Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

9 июля 2019 в 11:54
В договоре:
Я (далее – Клиент), нижеподписавшийся, выражаю согласие на заключение с ПАО «Почта Банк», место нахождения: г. Москва, Преображенская пл., д. 8, лицензия № 650 выдана Банком России 25.03.2016 (далее – Банк) договора банковского счета (далее – Договор банковского счета), на условиях, указанных в настоящем Заявлении, а также Условиях открытия и обслуживания Сберегательного счета и предоставления потребительского кредита (далее – Условия), а также на заключение соглашения об использовании простой электронной подписи в соответствии с Условиями. Прошу открыть мне Сберегательный счет, оформить Карту к нему и предоставить обслуживание в соответствии с Условиями и тарифами Банка.

И в этом договоре еще много на что согласился :D .
Хотел пользоваться этим вкладом как временное хранилище для оплаты в ГИС жку. Да вот только сейчас у них глюк, нельзя перевести с этого счёта на вирт. карту пишет- "юр.лицу перевод временно не возможен", в тп писал, делать не хотят.
Ответить

9 июля 2019 в 12:08
----------
Цитата

moonburn пишет:
действительно верите, что если куда то подали заявление об отзыве персональных данных, то там прям взяли и всё удалили?

----------
Я не состоялся клиентом Тачки, когда у них резко ухудшили условия и до вступления в силу договора и активации карты отозвал ПД. Спустя N лет они прислали смс - значит номер телефона не удалили. Но в той же смс вместо обращения ФИО стояло [DELETED] - значит личные ПД удалили.
Но в этом году в ОТП оформил первую карту/договор, при заключении они якобы что-то нарыли. Значит Тачка не всё удалила и слила в базу ОТП :) Сейчас с ОТП расторгну 10.07 и снова отзову ПД у ОТП - посмотрим на результат.

БРС вообще внаглую отвечали, что нифига удалять не планируют, хотя у меня 2 заверенных ими заявления об отзыве ПД (в разных формулировках, в том числе исключающей хранение со своими левыми целями, в том числе ответ РКН о недопустимости юзания ПД в целях не банковского обслуживания). Потом они мне 2-3 раза звонили в левых целях, на что я их тыкал носом в "отсутствие обязательств между сторонами" и в отзыв ПД, они сливались. При том БРС карточные и бумажные ПД выкидывает в обычные мусорки, видимо и хранит их также, что они к кому угодно могут попасть.
Ответить

9 июля 2019 в 12:12
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
в той же смс вместо обращения ФИО стояло [DELETED] - значит личные ПД удалили.

----------
простите, мне кажется, это значит, что они Вам показали, что якобы удалили. Вполне может стоять некая галочка в базе типа "клиент отзывал ПД, значит в смс пишем [DELETED]"
Ответить

9 июля 2019 в 12:13
----------
Цитата

intronet пишет:
ответ на запрос почта-банка, оказывается когда оформляешь сберегательный счёт, то в условии прописано что банк может запросить КИ

----------
– Отдельным заявлением отзовите свой акцепт на данное условие по договору как навязанное в нарушение ГК РФ и ЗоЗПП;
– отдельным заявлением составьте претензию, что КИ допустимо запрашивать только и только при кредитных обязательствах или картах с овердрафтом.
– А также отдельную претензию на устранение/аннулирование запроса к КИ как произведённого по неправомерно полученному согласию в обход действующих норм и законов.
Ответить

9 июля 2019 в 12:17
----------
Цитата

moonburn пишет:
они Вам показали, что якобы удалили

----------
Вполне вероятно, однако я их ткнул носом в отзыв ПД, в запрет РКН на использование ПД не в целях банковского обслуживания и что я сохранил детализацию оператора с этой смс, чего в принципе уже достаточно для наезда на Тачку (фото смс не нашёл в архиве, не помню сохранял ли). Потому если Тачка что-то "вспомнит", то им станет плохо, с рук им не спустил. И все доки у меня подшиты, все претензии разложены по датам и контрагентам :) Всегда можно поднять и "наказать" за нарушение сроков.
Ответить

9 июля 2019 в 12:49
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
Потому если Тачка что-то "вспомнит", то им станет плохо, с рук им не спустил. И все доки у меня подшиты, все претензии разложены по датам и контрагентам :) Всегда можно поднять и "наказать" за нарушение сроков.

----------
С этим не спорю (как и с направленностью этой ветки на заработке денег на этом, хотя я бы и не стал этим заниматься).
Я отвечал своим комментарием (на который Вы дали ответ) на тему "конфиденциальная персональная информация третьих лиц хранится в банке". О том, что она может продолжать храниться (хоть в базах данных, хоть в пыльных архивах) и даже распространяться налево, а Вы об этом не узнаете. Вы можете требовать, они могут делать вид, что исполняют Ваши законные требования.
Если узнаете - накажете, струсите денег, не вопрос. Но на само хранение Вы повлиять можете мало. И не можете это проконтролировать - у Вас нет доступа к каждой бумажке, к каждой базе данных, да к каждому шкафу, где ножка подпирается ксерой вашего паспорта.
Ответить

9 июля 2019 в 12:50
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
– Отдельным заявлением отзовите свой акцепт на данное условие по договору как навязанное в нарушение ГК РФ и ЗоЗПП;
– отдельным заявлением составьте претензию, что КИ допустимо запрашивать только и только при кредитных обязательствах или картах с овердрафтом.
– А также отдельную претензию на устранение/аннулирование запроса к КИ как произведённого по неправомерно полученному согласию в обход действующих норм и законов.

----------

Если уж писать заявление то на закрытие этого договора, только вот ехать к ним в офис вообще не хочется.
Ответить

9 июля 2019 в 12:50
Можно ли в одном заявлении на закрытие чего-либо прописать отдельным пунктом отзыв своих ПД?
Ответить

9 июля 2019 в 14:57
----------
Цитата

moonburn пишет:
Если узнаете - накажете, струсите денег, не вопрос. Но на само хранение Вы повлиять можете мало. И не можете это проконтролировать - у Вас нет доступа к каждой бумажке, к каждой базе данных, да к каждому шкафу, где ножка подпирается ксерой вашего паспорта

----------
Я натравливал свой территориальный РКН на Траст - с ним дел не имел, но они что-то мне слали. РКН раздул и пришёл к ним фигачить архивы и базы банка на предмет наличия отсутствия в них меня. Не помню, нашли ли что, но прессовали их сильно, долго, и Траст очень были огорчены.
И это я ещё коллегу из территориального РКН не попросил приложить мохнатую лапу к делу :) а то бы лицо, ответственное в банке за ПД, по ночам вздрагивало наверняка :)

Как видите, при желании я могу проверить, есть ли мои ПД в банке, и что именно с ними делают, без преувеличения. С действующим сотрудником РКН вместе учились и затем работали 4-5 лет, в добрых отношениях, но к моей работе с банками не привлекал.
Ответить

9 июля 2019 в 15:05
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
Я натравливал свой территориальный РКН на Траст - с ним дел не имел, но они что-то мне слали. РКН раздул и пришёл к ним фигачить архивы и базы банка на предмет наличия отсутствия в них меня. Не помню, нашли ли что, но прессовали их сильно, долго, и Траст очень были огорчены.

----------
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
Как видите, при желании я могу проверить, есть ли мои ПД в банке, и что именно с ними делают, без преувеличения.

----------
Мощно :thumbsup: Удивлен.
Хотя, все ли базы этому РКН покажут? Все ли бэкапы, временные копии... Бумажки в столах сотрудников, бумажки в комнате "да там ничего нет, так, швабры стоят". В т.ч. данные, уже слитые налево (и которые можно перелить обратно).
Ответить

9 июля 2019 в 21:26
----------
Цитата

moonburn пишет:
кстати, а Вы действительно верите, что если куда то подали заявление об отзыве персональных данных, то там прям взяли и всё удалили?

----------

Я старый солдат и никому не верю, НО исхожу из предположения, что в банках работают рациональные люди, которые могут сопоставить ценность моих персональных данных с риском нарваться на проверку и штраф. На черта людям проблемы из-за информации, ценность которой вряд ли превышает пару долларов (и это я ещё свои данные высоко оценил)? ;) ----------
Цитата

moonburn пишет:
не можете это проконтролировать - у Вас нет доступа к каждой бумажке, к каждой базе данных, да к каждому шкафу, где ножка подпирается ксерой вашего паспорта.

----------

Это действительно так - тотальный контроль невозможен, именно поэтому в правоприменении налагаются существенные штрафы, даже в случаях, когда обнаружено единственное нарушение. Как вы думаете, отчего весь бизнес в Европе потратил миллиарды долларов, чтобы привести свои процессы и системы в соответствие с GDPR. И я не верю в то, что менталитет российского бизнеса отличается от европейского, деньги считать умеют все и, даже если компания "откупается", это - всё равно издержки, которых можно избежать, удалив данные того, кто "гонит волну".
Ответить

9 июля 2019 в 21:39
----------
Цитата

luitje пишет:
в правоприменении налагаются существенные штрафы, даже в случаях, когда обнаружено единственное нарушение.

----------
Спасибо! Существенные для Банка штрафы накладываются в нашей стране?

----------
Цитата

luitje пишет:
На черта людям проблемы из-за информации, ценность которой вряд ли превышает пару долларов (и это я ещё свои данные высоко оценил)?

----------
да я скорее ориентировался не на стоимость персональных данных конкретного человека, а на стоимость процесса, который бы обеспечивал их гарантированное удаление со всех носителей, баз данных, пыльных архивов в Банке.

Бизнес в Европе-то потратил, а вот потратил ли наш...
Ответить

9 июля 2019 в 22:04
----------
Цитата

moonburn пишет:
Существенные для Банка штрафы накладываются в нашей стране?

----------

Здесь Вы совершенно правы, в России штрафы (пока?) небольшие (30-75 тыс. рублей), банк несёт значительно более высокие издержки, "обслуживая" проверки Роскомнадзора и ЦБ. Повысится размер штрафов, возрастёт и интерес банков к соблюдению закона.
----------
Цитата

moonburn пишет:
стоимость процесса, который бы обеспечивал их гарантированное удаление со всех носителей, баз данных, пыльных архивов в Банке.

----------

Это как раз то, чего добивались в Европе, вводя ответственность за нарушения GDPR - сделать стоимость внедрения такой системы ниже потенциального штрафа (€20 млн. или 4% от оборота). Если подобные штрафы введут в России, думается мне, немногие будут рисковать, продолжая хранить данные в тумбочках сотрудников (впрочем и конкурс на должности в РКН существенно вырастет).
Ответить

10 июля 2019 в 02:21
Jack-stv,
Подскажите, а вы юрист?
Ответить

10 июля 2019 в 06:54
Не забывайте, срок давности по нарушениям с ПД всего три месяца. :shock&fall:
Ответить

10 июля 2019 в 19:41
Вот, наконец и центральные СМИ заинтересовались темой понуждения к предоставлению согласия на запрос КИ при оформлении некредитных продуктов https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10900847

Там и про отрицательное влияние на скоринг множественных запросов КИ указано.
Ответить

11 июля 2019 в 15:00
----------
Цитата

Мощно smile:thumbsup: Удивлен.
Хотя, все ли базы этому РКН покажут? Все ли бэкапы, временные копии... Бумажки в столах сотрудников, бумажки в комнате "да там ничего нет, так, швабры стоят". В т.ч. данные, уже слитые налево (и которые можно перелить обратно).

----------

Не завидуйте. Это домыслы.
Доступа к техническим средствам и базам данных КО в том числе обрабатывающих ПДн сотрудники РКН не имели, не имеют и иметь не будут.
Никто ничего физически не искал однозначно.
Ответить

12 июля 2019 в 10:32
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Не завидуйте. Это домыслы.
Доступа к техническим средствам и базам данных КО в том числе обрабатывающих ПДн сотрудники РКН не имели, не имеют и иметь не будут.
Никто ничего физически не искал однозначно.

----------
печально.
тогда выходит, это вся возня так, на хлебушек струсить...
Ответить

13 июля 2019 в 05:10
Какая приятная темка, однако )
На самом деле, дело не в том что кто-то там историю сочинил и ее читает за вашей спиной (они просто не знают о 218-ФЗ в частности ст.6) А в том, что эти люди нарушив один закон также легко нарушают и закон о персональных данных (они и его не читали) они считают что в праве передавать ваши персональные данные кому угодно "партнёрам" тоесть в конечном счете они оказываются у аферистов обычно. Это просто безграмотные, алчные люди. Ну а соблюдать законы может заставить только неотвратимость наказания. Поэтому темка правильная.
----------
Цитата

tempur пишет:
история была запрошена и предоставлена незаконно

----------

Так что пишите, чем больше писем в ЦБ, тем больше возбужденных дел. С первого раза не возбудят, пишите второй. При выявлении нарушения федерального закона Банк России обязан возбудить дело по статье 14.29 и поставить вас в известность какого числа возбуждено дело.
Насчет того чтобы в ЦБ жаловаться на КБ смысла нет никакого, потому что там не люди выдают истории, а робот. Банк запрашивает, робот выдает. В ручную проверяют только по жалобам. Тоесть схема такая - объект истории обращается в КБ, тот истребует документы у пользователей, если их нет - обязаны удалить. Банки конечно отбрыкиваются начинают слать дебетовые договора вместо кредитных. Хотя разрешение на запросы ведь дает не договор вовсе, а только разрешение самого клиента. Но оно как верно заметил автор темы имеет небольшой срок годности. Но банки это игнорируют, может от наглости, а может и от безграмотности.
А общая схема правильно обрисована - обнаружив неправомерные запросы сначала пишем в Банк и БКИ (а то вдруг забыли про кредитную карту) Если ничего такого нету, и запросы действительно шли в нарушение 218-ФЗ значит пишем регулятору в службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
И ЦБ и КБ и Банк - все по закону должны ответить в срок. Если факт нарушения подтвержден (банк не смог предоставить действующего разрешения) то ЦБ обязан возбудить дело об административном правонарушении, а Банк обязан отозвать свои неправомерные запросы из КБ.
Вот и всё.
Ну а если вы пострадали морально (или тем более материально) то следующий ход - это подать в суд на банк (или любого другого пользователя вашей КИ который нарушил закон) и привлечь как банк ответчиком так и КБ.
Нет ну можно конечно стерпеть, но как правильно заметил ТС - наглеть будут дальше и на голову сядут (всем разом сядут). Так что напомнить о законе надо конечно, наказать банк и конкретных виновников - тоже.
Я вот думал почему некоторое время назад вдруг все водители стали такими вежливыми и всегда останавливаются у нерегулируемого перехода через дорогу и пропускают пешеходов. Думал - наверно просто стали хорошими все люди сразу, вежливыми и грамотными - оказывается нет, просто штрафы большие стали и камеры повесили. Тоесть только материальное наказание заставляет исполнять законы, к сожалению.

Мне вот например звонят какие-то перцы (и перечницы) "ля-ля, тополя я вот раньше работал в Открытии (или как пример в МКБ, Трасте, Промсвязи, Мособл и так далее) но я там уже не работаю, уделите мне пару минут у меня для вас супер предложение.
Я его и когда он в Открытии работал знать не хотел, а когда выгнали тем более знать не хочу, но он ведь стырил все ваши данные, и набирается наглости названивать через 2 года со всяким аферизмом .. Это вот как раз те самые люди которые когда работали в банке и подавали свои запросы направо и налево, считая вас своим личным стадом, которое надо пасти и доить. И даже уйдя из банка продолжают заниматься там же (нарушать законы, стырив ваши персональные данные и используя их в личных целях).
Ответить

13 июля 2019 в 06:20
Ну и раз уж я сюда зашел, то хотел бы спросить у ТС (или у представителей банков, которые тут наверняка бывают) Зачем эти запросы вообще делаются? (Впрочем, делают их далеко не все банки). Я спросил - вы зачем это делаете? - Ответ странный: "чтобы сделать вам предложение". Ну во-первых предложение в приличном обществе делается с уважением (если это предложение конечно) а не у него за спиной. А во вторых человек уже отказался от кредитов, он депозитный вкладчик.
Человек приходит в банк и размещает депозит под 4-8%, после этого банк звонит и говорит - возьмите обратно ваши деньги (но уже под 16-26%) Ты отвечаешь - спасибо, но я не вижу в этом никакого для себя экономического смысла. Если мне вдруг срочно понадобятся деньги, то я могу их взять сам у себя, и мне это будет стоить всего 4-8% (упущенной выгоды).
После этого банк начинает слать бесконечные запросы твоей КИ (в отместку что ли, не пойму никак). Разумеется никаких предложений не поступает (потому что вы уже отказались брать кредит, вам даже не звонят). Так зачем это делается? Цель-то глобальная какая?
- "Вот ваши деньги лежат, вы по ним процент получаете, а тем временем вы можете пользоваться нашими кредитными продуктами". Если мои деньги лежат в вашем банке, то зачем вы шлёте бесконечные запросы КИ?
В общем мутно как-то, я не вижу никакого экономического смысла в этих запросах. (А может это сложная многоходовая схема, в которой завязаны не только сотрудники банков.. тырящие ваши персональные данные, и передающие их аферистам всех мастей)
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть