Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

9 ноября 2019 в 21:23
----------
Цитата

tempur пишет:
У других организаций разве были согласия, оформленные мошенниками от вашего имени

----------

Были согласия подписанные с помощью смс. Такие согласия и предоставлялись Банку России.
Ответить

11 ноября 2019 в 17:27
----------
Цитата

sanuzb пишет:
Уже накатал жалобу им в ответ. Приложил копию письма Минкомсвзи и их же копии ответов по другим фин.организациям, где они пишут, что действительно, были нарушения.
Интересно, понесет ли сотрудник Банка России хоть какую то ответственность, за такое отношение к своей работе?

----------


Не совсем по теме, но получил наконец ответ от ЦА Росокмнадзора (ЦБ наказал и Почта банк и Банк Открытие в июле 2019), в итоге мне сообщили, что конкретный сотрудник, который в декабре 2018 вынес отказ в возбуждении АП в отношении данных банков понес наказание - был депримирован еще в июне 2019 по итогам проверки ЦА Роскомндзора.
Ответить

11 ноября 2019 в 17:57
Alexander_K, напомните, пожалуйста, с чем именно вы обращались в РКН?
Ответить

13 ноября 2019 в 07:49
Получил еще один странный ответ от той же Садковой Е.Н.
В 16:54 пришло письмо об отказе в возбуждении дела об АП в отношении КИВИ Банка.
В 18:16 приходит еще одно письмо, где уже этот же сотрудник, усматривает находит нарушения со стороны КИВИ Банка.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

13 ноября 2019 в 07:59
sanuzb, подождите, что получите на бумаге. А точно речь про одно и то же событие?
Ответить

13 ноября 2019 в 08:05
----------
Цитата

tempur пишет:
А точно речь про одно и то же событие?

----------


Насколько я понимаю, в первом случае, Банк что то ответил. Во втором, нет.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

13 ноября 2019 в 08:12
Видимо работать заставили )))). Нам нужен спец. служба под названием пинатели.
Ответить

13 ноября 2019 в 08:25
sanuzb, рискну предположить, что отказные определения в отношении БКИ, а банк туда попал по оплошности.
Можете позвонить исполнителю за уточнением.
Ответить

13 ноября 2019 в 08:57
----------
Цитата

tempur пишет:
что отказные определения в отношении БКИ

----------

Самое интересное, в своих жалобах я указывал только Банк. К БКИ претензии не указывал.
Видимо даже не читают, что мы им пишем!

----------
Цитата

tempur пишет:
Можете позвонить исполнителю за уточнением.

----------

А как это сделать?
Ответить

13 ноября 2019 в 09:05
----------
Цитата

sanuzb пишет:
Видимо даже не читают, что мы им пишем!

----------

Ну почему же? В сопроводительном письме разве есть фраза об отсутствии вины БКИ и вынесенных по этой причине отказных определениях?

Телефон исполнителя обычно указан в нижней части сопроводительного письма, если его нет, то можно через горячую линию с ним связаться.

Но я вижу, что в сопроводиловке у вас разные номера обращений. Поэтому полагаю, что речь о разных запросах.
Ответить

14 ноября 2019 в 09:08
----------
Цитата

tempur пишет:
Ну почему же? В сопроводительном письме разве есть фраза об отсутствии вины БКИ и вынесенных по этой причине отказных определениях?

----------

Есть конечно. Если обратите внимание на это сообщение, в первом файле указан Банк и БКИ.
Определение ниже из этого же письма:
«Файл недоступен»
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть