Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

22 апреля 2019 в 09:42
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
сейчас во все продукты включает согласие на запрос КИ, даже по вкладам

----------
подтверждаю данный факт и добавлю от себя - особенно Альфа-Банк. Но, не могу не добавить, что при обращении их внимания на необходимость исключения данного пункта - удаляют, правда, скрепя сердце и делая недовольную "мину". Так что, вопрос касается просто внимательности при чтении подписываемых документов при открытии вкладов.
Ответить

22 апреля 2019 в 09:51
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Но, не могу не добавить, что при обращении их внимания на необходимость исключения данного пункта - удаляют, правда, скрепя сердце и делая недовольную "мину".

----------

Хоум кредит тоже принуждает к подписанию отдельного соглашения на эту тему при любом продукте. Даже вкладе. Если отказаться подписывать - отказ в обслуживании, не открывают вклад. :fool: Проверено лично.
Ответить

22 апреля 2019 в 10:12
Def1985, договор вклада это публичный договор, если его отказываются заключить, да еще и по такой причине, то за это можно и нужно наказывать.
Ответить

22 апреля 2019 в 21:52
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
сейчас во все продукты включает согласие на запрос КИ, даже по вкладам изображение

----------

Как я понимаю, согласие действует 6 месяцев (2 месяца до января 2019). А у меня от Альфа-Банка только в одном Эквифаксе пять запросов за два года.

Вполне возможно, согласие я давал (слишком поздно для себя открыл banki.ru). Но ведь у него же ограниченный срок. Ну и могли придумать еще каких-нибудь хитростей, вроде того, что мне сказали, что выдали дебетовую карту, а на самом деле выдали что-то другое. Вот и разберемся.
Ответить

25 апреля 2019 в 02:49
Помогите разобраться в нескольких моментах 218-ФЗ, плиз.

Кредитная история состоит из
1) титульной части;
2) основной части;
3) дополнительной (закрытой) части;
4) информационной части.

Бюро обязано делать пометку каждый раз, когда запрашивается кредитная история. При этом, вроде как(?), не имеет значение, какая часть (части).
----------
Цитата

5. При предоставлении пользователю кредитной истории кредитного отчета бюро кредитных историй вносит в дополнительную (закрытую) часть кредитной истории следующую информацию...
----------


При этом согласие на получение информационной части не требуется:
----------
Цитата

9.1. Информационная часть кредитной истории предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях выдачи займа (кредита) без согласия субъекта кредитной истории...
----------

А информационная часть представляет интерес, потому что в информационной части перечислены выдача кредитов, отказы, просрочки более 120 дней...

А согласие требуется только для запроса основной части
----------
Цитата

10.1. По истечении срока действия согласия ...пользователь кредитной истории, получивший это согласие, не вправе запрашивать в бюро кредитных историй основную часть кредитной истории.

----------


Таким образом, банк может без согласия запрашивать титульную и дополнительную часть кредитной истории (может ли закрытую?), а Бюро будет делать каждый раз об этом пометку? Что я упускаю, неправильно трактую?
Ответить

25 апреля 2019 в 07:36
e*******@gmail.com, без согласия только титульную и информационную. С согласием основную. Закрытую вообще никак, для неё весьма ограниченный перечень допущенных.

Запрашивать только титульную вообще нет смысла - там те же сведения, что уже имеются у банка. Информационная часть для банка интереснее, но наиболее полную картину он получает только из основной части.

Некоторые банки пытались избежать наказания по мотиву "мы запрашивали только информационную часть", но что-то не смогли это доказать Банку России.
Ответить

25 апреля 2019 в 18:05
Благодарю за интересную тему на форуме! Подскажите в заявлении ни чего не поменялось к сегодняшнему дню?
Ответить

25 апреля 2019 в 18:38
u*******@bk.ru, ничего.
Ответить

28 апреля 2019 в 11:58
Получил ответ от Эквифакса.
Альфа-банк свой запрос удалил, хотя у него имелось действующее согласие на запрос КИ, данное мной в составе документов на открытие депозита.
СК Согласие тормозит. Интересно, можно его за это привлечь по ст. 15.26.3 КоАП?

ПС. На заявление о досудебном соглашении Эквифакс пока молчит...
«Файл недоступен»
Ответить

28 апреля 2019 в 23:21
При оформлении дебетовой карты - впаве ли банк требовать в обязательном порядке согласие на запросы в БКИ? Можно ли отказаться, и не давать согласие? Вправе ли банк после этого не выдать дебетовую карту?
Ответить

28 апреля 2019 в 23:32
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
Интересно, можно его за это привлечь по ст. 15.26.3 КоАП?

----------

Можно попробовать.

e*******@gmail.com, требовать не имеют права, согласие только в добровольном порядке. В выдаче даже дебетовой карты могут отказать.
Ответить

2 мая 2019 в 00:38
Имеет ли смысл просить БКИ предоставить бесплатный отчет, после внесения изменений? Или безрезультативно?
Ответить

2 мая 2019 в 13:41
----------
Цитата

tempur пишет:
Можно попробовать.

----------

Написал в ЦБ. Если получится, открою отдельную тему, т.к. нарушение, по всей видимости, не редкое.

----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Имеет ли смысл просить БКИ предоставить бесплатный отчет, после внесения изменений? Или безрезультативно?

----------

Насколько помню, ОКБ инициативно присылал исправленный КО. Эквифакс выше ограничился только письмом. Законом это не установлено, а значит на усмотрение БКИ. Ну и у вас право получать бесплатно КО 2 раза в год.
Ответить

2 мая 2019 в 17:05
Максим Андреевич, зачем отдельную тему? В теме про внесение изменений в КИ это обсуждалось.
Ответить

2 мая 2019 в 20:15
----------
Цитата

tempur пишет:
зачем отдельную тему? В теме про внесение изменений в КИ это обсуждалось.

----------

Да, действительно, увидел самую свежую попытку привлечь по ст. 15.26.3 КоАП в конце 2017 г. Но мало кто будет там копаться. Тем более адекватных шаблонов там нет.
Ответить

3 мая 2019 в 08:20
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
Тем более адекватных шаблонов там нет.

----------

Так добавьте. ;)
Ответить

3 мая 2019 в 18:13
Я вот все думаю - какой смысл для банков делать периодически запросы кредитной истории? Да еще зная что это незаконно (да и законно тоже)? Ну, кроме как потом смски слать со спамом "вам одобрен кредит с льготной ставкой 15% годовых".

Вот у меня так Альфа-Банк делал, ВТБ делал. А Открытие ничего никогда не предлагал, но умудрился однажды запросить мою кредитную историю дважды за неделю. Не пойму зачем это нужно было. Они думали что-то в ней изменится за неделю?
Ответить

4 мая 2019 в 15:07
tempur, конечно. Но только после положительного решения ЦБ. Кстати, я ещё туда включил фразы о моральном вреде, посмотрим, признают ли меня потерпевшим.


e*******@gmail.com, зачем над этим ломать голову. Мало ли что - маркетинговая политика, такое программное обеспечение, отсутствие взаимодействия отделов внутри банка и т.п.
Ответить

17 мая 2019 в 11:56
Скажите, пожалуйста, ведь ежемесячные запросы банка о кредитной истории клиента без согласия последнего на подобное, является ведь нарушением прав гражданина и уменьшает в будущем возможность получить хороший кредитный продукт от какого-либо банка? Пока сам не обратился с просмотром что там творится, ни за что бы не узнал. Вот так банки и гадят своим клиентам, может, мстят за жалобы? :) Вопрос как с этим бороться. Что нужно писать и куда? Сначала в банк, регулярно запускающий нос в кредитную историю? Потом в ЦБ, если ответа не будет?
Тему почитаю.
Ответить

17 мая 2019 в 15:07
----------
Цитата

cream пишет:
едь ежемесячные запросы банка о кредитной истории клиента без согласия последнего на подобное, является ведь нарушением прав гражданина

----------

Да.
----------
Цитата

cream пишет:
и уменьшает в будущем возможность получить хороший кредитный продукт от какого-либо банка?

----------

Возможно.
----------
Цитата

cream пишет:
Что нужно писать и куда?

----------

По ссылкам в моей подписи.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть