Назад
29 января 2019 в 01:46

Налог на самозанятых: известные баги, риски, кейсы

ФНС сделало отличный подарок фрилансу и shared economy в России :flowers:
Теперь миллионы фрилансеров смогут легально платить налог 3%-6% от доходов (с учетом приветственной скидки от ФНС) :ura:

Нет минимальных фиксированных взносов в ПФР, отчетности, не нужно покупать онлайн кассу. Нужен только смартфон, чтобы зарегаться в приложении «Мой налог» и формировать электронные чеки :relax:

На этот режим (и обратно) могут перейти ФЛ, ИП на ОСН, «местом ведения деятельности которых» (независимо от прописки) является один из четырех субъектов РФ: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Жителям иных регионов видимо стоит быть аккуратнее с геолокацией, чекинами в соцсетях и свидетельскими показаниями :D
Доход считается по кэшу (по дате получения денег).

Фрилансеру можно:
- продавать результаты своего труда
- сдавать жилье
- одновременно работать по найму (с удержанием НДФЛ) и иметь иные доходы
Фрилансеру нельзя:
- сдавать апартаменты и прочую нежилую недвижимость
- эксплуатировать чужой труд
- оказывать услуги доверительного управления, жить на дивиденды, торговать ценными бумагами и ПФИ.
Нельзя превращать наемных работников во фрилансеров (это уклонение от налогов и уголовщина).

Режим касается только налогов. Для прочих целей фрилансер рассматривается как обычный ФЛ или ИП.

Режим новый, багов и рисков будет много.

Возможность использовать режим, а также риски во многом зависят от формулировок договоров и отчетных документов (особенно, если это агентские договоры и отчеты агента).
Можете присылать (сюда, либо в личку) описания ваших случаев и ссылки на примеры договоров (с замазанными персданными) - будем обсуждать.

Огромная просьба: Писать по делу и не флудить!
568
338
Комментарии
99+

3 февраля 2022 в 11:36
----------
Цитата

va1to пишет:
как все-таки поступить при опоздании с выпиской чека для иностранного заказчика?

----------

Выписать чек как ничего не было. Максимум, что вам налоговая сделает — небольшой штраф. И то вряд ли.
Ответить

3 февраля 2022 в 15:48
----------
Цитата

ignatsolovey пишет:
Выписать чек как ничего не было. Максимум, что вам налоговая сделает — небольшой штраф. И то вряд ли.

----------


В этом вся и проблема, что штраф будет внушительный, заказчик решил рассчитаться за довольно продолжительный период. Но, думаю, Вы правы, лучше не усложнять и оформить как есть.
Ответить

3 февраля 2022 в 16:07
Поддерживаю - не усложняйте.
Никто не будет за вами бегать со сверкой даты поступления ДС и датой формирования чека.

Представьте, сколько в природе самозанятых, у которых может быть по 10-20 чеков в день.
Сомневаюсь, что в инспекции сидит отряд бойцов, которые регулярно проводят корректность выписывания чеков.
Ответить

8 февраля 2022 в 01:37
Дико извиняюсь если такой вопрос уже обсуждался, но в каких банках сейчас выгоднее всего держать счет под самозанятого при получении оплаты лишь от зарубежного юрлица через SWIFT?

У Тинькова по идее очень удобно будет валюту менять через "Инвестиции", но привык что он у меня основной для переводов по СБП туда-сюда и боюсь что у налоговой могут возникнуть придирки. Поэтому хотелось выбрать другой банк который нормально смотрит на самозанятость и при позволяет менять валюту по выгодному курсу. Оплата в 2-3 тысячи долларов ежемесячно.
Ответить

8 февраля 2022 в 08:24
----------
Цитата

SXX пишет:
он у меня основной для переводов по СБП туда-сюда и боюсь что у налоговой могут возникнуть придирки.

----------

А с какой радости? Кто вас обязывает иметь несколько счетов в разных банках? Вы налог пла́тите? Платите. Если так, то никаких придирок у налоговой быть не может.
И поаккуратнее с объёмами — не забывайте о лимите дохода брутто (гросс) 2,4 млн рублей в год для самозанятого. Превышение облагается по ставке 13% (НДФЛ). Это написано в законе.
Ответить

8 февраля 2022 в 13:29
----------
Цитата

ignatsolovey пишет:
А с какой радости? Кто вас обязывает иметь несколько счетов в разных банках? Вы налог пла́тите? Платите. Если так, то никаких придирок у налоговой быть не может.

----------
Вопрос в том, что доход у меня только с заграницы в валюте, но при этом семья друзья - вполне могут ходить туда-сюда довольно крупные суммы по СБП и реквизитам, иногда больше чем доход.

Поэтому и решил спросить тут у тех, кто уже возможно этим пользуется. Просто ИП выходит неоправдано дорого обслуживать при текущем уровне доходов, вот и думаю про самозанятость так как с клиентами в РФ давно не работаю.
Ответить

8 февраля 2022 в 13:35
----------
Цитата

SXX пишет:
но при этом семья друзья - вполне могут ходить туда-сюда довольно крупные суммы по СБП и реквизитам, иногда больше чем доход.

----------

Как минимум семья — всегда исключение, Росфинмониторинг это видит.
Ответить

13 февраля 2022 в 11:24
Добрый день, никто случайно не знает как оплачивать задолженности по налогу СМЗ (мой налог) частями?

Есть долг за 2 года, хочется платить частями, но приложение Мой Налог не даёт возможности оплатить часть, только всю просроченную задолженность сразу.

И не знаете почему налоговая до сих пор не пошла в исполнительное производство? Задолженности уже 2 года по самому старому начислению, начисления налога идут каждый месяц, оплат не было 2 года.

Я думал может быть есть мораторий на взыскание задолженности в связи с коронавирусом, но ничего такого не нашел
Ответить

13 февраля 2022 в 13:47
----------
Цитата

inet_banker пишет:
Есть долг за 2 года

----------

/оскорбитель вкл/ Простите, а думательный мозг между ушами головы есть?.. Или «а ищо я в неё ем»? Могут быть разные обстоятельства, не спорю, но чтобы два года не платить НПД — первый раз за три года его существования такое вижу. /оскорбитель выкл/

----------
Цитата

inet_banker пишет:
приложение Мой Налог не даёт возможности оплатить часть, только всю просроченную задолженность сразу.

----------

Налоговая вообще не даёт оплачивать налоги частями, долги по ним тоже. Сугубо теоретически можно платить по старым УИНам за каждый месяц («скачать квитанцию» из уведомлений приложения), а потом подождать, пока придёт финальная пеня... но может и не сработать, потому что те УИНы могли уже протухнуть. Похоже, тут случай для глупости в кубе — придётся брать в долг (если не кредит, глупость в четвёртой степени) на оплату налога. Налоги — это то, по чему задолженности быть не должно вообще. Можно (если это совсем неизбежно) просрочить платёж по кредиту, оплату контрагенту, забыть о собственном дне рождения или дне рождения лучшего друга — но просрочка налогов недопустима. Просто потому, что государство (российское особенно) имеет репрессивный аппарат хуже любого банка и обычно не стесняется его применять тогда, когда ему удобно (даже если это намного позже, чем должно по идее случиться). Эта просрочка потом может хорошенько аукнуться в самый неожиданный момент.

----------
Цитата

inet_banker пишет:
Не знаете, почему налоговая до сих пор не пошла в исполнительное производство?

----------

Я не налоговая, не знаю. Но догадываюсь (см. ниже). Хотя это в высшей степени странно. За два года там уж всяко должно на что-то накопиться достаточно убедительного для ФССП. Кстати, проверьте себя в базе исполнительных производств...

----------
Цитата

inet_banker пишет:
может быть есть мораторий на взыскание задолженности в связи с коронавирусом, но ничего такого не нашел

----------

И не найдёте, такого нет и не было. Есть общая установка «самозанятых не трогать и не обижать, даже если они делают глупости». Но ТАКИЕ глупости уже непростительны, и действительно странно, почему налоговая до сих пор не вычерпала чайной ложкой спинной мозг, раз уж в голове брать нечего...
Ответить

9 марта 2022 в 01:25
Вопрос знатокам: каким образом и в какой срок можно исправить допущенную в чеке ошибку?
При заполнении чека случайно не указал плательщика - юридическое лицо, т.е. плательщик не указан вовсе, обнаружил только что. Следует ли этот чек отменить и оформить новый? Но ведь в этом случае получится разрыв (десять дней) между зачислением денег на мой счёт и датой оформления счёта - не возникнут ли вопросы со стороны налоговой?
Ответить

9 марта 2022 в 01:32
----------
Цитата

26.02 пишет:
Следует ли этот чек отменить и оформить новый?

----------

Сегодня аккурат девятое число наступило, поэтому сделать это немедленно и тут же отправить клиенту.
Ответить

13 марта 2022 в 21:16
Интересно, в 2022 году для самозанятых будут послабления/преференции по налогам?
Ответить

13 марта 2022 в 22:28
----------
Цитата

Алексеич2008 пишет:
Интересно, в 2022 году для самозанятых будут послабления/преференции по налогам?

----------

Пока информации об этом нет и рассчитывать на это я бы не стал. Если что, у меня пока за март по нулям и я на последних копейках. Так что если кому-то нужен хороший видеооператор с оборудованием для трансляций и лекций (свет, звук, хромакей, телесуфлёр) в Москве и ближней области — я к вашим услугам, дорогие коллеги. Ну и много ещё чего могу в фото и неонлайновой вёрстке.
Ответить

24 марта 2022 в 00:29
Актуально для ИП.
Если задолжали в бюджет - похоже есть смысл заплатить налоги, сборы, например торговый сбор, штрафы и тд.
Дело в пене. 1/300 ставки в день это сейчас ~24% годовых пеня получается.
Кто ничего не задолжал и у кого нет ИП, это не для них заметка. Интересны адекватные мнения ИП, тех кому сейчас в минус капает эта дикая по ставке пеня.
Среди мер поддержки бизнеса ничего не увидел про сокращение процента или отмену пеней.
Странно что это нигде не обсуждается, для миллионов ИП это существенная информация.
Ответить

24 марта 2022 в 00:40
----------
Цитата

user-72107408879 пишет:
орговый сбор, штрафы и т. д.

----------

Спасибо за напоминание, но ИП на НПД большинство этих историй по определению не касаются. Штрафы в случае самозанятых любого вида (т.е. ФЛ или ИП) актуальны только при просрочке оплаты налога, а это сделать не так уж просто (хотя, как продемонстрировал пример товарища выше по ветке, нет ничего невозможного).
Но вероятно, это напоминание будет полезно тем, кто платит НДФЛ (по форме 3-НДФЛ) и налог на имущество физлиц, а также транспортный налог, налог на наследство и налог на выигрыш в лотерею.

А что касается потенциала возникновения просрочки и пени при оплате НПД, то недавно с одним моим приятелем выяснилась крайне занятная и довольно неприятная штука: если подключить автоплатёж, то банк (во всяком случае, Тинькофф и Сбер) снимают его под самый конец 25-го числа месяца (либо 26 или 27), таким образом информация о платеже в Газпромбанк (расчётный банк ФНС для самозанятых) поступает уже в начале следующих суток, что генерирует пени в несколько или несколько десятков копеек, которые, в принципе, ничем существенным не грозят, но портят репутацию и могут вылезти боком в самый неожиданный и неподходящий момент.

По этой причине, дорогие друзья, я всем рекомендую оплачивать НПД только вручную и не позднее 22–23 числа месяца. При этом информация о фактической оплате налога в статистике «Моего налога» появляется только через 2–3 суток после дедлайна конкретного месяца (т. е. в диапазоне от 26 до 29 числа, в зависимости от платёжной даты, которая обычно 25-е, но сдвигается вперёд, если 25 число приходится на нерабочие субботу или воскресенье).
Ответить

24 марта 2022 в 01:11
----------
Цитата

ignatsolovey пишет:
большинство этих историй по определению не касаются

----------

Верно и именно в частности поэтому и написано сразу ----------
Цитата

user-72107408879 пишет:
Кто ничего не задолжал и у кого нет ИП, это не для них заметка.

----------

А касается тех, у кого есть пеня, не исполненные требования и решения, штрафы и сборы.
И странно что это нигде не обсуждается.
Есть миллионы ИП, не может быть чтобы у всех все уплочено было. А учитывая указанные в соседнем комменте дополнительные категории плательщиков по которым стреляет пеня, вопрос важен.
Просто с высоких трибун трубят о мерах поддержки экономики и предпринимателей, а 24% годовых пеня не понятно как поддерживает бизнес и граждан?
Ответить

24 марта 2022 в 03:19
----------
Цитата

user-72107408879 пишет:
И странно что это нигде не обсуждается.

----------

Полагаю, что целесообразнее это напоминание разместить всё же в ветках, посвящённых именно полноценным ИП. Режим НПД для ИП вторичен и имеет довольно узкое применение, о котором было сказано выше неоднократно — такси и работа с контрагентами, бухгалтерии которых принципиально не работают с физлицами как внешними контрагентами иначе как по трудовым договорам или договорам авторского заказа (с НДФЛ и фондами, как издательство «АСТ», скажем), а также участие в тендерных процедурах для СМСП через ЭТП. Впрочем, последний случай сам по себе редок, поскольку у самозанятых в любой ипостаси обороты и маржинальность заведомо невысоки, а затраты на флешки от КриптоПро, УКЭП и прочие вещи, необходимые для участия даже в простых торгах на ЭТП-агрегаторах, имитирующих «бытовые» торговые площадки (этакий Алиэкспресс/Вайлдберрис для бизнеса — «Берёзка», например), не говоря уж о процедурах по 223-ФЗ и 44-ФЗ, делают её практически нулевой. Особенно в сочетании с лимитом на общий годовой доход плательщика НПД (2,4 млн рублей брутто, что даёт нетто от 2,26 до 2,304 млн в год). Поэтому все призывы к ИП лучше адресовать в темы, в которых сидят плательщики УСН, ЕСХН и по патентной системе.
Ответить

26 августа 2022 в 19:27
Здравствуйте. Оживлю старую тему новыми (возможно, не слишком умными, но других пока нет) вопросами. :)
1. Если один физик какое-то время сотрудничает с другим физлицом, а затем собирается стать самозанятым, то не возникнут ли у налоговой вопросы по поводу предыдущих переводов?
2. Можно ли будет по-прежнему сотрудничать с тем же физлицом, или нельзя 2 года, чтобы не возникло подозрений, что это фирма пытается уклониться от налогов, оформив с работником самозанятость?
3. Есть ли смысл заводить отдельную карту с новым счетом, чтобы на нее от "старого" заказчика приходили вроде как новые платежи?
Ответить

26 августа 2022 в 20:12
----------
Цитата

Elric пишет:
1. Если один физик какое-то время сотрудничает с другим физлицом, а затем собирается стать самозанятым, то не возникнут ли у налоговой вопросы по поводу предыдущих переводов?

----------

Не должно. У меня таких проблем за более чем три с половиной года не возникало, никаких вопросов со стороны ФНС ко мне как к самозанятому (а равно и плательщику налога на квартиру, который к самозанятости никак не относится) тоже никогда не было.
Единственный мой эпизод общения с налоговой по её инициативе случился в начале 2021 года, кажется, когда меня отдел расследований (или какой-то такой) 7743-й не то 7746-й ИФНС позвал на беседу свидетелем по какому-то схематозу мелких шарашек, через которые мне совершенно официально и честно платили по ГПХ с полными налогами (40-процентными) в 2016 году. Я им всё честно рассказал всё, что помнил, ничего не утаив, никаких санкций ко мне не применялось и больше я от налоговой ничего не слышал ни по этому поводу, ни по любому другому.
Но стоит отметить, что всё это касается Москвы, где доходы, не связанные со сдачей недвижимости, в сумме до 250 тысяч рублей в месяц как минимум, никого особо не интересуют. В других регионах (особенно в Краснодаре и вообще на Кубани, в Ставрополе, Рыбинске Ярославской области, Ачинске Красноярского края, Кирове — из того, о чём до меня доходили слухи) у местных налоговых могут возникать какие-то фантазии, типа того, что услуги самозанятого из другого региона местному юрлицу на 150 т. р. за раз — это крупная сумма и попытка уклонения, но на практике они оказываются незаконными перегибами на местах, потому что иногда и, к сожалению, чаще, чем хотелось бы, местные клерки не умеют читать или хотят словить палку на лохе.

----------
Цитата

Elric пишет:
2. Можно ли будет по-прежнему сотрудничать с тем же физлицом, или нельзя 2 года, чтобы не возникло подозрений, что это фирма пытается уклониться от налогов, оформив с работником самозанятость?

----------

Читайте закон внимательно. Мораторий в два года (для надёжности 732 календарных дня, считая день, следующий за датой расторжения трудового договора) касается ТОЛЬКО И ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО юридических лиц и ИП. На клиентов-физлиц такие ограничения не распространяются и не могут с точки зрения здравого смысла, потому что иначе весь смысл «обеления» пропадает.
Двухлетний барьер на работу с юрлицами/ИП изначально прописан для пресечения попыток увода штатных сотрудников в самозанятые с целью налоговой оптимизации и нарушения ТК. Самое интересное, что попытки такого увода всё равно происходили и иногда происходят, но быстро пресекаются. Однако если вы уволились из ООО «Ром-ка-1» и тут же стали работать самозанятым с ООО «Ром-ка-2», имеющим тех же или аффилированных учредителей, располагающимся по тому же адресу и занимающимся тем же самым, это юридическое ограничение не действует. А когда и если подействует (при условии, что налоговая обратит на это внимание, для чего увольнение из одного юрлица и переход в самозанятые с работой на соседнее юрлицо должны быть сравнительно массовыми и одномоментными, а ещё у налоговой должно получиться доказать, что это была именно попытка незаконной налоговой оптимизации, а её успех в этом деле совершенно никак не гарантирован).

----------
Цитата

Elric пишет:
3. Есть ли смысл заводить отдельную карту с новым счетом, чтобы на нее от "старого" заказчика приходили вроде как новые платежи?

----------

Нет. Точнее, организация платёжных потоков — это сугубо ваше личное дело. Для налоговой и друга её Росфинмониторинга нет совершенно никакой разницы, сколько и каких у вас счетов в российских банках (а другие тут не предусмотрены), потому что ИНН у вас в любом случае один и он не изменяется (случаи замены ИНН физлица вроде как происходили, но ни одного такого не вспомню), банку вы его сообщить обязаны, если вы не иностранный гражданин (но граждане Армении, Беларуси, Казахстана и Кыргызстана, регистрирующиеся как самозанятые, российский ИНН получить обязаны, а иные граждане, не имеющие синюю книжечку российского вида на жительство, самозанятыми быть не могут... на и насчёт обладателей ВНЖ я не помню — юрлица они учреждать могут, ИП быть могут, а по части самозанятых не скажу навскидку). ФНС и РФМ для отслеживания транзакций оперируют именно ИНН. Я не посвящён в тонкости собственно процедур финансового мониторинга и соответствующие части внутренней кухни налоговой (наверняка некоторые из них ДСП или вообще гостайна, поэтому официально я об этом знать ничего не хочу вовсе), но по идее расчёты всех плательщиков и получателей платежей, а самозанятых и их контрагентов особенно, выглядят как «ИНН такой-то получил деньги от ИНН такого-то».
Однако транзакции между физлицами отслеживаются заметно менее строго, чем транзакции юрлиц любой формы и ИП в адрес кого угодно, за исключением тех, в которых участвуют люди, которыми предметно интересуются силовые органы (включая «иноагентов»), потому что физлицо, самозанятое оно или нет, вести бухучёт по РСБУ и МСФО не обязано никому и никак. Ну и физлицо-плательщик в случае с самозанятыми, в отличие от плательщиков-юрлиц и ИП, не персонализируется: вы получаете платёж от неопределённого (в рамках «Моего налога») физлица, а кому именно вы отправляете чек, и отправляете ли на самом деле, приложение (и, соответственно, налоговая) не отслеживают.
Ответить

26 августа 2022 в 20:19
Благодарю за столь подробные и развернутые ответы! :gramercy:
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть