540005&_caseType=0&_new=0&srv_num=1

Если кому-то понадобится более подробные разъяснения или образцы документов/переписка, то можете обратиться ко мне. Как это сделать - найдёте в первом предложении данного поста, с удовольствием помогу товарищам по несчастью.
1
347
902
Комментарии
99+

21 февраля в 16:19
----------
Цитата

a*******@mail.ru пишет:
А расходы на юриста и моральный вред в итоге компенсировали?

----------


Я пока не знаю что написано в решении суда, только вижу на сайте суда Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН. Надо ехать в суд и забирать решение. Дополню тогда что да как.

----------
Цитата

selecadm пишет:
И при чём здесь счёт, если перевод был по номеру карты? Соответственно ФИО получателя тем более не требуется.

----------


Ну наверное тогда я что-то не понимаю) Как организация может сделать платеж по номеру карты? Насколько я знаю, организации необходим номер счета карты и ФИО получателя для заполнения полей в платежном поручении банка. Это мы, физические лица, можем проводить оплату по номеру карты. В организациях немного по другому.
Но если Вы знаете, как МФО осуществляют переводы, расскажите, очень интересно узнать.

----------
Цитата

selecadm пишет:
Перевод делался конечно по полному номеру карты, но далее в целях безопасности хранятся только первые 6 и последние 4 цифры, которые и были предоставлены в суд.

----------


А почему тогда в целях безопасности не хранятся неполные паспортные данные, СНИЛС и прочее. Какая то выборочная безопасность получается, Вы не находите? Вот для таких случаев и должны храниться полные данные, если МФО заинтересовано в возврате своих денежных средств.
И вообще, маска карты была прописана в Заявке на получение микрозайма, которая подписывается электронной подписью вместе с договором, а не в хранилище МФО.
Ну смешно же все это, как в детском саду)
А еще интересно, почему сэлфи с паспортом не хранятся, так как эта информация бы очень пригодилась в МВД, когда МФО будет признана потерпевшей, для розыска мошенников.
Но это никому (вернее МФО) не надо. Складывается такое впечатление, что сами сотрудники этой организации и берут эти займы мошенническим способом (базы данных в открытом доступе в Интернете за 100 руб.), и поэтому заинтересованы, чтобы "третьи лица" найдены не были, так как настоящих мошенников только по номерам карт, сэлфи и можно найти, а не по паспортным данным и СНИЛСам.
Ответить

21 февраля в 16:23
----------
Цитата

user-939816160248 пишет:
Как организация может сделать платеж по номеру карты?

----------

Через договор с платежным агентом.
Ответить

21 февраля в 16:39
----------
Цитата

user-939816160248 пишет:
Но если Вы знаете, как МФО осуществляют переводы, расскажите, очень интересно узнать.

----------


Есть платёжное поручение по форме 0401060, а ещё есть банковский ордер по форме 0401067, у меня например так было. Но там получатель не вы, а банк, и счёт его начинается на 30232.

Называется либо

"Незавершенные расчеты по операциям, совершаемым с использованием платежных карт"

либо

"Незавершенные расчеты с операторами услуг платежной инфраструктуры и операторами по переводу денежных средств"

Ну в общем намёк понятен. А номер карты уже в назначении платежа. Правда опять же маска. Видимо полный номер карты передаётся по другим каналам, а для бухгалтерии остаётся маска.
Ответить

21 февраля в 16:45
----------
Цитата

predator67 пишет:
Через договор с платежным агентом.

----------


Во-первых, каким образом платежный агент делает перевод по маске карты? Для этого необходим полный номер карты.
Во-вторых, в договоре не указано, что перевод осуществляет платежный агент. В реквизитах указан конкретный банк (общеизвестный). Данный общеизвестный банк осуществляет переводы только по счету номера карты (ну по крайней мере у меня на работе только так и в платежном поручении все эти данные сохраняются. Так как любая проверка попросит эти данные).
В-третьих, МФО в возражении нигде не заявляет, что перевод денежных средств производил сторонний сервис, а везде указывает, что они перевод сделали на карту и указывает маску карты.
Хотя обработку персональных данных Заемщика производит как раз сторонний сервис и это в возражении было указано.

Еще дополню. В Правилах предоставления потребительского займа в Порядке регистрации и создании Личного кабинета и в Порядке подачи Заявки на предоставление потребительского займа (микрозайма) необходимо заполнить поля с реквизитами банковской карты, номером банковского счета и реквизитами банка.
И вы хотите сказать, что эта информация не хранится в МФО? )
Это что разовая акция? Заполнил поля, деньги тебе перевели и данные из личного кабинета исчезли? Как исчез номер карты из Заявки на предоставление потребительского займа (микрозайма) и осталась только маска карты...
Ответить

21 февраля в 16:53
----------
Цитата

user-939816160248 пишет:
Во-вторых, в договоре не указано, что перевод осуществляет платежный агент.

----------

С какой стати это указывать? Дело заемщика деньги получить. А как это МФО осуществит, это его (МФО) трудности. Ну и насчет маски вам все давно объяснили.
Ответить

21 февраля в 17:31
Это уже внутреннее дело МФО, заёмщику по факту без разницы, каким образом. Единственное, если сумма займа поступила от какого-то физ лица, у МФО или цессионария возникнут проблемы при попытке взыскания через суд. А также это нарушение 115-ФЗ. Если же через юр лицо, особой проблемы не вижу.

И в решении у меня судья пишет "в доказательство перечисления может быть предоставлен ЛЮБОЙ документ". Всё равно судья сразу запрашивает у банка эмитента карты выписку по счёту, и если там есть зачисление с совпадающей датой и суммой, удовлетворяет иск. Не скажу, насколько это законно, но сам факт.

Соответственно, запрос в банк судья делает с указанием ФИО должника, и если банк отвечает а у нас нет такого, здесь уже судья призадумается. И в этом случае маска как раз спасает. Если бы был полный номер карты, в теории банк не глядя предоставил бы выписку, а судья не глядя удовлетворила бы иск. Так быть не должно.
Ответить

22 февраля в 08:43
----------
Цитата

user-939816160248 пишет:
Складывается такое впечатление, что сами сотрудники этой организации и берут эти займы мошенническим способом

----------

Все эти говнозаймы живут за счет либо слабоумных, добровольно берущих у них в долг под 575% годовых, либо за счет мошеннических кредитов, которые потом перепродают по цепочке в десятки таких же говнозаймов.
Переводы на карты и даже кошельки какие-то говорит как раз о том, что весь их бизне-план - это жульничество и наперестничество.
Мой говнозайм в суд притащил липовую платежку с якобы моим счетом и моими данными, не прокатило, всё равно мне в итоге заплатили денег, это было самое большое удовольствие во всей истории.
Ответить
1

19 марта в 11:25

Итак, ИТОГ моего пути в суд с апреля 2023 года по февраль 2024 года. Я считаю, что пройденный путь, является верным, хотя и длительным по времени.

РЕШЕНИЕ СУДА:

Исковые требования удовлетворить.

Признать договор займа - незаключенным.

Обязать МФО в день вступления решения суда в законную силу передать сведения об исключении из кредитного досье ... в НБК историй информации о наличии у нее просроченных кредитных обязательств перед МФО.

Обязать МФО прекратить обработку персональных данных.

ЗЫ: Из кредитной истории инфу уже удалили, кредитный рейтинг повысился.

Осталась только моральная компенсация. Планирую с исполнительным листом и заявлением в банк, так как толку от приставов 0.

ЗЫЗЫ: ну и ждем, будет ли МФО подавать апелляцию. Но в суд они достоверные данные о том, что договор заключен мной и деньги получены тоже мной не предоставили, а даже наоборот, не представлено доказательств, что на принадлежащий истцу номер телефона был отправлен код подтверждения, необходимый для идентификации клиента

Ответить
1

30 марта в 13:20

Тоже стал жертвой этой схемы.  Подскажите как с вами связаться. 

Ответить

5 апреля в 09:58

Заседание продолжается, господа присяжные заседатели (с)

Эпопея продолжается. МФО подала апелляцию.

1. Не устроила работа суда, так как не выяснена причинно-следственная связь между мной и третьими лицами.

А может я с третьими лицами в сговоре) Мы делили апельсин, много нас, а он один (с)

2. Не согласны с возмещением морального вреда, так как вред мне был нанесен третьими лицами, как они считают. Так как именно мошенники воспользовались моими персональными данными. Да и вообще, как можно оценить моральный вред?

Ну конечно, ведь именно третьи лица в мою кредитную историю предоставили информацию о просроченном платеже).

3. Не согласны с назначением штрафа (в связи с отказом добровольно решить вопрос потребителя), так как суд решил, что договор не заключался, значит и штраф нельзя выписать.

Тут конечно даже я не ожидала, что помимо моральной компенсации, суд выпишет штраф и возмещение пошлины.

Ну что ж, продолжаем продолжать) Возражение подано.

Заседание назначено на июнь 2024.

Ответить

14 июня в 10:10

user-939816160248 Суд состоялся, в апелляции МФО отказали.

Ответить

16 июля в 16:01

Со мной произошла похожая история в этом месяце, впервые проверяя свою кредитную историю. С той лишь разницей, что микрокредитные организации, оформившие на меня займы ликвидированы в 2023 году и теперь я не знаю к кому предъявлять жалобы. Не знаю, кому передали они "мои долги"(( Денег на юриста нет. В центробанке, в бки и полиции - никто не помогает решить вопрос. Всем все равно на меня и эти займы. Если мне прилетит иск от коллекторов, то я не знаю, как доказать свою непричастность, не знаю, как написать возражение на иск...

Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть