Назад
29 января 2019 в 01:46

Налог на самозанятых: известные баги, риски, кейсы

ФНС сделало отличный подарок фрилансу и shared economy в России :flowers:
Теперь миллионы фрилансеров смогут легально платить налог 3%-6% от доходов (с учетом приветственной скидки от ФНС) :ura:

Нет минимальных фиксированных взносов в ПФР, отчетности, не нужно покупать онлайн кассу. Нужен только смартфон, чтобы зарегаться в приложении «Мой налог» и формировать электронные чеки :relax:

На этот режим (и обратно) могут перейти ФЛ, ИП на ОСН, «местом ведения деятельности которых» (независимо от прописки) является один из четырех субъектов РФ: Москва и область, Калужская область, Татарстан. Жителям иных регионов видимо стоит быть аккуратнее с геолокацией, чекинами в соцсетях и свидетельскими показаниями :D
Доход считается по кэшу (по дате получения денег).

Фрилансеру можно:
- продавать результаты своего труда
- сдавать жилье
- одновременно работать по найму (с удержанием НДФЛ) и иметь иные доходы
Фрилансеру нельзя:
- сдавать апартаменты и прочую нежилую недвижимость
- эксплуатировать чужой труд
- оказывать услуги доверительного управления, жить на дивиденды, торговать ценными бумагами и ПФИ.
Нельзя превращать наемных работников во фрилансеров (это уклонение от налогов и уголовщина).

Режим касается только налогов. Для прочих целей фрилансер рассматривается как обычный ФЛ или ИП.

Режим новый, багов и рисков будет много.

Возможность использовать режим, а также риски во многом зависят от формулировок договоров и отчетных документов (особенно, если это агентские договоры и отчеты агента).
Можете присылать (сюда, либо в личку) описания ваших случаев и ссылки на примеры договоров (с замазанными персданными) - будем обсуждать.

Огромная просьба: Писать по делу и не флудить!
568
338
Комментарии
99+

6 июля 2023 в 22:09
Подскажите, какие минусы могут быть от получения статуса самозанятого?
слышал, например, что кредиты плохо дают. (А как с кредитными картами?)
буду благодарен за любые мелочи.
Ответить

7 июля 2023 в 00:16
----------
Цитата

Еуро пишет:
слышал, например, что кредиты плохо дают. (А как с кредитными картами?)

----------

Новых кредитов не брал, спасибо, уже есть, больше не надо. А, нет, брал, если считать сплит Яндекса и рассрочку Озона (юридически это одна из разновидностей POS-кредитования). В нужных мне объёмах (по московским меркам смешных) проблем нет, но и к погашению их я отношусь крайне щепетильно.

Действительно, самозанятому получить большой и/или необеспеченный кредит сложнее, чем, например, квалифицированному и с заметным стажем зарплатному сотруднику крупной компании (государственной или частной — не суть), но в целом банк волнует не то, как заёмщик платит налоги, а насколько стабилен его доход и какое имущество с него в случае чего можно взыскать. Есть прецеденты как отказов, так и одобрения, их примерно поровну и здравый смысл в них прослеживается не всегда.

Карты — Тинькофф и Сбер мне лимиты увеличили недавно. Правда, Сбер — это вещь в себе со многих точек зрения, в том числе и скоринга, ну и я не использую его для получения денег, а равно и не держу там ничего своего. Впрочем, лимит по кредитной карте — это странная штука, которая, во-первых, не относится к тематике этой ветки, а во-вторых, далеко не всегда коррелирует со стабильностью и объёмом дохода.

Если самозанятость для вас — не единственный доход, а дополнительный (т.е. у вас есть трудовой договор, который приносит вам более 60..70% официального дохода... ну или у вас очень жирный и максимально консервативный инвестиционный портфель), то вряд ли она как-то повлияет на ваш образ с точки зрения скоринга.
Ответить

7 июля 2023 в 00:21
----------
Цитата

Еуро пишет:
что кредиты плохо дают

----------

Ипотеку взял, у банка вопросов про самозанятость не возникло.
Ответить

21 августа 2023 в 10:53
Добрый день, в связи с тем что Райфайзер ввел довольно неприятную комиссию за входящие SWIFT переводы в долларах сейчас ищу ему альтернативу, возможно кто-нибудь может посоветовать банк который принимает SWIFT в долларах и не берет 50% комиссии
Ответить

31 августа 2023 в 15:49
Кто-нибудь из присутствующих продаёт полиграфию или рекламную сувенирную продукцию (с нанесением логотипа заказчика) на самозанятости?

К полиграфии вопросов меньше - во-первых, одноимённый раздел есть в списке видов деятельности, во-вторых, читал комменты юристов, что заказанные в типографии визитки\листовки\буклеты\плакаты и т.п., и проданные в дальнейшем заказчику, не являются перепродажей, т.к. был произведён новый уникальный товар под заказ. Т.е. вроде бы не нужно для этого иметь печатную машину дома. Но так и не понял достоверно - нужно ли при данной продаже быть причастным к разработке графического дизайна макета, по которому была напечатана данная продукция? Или просто продаются листовки\визитки и все счастливы?

С какими формулировками выставляете счёта\чеки на полиграфию?


По сувенирке вопрос в целом тот же (можно ли её покупать у компании с услугой нанесения логотипа) + не очень понятно какой вид деятельности выбирать в приложении "Мой налог", потому что "Товары собственного производства" как будто бы не очень сюда подходят, хотя ничего иного более подходящего как бы и нет.
Ответить

31 августа 2023 в 16:12
Я верстальщик/допечатник (помимо всего прочего), но, думаю, компетентен ответить.
Сувенирная продукция с нанесением, точно так же как и малотиражная полиграфия — это новый уникальный продукт собственного производства. Предметы, на которые наносятся логотипы или надписи, в этом случае сырьё/исходный материал, а не конечный продукт, причём это сырьё может быть предоставлено заказчиком, и вот в таком случае вы совершенно точно ничего не перепродаёте, а только лишь оказываете услуги по персонификации готового изделия, если у вас шелкография, лазер, гравёр, фреза, термоперенос и др.
Если вы режете что-нибудь из акрила, фанеры, дерева, металла, в результате чего получается новое уникальное изделие, то вы продаёте продукцию собственного производства.

Во избежание двусмысленности документально это можно обставить так, что клиент покупает изделие у поставщика как товар (кубки, медали, аксессуары, посуда, одежда...), а вы оказываете ему услугу нанесения символики, что уже совершенно точно никак нельзя подвести под торговлю.

В случае с полиграфией может быть коллизия, но формулировка «Предпечатная подготовка и печать» с указанием предмета и тиража (заведомо малого, до 500 экземпляров, скажем) не должна никаких лампочек на пульте зажигать.

Я собственно производством не занимаюсь, мой конечный продукт — это pdf'ы и tiff'ы с макетами, а роль технического посредника в отношениях между клиентом и типографией я всегда выполняю добровольно и безвозмездно — у тех и других «одно окно», а услуги типографии клиенты оплачивают напрямую их бухгалтерии, хотя бумаги физически проходят через меня, потому что так всем удобнее и проще.
Ответить

31 августа 2023 в 16:28
ignatsolovey, спасибо!

Тоже склоняюсь к тому, что в формулировку нужно заложить небольшой намёк на какую-то оказанную услугу (допечатная подготовка), проверить это всё равно невозможно, потому что фиктивно "добавить вылеты под обрез" (вы меня поймёте :D ) я всегда могу :shuffle: но зато эта фишечка, мне кажется, увеличит шансы на отсутствие проблем со стороны органа.

----------
Цитата

ignatsolovey пишет:
а только лишь оказываете услуги по персонификации готового изделия, если у вас шелкография, лазер, гравёр, фреза, термоперенос и др.

----------

Вот тут, увы, суть как раз такая же, как и с полиграфией - я приобретаю заказ "под ключ" (сырьё + услуга персонализации) у поставщика и точно также его "под ключ" продаю заказчику.

Чисто с услугой (отдельно от сырья) вопросов вообще нет, самозанятость хорошо заточена под услуги, там всё что угодно можно подвести под законную деятельность.

Было бы круто, конечно, послушать тех, кто уже это попродавал такую продукцию хотя бы полгода-год.
Ответить

13 сентября 2023 в 12:17
Новая порция дурнины от бухни. В Москве, кстати.
На этот раз от меня потребовали, внимание... подписать счёт синей ручкой! Пока просто вставил отсканированную обтравленную подпись в PDF и отправил заново, посмотрим, прокатит или нет (upd: прокатило).

Интересно, что ещё могут захотеть? Печать на электронном чеке? ;)
Ответить

20 октября 2023 в 01:52
Как вы думаете, в чем экономический смысл налога на самозанятых? Например, в Москве, доходы бюджета от самозанятых около 10 млрд в год. А общие доходы бюджета - в районе 3 трлн. Разве на этом фоне, 10 млрд не копейки на грани статпогрешности?
Ответить

20 октября 2023 в 07:18
----------
Цитата

user5193712 пишет:
Разве на этом фоне 10 млрд — не копейки на грани статпогрешности?

----------


Вы задаёте вопрос, на который не получите здесь внятного ответа, выходящего за рамки того, что вы услышите или прочитаете где-то ещё. 10 миллиардов — тоже деньги. Для Москвы может и смешные, а для, скажем, Костромы — вовсе нет. Ну и даже на московском уровне 10 миллиардов — это удовлетворение некоторых коррупционных аппетитов (я не считаю, что НПД разворовывается — отнюдь, но уж сотня-другая миллиардов в год из московского бюджета всяко утекает за высокие заборы тихих коттеджных посёлков в Одинцовском районе). Или поделите эту сумму на размер московской пенсионной надбавки и получите вполне солидное количество людей, которым немного легче/комфортнее жить на старости лет. Или на стоимость электробуса или машины такси. Даже если один автомобиль JAC JS4 под вывеской «Москвич 3» стоит московскому бюджету 5 миллионов, 10 миллиардов — это 2000 таких автомобилей. Ну да, это ±1% в масштабах московского такси, но это вопрос того, приедет ли лично к вам такси ровно в ту минуту, в которую именно вам оно нужно. Но 2000 таксомоторов — ладно, статпогрешность на московском уровне. А вот 250 электробусов или 800 автобусов — уже совсем не погрешность даже в масштабах Москвы, это несколько десятков высоконагруженных маршрутов, которые обслуживают количество народа, сравнимое с населением Сыктывкара или вообще Ярославля. Ну и вообще, курочка по зёрнышку, пылесос по тапочку.

Скажу так: когда я лично для себя в точности такую систему в 2016 году придумал и рассказал о ней депутату Макарову за кофейком, меня ничуть не волновал её экономический смысл для кого-то, кроме лично меня. То есть я НПД вижу сугубо как инструмент, позволяющий мне спокойно работать с юрлицами и ИП, не вводя их в лишние расходы, не обрекая на бухгалтерию себя, и не имея вопросов от ФНС. Заплатил налог и сплю спокойно, ага. А если ещё точнее, то это инструмент, позволяющий разницу между НПД и «классическим» налогообложением положить себе в карман на абсолютно законных основаниях, способ работать сразу в нескольких интересных местах, не будучи там трудоустроенным и без обязаловки с трудовым распорядком, и т. д., и т. п. И с чистой совестью, прошу заметить. То, что этот налог идёт в местную казну (точнее, 33% в ФФОМС, а 67% в местный бюджет), позволяет мне, непосредственному потребителю некоторых московских благ по прописке и по рождению, потреблять их без лишних угрызений. Это своего рода отступные за возможность сидеть тихо себе на уме, заниматься своим делом и не отсвечивать. А сколько там ещё самозанятых, чем они занимаются и каков их вклад в московский бюджет на фоне корпораций, торговых сетей и госпредприятий — ну чесслово, до лампочки.

Я всё это говорю как этакий «идеальный сферический самозанятый в зеркальном вакууме» — самозанятость составляет 100% моего дохода, при этом доля сдачи недвижимости в ней 0%, потому что мне нечего сдавать, я видеооператор, фотограф и верстальщик (не веб), и того налога я в год плачу в районе 100 тысяч. Точнее, мои клиенты платят, потому что я озвучиваю столько, сколько я хочу получить и плюс налог. Учитывая, что один из этих клиентов — московское же культурное учреждение, то часть того налога — это перекладывание копеек из одного московского кармана в другой.

Ничего больше я свежезарегистрированному анониму с одним сообщением, написавшему провокационный вопрос без восьми два ночи, я не скажу. И другие тоже вряд ли скажут.
Ответить

30 ноября 2023 в 07:45
Со 2 октября поменялись КПП и ОКТМО для добровольных взносов на обязательное пенсионное страхование по Москве(и, возможно, Московской области).

Я, не зная данного факта, отправил платёж 1311. Деньги учли только вчера. Сами разобрались или помогли обращения(одно через налоговый кабинет самозанятого, другое через сайт СФР) не знаю.
Ответить

30 ноября 2023 в 07:56
----------
Цитата

Anry2015 пишет:
отправил платёж 1311.

----------

Вы, видимо, единственный в этой ветке, кто платит по реквизитам/бумажной квитанции. И один из очень немногих в принципе.
Что я делаю не так, что у меня нет никаких проблем даже не через кнопку в «Моём налоге» уже, а вообще через ЕНС? Пришли деньги — сразу закинул налог через «Налоги ФЛ» и всё, проблем нет.

А, знаю, что я делаю не так — я не делаю пенсионных взносов, потому что мне до пенсии ещё 25 что ли лет, за которые может измениться примерно всё (ну и вообще не факт, что я столько проживу, а кормить нынешнее государство за счёт веры в своё будущее — ну, такое...).

Я понимаю причины и степень вашего недоверия к налоговой, но если она захочет ошибиться за ваш счёт — бумажки вас не спасут от нервотрёпки.
Ответить

9 декабря 2023 в 17:08
Добрый день, подскажите, при формировании чека в приложении телефон покупателя- физ. лицо(кому оказана услуга) обязательно указывать (если человек не хочет давать свой телефон)?
Ответить

9 декабря 2023 в 17:21
----------
Цитата

pfrsergey пишет:
если человек не хочет давать свой телефон

----------

Нет, указывать телефон физлица-клиента не нужно. Налоговая, если что, сама разберётся при помощи Росфинмониторинга, который видит все транзакции. Поступление суммы на ваш счёт было, отправитель банку (и, следовательно, налоговой) известен.
Если вы отправляете чек через мессенджер, e-mail или SMS, то это функция операционной системы мобильного телефона (либо браузера, если вы пользуетесь сайтом), приложение этого уже не видит.
Ответить

9 декабря 2023 в 17:35
По-моему, никаких данных о покупателе - физическом лице не надо. Вот если был бы покупатель - ИП (но и тогда налог был бы больше).
Ответить

9 декабря 2023 в 17:40
Интересно, и как же налоговая в состоянии проверить факт отправки или не отправки сформированного чека ?
Ответить

9 декабря 2023 в 17:48
----------
Цитата

ignatsolovey пишет:
Нет, указывать телефон физлица-клиента не нужно. Налоговая, если что, сама разберётся при помощи Росфинмониторинга, который видит все транзакции. Поступление суммы на ваш счёт было, отправитель банку (и, следовательно, налоговой) известен.
Если вы отправляете чек через мессенджер, e-mail или SMS, то это функция операционной системы мобильного телефона (либо браузера, если вы пользуетесь сайтом), приложение этого уже не видит.

----------


Проясните, я может, что не понимаю.
Представим следующую ситуацию: обращается физическое лицо за консультацией, я его консультирую, он мне оплачивает за консультацию наличными денежными средствами, выдаю чек бумажный, я вношу в "мой налог" сумму консультации и все. А кто это (ФИО, телефон и т.д.) не интересно налоговой?
Спасибо за ответ.
Ответить

9 декабря 2023 в 17:54
----------
Цитата

Anry2015 пишет:
как же налоговая в состоянии проверить факт отправки или не отправки сформированного чека

----------

В случае с физлицами и не проверяет. Опять возвращаемся к прописным истинам со второй страницы ветки из уже двадцати трёх: в 422-ФЗ чётко прописана обязанность самозанятого отправить чек, но нет ни слова, ни буквы, ни точки о том, что клиент-физлицо обязан этот чек получить и как-то у себя что-то с ним сделать. ИП или юрлицо — другое дело, они у себя в бухгалтерии должны указать номер, дату и сумму чека. А физлицо — нет. По большому счёту сам факт формирования чека самозанятым показывает доход от физлица, но физлицо, за редчайшими исключениями (кто там о тратах обязан отчитываться? Госслужащие и «иноагенты»? Я лично десять раз подумаю, оказывать услуги тем или другим как минимум де-юре...), совершенно ничего не обязано с этим чеком делать.
Это один из моих любимых аспектов этого закона, который опирается на презумпцию доверия контролирующего органа к гражданам — весьма редкий пример законодательного здравомыслия, не утраченный когда-то по пути от меня к депутатам и далее.
Ответить

9 декабря 2023 в 18:02
----------
Цитата

pfrsergey пишет:
выдаю чек бумажный, я вношу в "мой налог" сумму консультации и все. А кто это (ФИО, телефон и т.д.) не интересно налоговой?

----------

Именно! Более того, выдавать бумажный чек закон вас не обязывает, первичен электронный, который вы вольны распечатать, чего я сам за пять без месяца лет не делал ни разу (бухгалтерии моих контрагентов-юрлиц — знаю, делали, но это их личная паранойя). Любая другая бумажка, которую вы, будучи самозанятым, выдали клиенту (кассовый чек, расписка, квитанция) — с точки зрения налоговой филькина грамота, фикция и не документ. Ваша первая, главная и единственная обязанность — внести точную полученную сумму в «Моём налоге» и в должный срок этот налог заплатить, что с внедрением единого налогового счёта стало максимально удобно — я просто немедленно скидываю исчисленный приложением налог через другое приложение, «Налоги ФЛ» (оно же сайт lkfl2.nalog.ru), и голова моя более уплатой налогов через месяц или почти два не занята в принципе.
Ответить

9 декабря 2023 в 18:12
По идее, не интересно.

Отправка же чека всё-таки является обязательной, хотя и не проверяемой - например, можно отправить ссылку по смс{не изображение, а именно ссылку, звйдя на которую покупатель может в любой момент убедиться, что вы его не аннулировали}.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть