Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

10 июля 2019 в 02:21
Jack-stv,
Подскажите, а вы юрист?
Ответить

10 июля 2019 в 06:54
Не забывайте, срок давности по нарушениям с ПД всего три месяца. :shock&fall:
Ответить

10 июля 2019 в 19:41
Вот, наконец и центральные СМИ заинтересовались темой понуждения к предоставлению согласия на запрос КИ при оформлении некредитных продуктов https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10900847

Там и про отрицательное влияние на скоринг множественных запросов КИ указано.
Ответить

11 июля 2019 в 15:00
----------
Цитата

Мощно smile:thumbsup: Удивлен.
Хотя, все ли базы этому РКН покажут? Все ли бэкапы, временные копии... Бумажки в столах сотрудников, бумажки в комнате "да там ничего нет, так, швабры стоят". В т.ч. данные, уже слитые налево (и которые можно перелить обратно).

----------

Не завидуйте. Это домыслы.
Доступа к техническим средствам и базам данных КО в том числе обрабатывающих ПДн сотрудники РКН не имели, не имеют и иметь не будут.
Никто ничего физически не искал однозначно.
Ответить

12 июля 2019 в 10:32
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Не завидуйте. Это домыслы.
Доступа к техническим средствам и базам данных КО в том числе обрабатывающих ПДн сотрудники РКН не имели, не имеют и иметь не будут.
Никто ничего физически не искал однозначно.

----------
печально.
тогда выходит, это вся возня так, на хлебушек струсить...
Ответить

13 июля 2019 в 05:10
Какая приятная темка, однако )
На самом деле, дело не в том что кто-то там историю сочинил и ее читает за вашей спиной (они просто не знают о 218-ФЗ в частности ст.6) А в том, что эти люди нарушив один закон также легко нарушают и закон о персональных данных (они и его не читали) они считают что в праве передавать ваши персональные данные кому угодно "партнёрам" тоесть в конечном счете они оказываются у аферистов обычно. Это просто безграмотные, алчные люди. Ну а соблюдать законы может заставить только неотвратимость наказания. Поэтому темка правильная.
----------
Цитата

tempur пишет:
история была запрошена и предоставлена незаконно

----------

Так что пишите, чем больше писем в ЦБ, тем больше возбужденных дел. С первого раза не возбудят, пишите второй. При выявлении нарушения федерального закона Банк России обязан возбудить дело по статье 14.29 и поставить вас в известность какого числа возбуждено дело.
Насчет того чтобы в ЦБ жаловаться на КБ смысла нет никакого, потому что там не люди выдают истории, а робот. Банк запрашивает, робот выдает. В ручную проверяют только по жалобам. Тоесть схема такая - объект истории обращается в КБ, тот истребует документы у пользователей, если их нет - обязаны удалить. Банки конечно отбрыкиваются начинают слать дебетовые договора вместо кредитных. Хотя разрешение на запросы ведь дает не договор вовсе, а только разрешение самого клиента. Но оно как верно заметил автор темы имеет небольшой срок годности. Но банки это игнорируют, может от наглости, а может и от безграмотности.
А общая схема правильно обрисована - обнаружив неправомерные запросы сначала пишем в Банк и БКИ (а то вдруг забыли про кредитную карту) Если ничего такого нету, и запросы действительно шли в нарушение 218-ФЗ значит пишем регулятору в службу по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг.
И ЦБ и КБ и Банк - все по закону должны ответить в срок. Если факт нарушения подтвержден (банк не смог предоставить действующего разрешения) то ЦБ обязан возбудить дело об административном правонарушении, а Банк обязан отозвать свои неправомерные запросы из КБ.
Вот и всё.
Ну а если вы пострадали морально (или тем более материально) то следующий ход - это подать в суд на банк (или любого другого пользователя вашей КИ который нарушил закон) и привлечь как банк ответчиком так и КБ.
Нет ну можно конечно стерпеть, но как правильно заметил ТС - наглеть будут дальше и на голову сядут (всем разом сядут). Так что напомнить о законе надо конечно, наказать банк и конкретных виновников - тоже.
Я вот думал почему некоторое время назад вдруг все водители стали такими вежливыми и всегда останавливаются у нерегулируемого перехода через дорогу и пропускают пешеходов. Думал - наверно просто стали хорошими все люди сразу, вежливыми и грамотными - оказывается нет, просто штрафы большие стали и камеры повесили. Тоесть только материальное наказание заставляет исполнять законы, к сожалению.

Мне вот например звонят какие-то перцы (и перечницы) "ля-ля, тополя я вот раньше работал в Открытии (или как пример в МКБ, Трасте, Промсвязи, Мособл и так далее) но я там уже не работаю, уделите мне пару минут у меня для вас супер предложение.
Я его и когда он в Открытии работал знать не хотел, а когда выгнали тем более знать не хочу, но он ведь стырил все ваши данные, и набирается наглости названивать через 2 года со всяким аферизмом .. Это вот как раз те самые люди которые когда работали в банке и подавали свои запросы направо и налево, считая вас своим личным стадом, которое надо пасти и доить. И даже уйдя из банка продолжают заниматься там же (нарушать законы, стырив ваши персональные данные и используя их в личных целях).
Ответить

13 июля 2019 в 06:20
Ну и раз уж я сюда зашел, то хотел бы спросить у ТС (или у представителей банков, которые тут наверняка бывают) Зачем эти запросы вообще делаются? (Впрочем, делают их далеко не все банки). Я спросил - вы зачем это делаете? - Ответ странный: "чтобы сделать вам предложение". Ну во-первых предложение в приличном обществе делается с уважением (если это предложение конечно) а не у него за спиной. А во вторых человек уже отказался от кредитов, он депозитный вкладчик.
Человек приходит в банк и размещает депозит под 4-8%, после этого банк звонит и говорит - возьмите обратно ваши деньги (но уже под 16-26%) Ты отвечаешь - спасибо, но я не вижу в этом никакого для себя экономического смысла. Если мне вдруг срочно понадобятся деньги, то я могу их взять сам у себя, и мне это будет стоить всего 4-8% (упущенной выгоды).
После этого банк начинает слать бесконечные запросы твоей КИ (в отместку что ли, не пойму никак). Разумеется никаких предложений не поступает (потому что вы уже отказались брать кредит, вам даже не звонят). Так зачем это делается? Цель-то глобальная какая?
- "Вот ваши деньги лежат, вы по ним процент получаете, а тем временем вы можете пользоваться нашими кредитными продуктами". Если мои деньги лежат в вашем банке, то зачем вы шлёте бесконечные запросы КИ?
В общем мутно как-то, я не вижу никакого экономического смысла в этих запросах. (А может это сложная многоходовая схема, в которой завязаны не только сотрудники банков.. тырящие ваши персональные данные, и передающие их аферистам всех мастей)
Ответить

13 июля 2019 в 06:53
GarryV,
Есть вариант беспроцентного периода, а я так вообще за беспроцентную рассрочку на год, т.е. получается что этот товар тебе выйдет в любом случае дешевле, так как инфляция сожрёт часть цены товара, как минимум. Часть денег пусть лежат на вкладе принося тебе ту прибыль которую не принесла бы без рассрочки, 4-8%, маленькая но приятная, и последнее, это уменьшение нагрузки на бюджет.
В беспроцентной кредитке на самом деле много пользы, но конечно клиент должен выбирать сам, а не слушать как банк ему втюхивает, копаясь в его кредит. истории.
Ответить

13 июля 2019 в 07:56
Ну если бы всё так было сладко... Деньги в банк под 4-5%, а вам взамен - кредитка беспроцентная на год.. )
Но есть у меня на этот счет некоторые сомнения, подозреваю, что и в "грейс-период" кредитка не очень-то выгодна, наверняка там есть и подводные камни, например страховка покупок (и ещё чего-нить). Бесплатный сыр знаете где бывает? - Я вот точно знаю где ) И уж точно знаю, что банкам давать нам деньги без процентов нафиг не надо, (и уж тем более так настойчиво их навязывать..)
А даже если бы и совсем бесплатно, то зачем это надо, какой смысл? Если совсем денег нет, то не надо и депозит размещать вообще. Размещают свободные средства, а не последние...

И наверняка банки на этом всё равно не отстанут, а всучив кредитку начнут бомбить БКИ (и ваш телефон) с утроенной энергией.. (и уже на законных основаниях)
Ответить

13 июля 2019 в 08:19
----------
Цитата

GarryV пишет:
Ну если бы всё так было сладко... Деньги в банк под 4-5%, а вам взамен - кредитка беспроцентная на год.. )
Но есть у меня на этот счет некоторые сомнения, подозреваю, что и в "грейс-период" кредитка не очень-то выгодна, наверняка там есть и подводные камни, например страховка покупок (и ещё чего-нить). Бесплатный сыр знаете где бывает? - Я вот точно знаю где ) И уж точно знаю, что банкам давать нам деньги без процентов нафиг не надо, (и уж тем более так настойчиво их навязывать..)
А даже если бы и совсем бесплатно, то зачем это надо, какой смысл? Если совсем денег нет, то не надо и депозит размещать вообще. Размещают свободные средства, а не последние...

И наверняка банки на этом всё равно не отстанут, а всучив кредитку начнут бомбить БКИ (и ваш телефон) с утроенной энергией.. (и уже на законных основаниях)

----------

Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.
Ответить

13 июля 2019 в 08:33
----------
Цитата

intronet пишет:
Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.

----------

Ну может быть я из другого поколения, может я чего-то не понимаю, но если банки для того чтобы нас осчастливить бесплатными кредитами нарушают законы в частности закон о кредитных историях и закон о персональных данных, то что-то здесь не вяжется..
Я точно совершенно знаю, что если звонят вам то что-то надо от вас, не звонят чтобы дать вам бесплатно денег, звонят только чтобы их взять ;)
Я вот так думаю что всучив вам кредитку и "обсеменив" БКИ десятками запросов, сотрудники банков не моргнув глазом сольют ваши данные "партнерам", которые будут названивать по 2 раза в день, объясняя что 4% очень мало, дайте лучше нам под 12%. И кончится всё тем, что вы останетесь с кредиткой и без денег.
Ну вот как-то мой жизненный опыт говорит именно за это. Бесплатно не бывает ничего. И деньги тоже не берутся из ниоткуда, если где-то прибыло то где-то - обязательно убыло.
То что инфляция съедает все проценты - да. А кто ее придумал инфляцию, и зачем именно? ;)
Ответить

13 июля 2019 в 08:39
----------
Цитата

intronet пишет:
Я бы сказал для чего, но этот топик не подходит для этой темы.

----------

КАМРАДы, действительно, тема данной ветки форума "Незаконные запросы кредитной истории", поэтому предложение прервать раскрытие других тем, которые лишь косвенно касаются незаконных вопросов, например, как это вредит или особенности кредитных карт. Во-первых, если это жизненные темы, то форум открытый и можно создать отдельную тему, а во-вторых, кредитные программы и тонкости грейс-периодов точно затрагиваются в других тематических ветках.
P.S. С уважением ко всем :uncap:
Ответить

13 июля 2019 в 08:46
Ну в принципе вы правы, конечно, лично я закругляюсь, поделился своим опытом и знаниями (выше), так то уж дальше первой страницы не было смысла писать - там всё ТС изложил достаточно внятно и подробно. Законы надо соблюдать (чтить надо уголовный и гражданский кодекс). В принципе мне пофигу запросы, но дело то не в запросах, а в нарушении закона. Если подминают тут, то подминают и всё остальное. Поэтому я выше написал - пишите в ЦБ, индивидуально, коллективно, в суды пишите заявления, с этим явлением надо бороться. Если это сойдет с рук - дальше будет хуже.
Ответить

13 июля 2019 в 08:53
----------
Цитата

GarryV пишет:
Поэтому я выше написал - пишите в ЦБ, индивидуально, коллективно, в суды пишите заявления, с этим явлением надо бороться. Если это сойдет с рук - дальше будет хуже.

----------

Спасибо за понимание и солидарен полностью. Именно по этой "дорожной карте" сейчас и действую, не торопясь. В сентябре- начале октябре планирую направлять исковое на банк+3БКИ.
Ответить

13 июля 2019 в 08:57
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга. В странах с более развитой банковской системой такие запросы называются soft calls; по ним БКИ представляют ограниченный объем данных по субъекту. Soft calls не влияют на скоринговый балл, защититься от них можно "заморозкой" КИ. Hard Calls возможны только с разрешения клиента и, как правило, делаются только при обращении субъекта КИ за кредитом. Соответственно такие запросы учитываются при скоринге. В отсутствие инструмента soft call, банки в России (незаконно) применяют стандартный запрос.
Ответить

13 июля 2019 в 09:03
----------
Цитата

lvaavl пишет:
действую, не торопясь. В сентябре- начале октябре планирую направлять исковое на банк+3БКИ.

----------

А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование.
В бки к слову направлять что-то бесполезно, они только по суду могут удалить (и то если будет в решении суда построчно написано что именно, вот чего не будет написано то не удалят) или если банк сам отзовёт запросы. и
----------
Цитата

tempur пишет:
5. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) и ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» предписание об устранении допущенных нарушений законодательства

----------
Никакие "предписания" ЦБ выписывать не уполномочен, он может только штраф наложить. Но удалять записи - ЦБ не в праве (как и требовать этого от банка или бки). Если банк и бки - уперлись, решить может только суд (в соответствии с законом)
Ответить

13 июля 2019 в 09:08
----------
Цитата

luitje пишет:
Запросы КИ - относительно эффективный и дешёвый способ целевого маркетинга.

----------

Видимо, к сожалению, Вы не прочитали все сообщения данной темы ... Здесь уже неоднократно обсуждалось, что банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно, потому что понимают, что нарушают и 218-ФЗ и 152-ФЗ, поэтому в официальных "отписках" в ЦБ или РКН они тихо-тихо бубнят - так получилось, всё это программный сбой, техника несовершенна ... Никто из них официально не заявил - "да, мы нарушили законы, т.к. очень хотели извлечь выгоду". Сами понимаете "чистосердечное признание - прямой путь к сроку".
Пожалуйста, очень прошу, умоляю - не уводите тему. Как там у них, на Западе, интересно, конечно, но мы живем здесь и здесь действуют не их западные законы с "холодными", "горячими" и "мягкими" звонками.
Ответить

13 июля 2019 в 09:11
----------
Цитата

lvaavl пишет:
А почему в сентябре? - Там срок годности есть (один год) Ну и иск то направляют в суд, а в банк и бки - претензию и требование

----------
Один год - это административное производство (по нарушению 218-ФЗ), а по 152-ФЗ - и того меньше. Гражданский иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.
Ответить

13 июля 2019 в 09:12
----------
Цитата

lvaavl пишет:
банки делают это с целью продвижения своих кредитных продуктов. Только говорят это устно и приватно

----------
Да это враньё. Я сказал - нет необходимости, брать не буду, в ответ стали посылать запросы ки с удвоенной энергией... ;)
----------
Цитата

lvaavl пишет:
иск на моралку - не позднее 3-х лет, как обычно.

----------
Это правильно, да. Меня тоже так обморалили, что я тоже подаю. Я ещё посчитаю финансовые убытки, моралку обычно к ним привязывают суды.
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.
Ответить

13 июля 2019 в 09:20
----------
Цитата

GarryV пишет:
И справку возьму в поликлинике, здоровье ухудшилось.

----------
Вот с этого момента поподробнее ))) Это поднимет планку компенсации, но ... Это не побои, которые легко снять в травмпункте, поэтому доказать, что потерял сон, аппетит или "с женой не получается :D ... более, чем сложно. Наши официальные справки и рецепты от участковых врачей не помогут. Они работают только против призывников, которые хотят закосить ...
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть