Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

26 августа 2019 в 12:51
----------
Цитата

jk3 пишет:
В исходном заявлении в ЦБ была строка "Признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении".

----------

Они эту строку вроде бы и увидели, но, как выяснилось позже, потерпевшим вас не признали, поскольку вы не предоставили доказательств наличия морального или материального вреда. Касательно обязанности предоставления доказательств наличия морального вреда это тема отдельного разговора, но вас не приглашали на рассмотрение и не сообщили, что не признали потерпевшим, так бы вы могли предоставить им доказательства. Попросту говоря, лишили права на защиту.

Поэтому я переформулировал данный пункт и для его апробации направил несколько заявлений по новой форме.
Ответить

26 августа 2019 в 21:19
Интересно все-таки получается, если писать про моральный вред, то ЦБ может отвечать, что вопросами морального вреда он не занимается. А если не писать - то не признает потерпевшим, потому что нет доказательств причиненного вреда. Так что ли?
Ответить

26 августа 2019 в 21:40
e*******@gmail.com, нет, не так. Давайте дождемся реакции на мои последние заявления и от неё уже будем плясать.
Ему не нужно заниматься вопросами морального вреда в части оценки суммы компенсации, это делает суд. И в ЦБ мы обращаемся не за компенсацией морального вреда. Поэтому ответы из ЦБ на эту тему бредовые.

Я в марте подавал три заявления и мне все три определения об отказе по сроку прислали. Специально ничего не делал. Хотя и эти определения по КоАП высылают именно потерпевшему по его просьбе. В КоАП вообще, к сожалению, нет понятия заявитель, привязка к потерпевшему дурацкая, поскольку признание потерпевшим никак не конкретизировано даже в части порядка рассмотрения этого вопроса.
Ответить

27 августа 2019 в 12:38
Пять штрафов Открытию и три штрафа Уралсибу
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=12559
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10904631
Ответить

28 августа 2019 в 11:39
О нашей совместной деятельности даже в телеге уже пишут. 8)
tempur, поздравляю, так держать. :uncap:

----------
Цитата

Что-то ЦБ в последнее время активизировался в области штрафов крупным (даже государственным) банкам за различные нарушения в области кредитных историй. Кто не исправляет сведения, кто запрашивает кредитную историю без согласия заёмщика. Шалят, в общем. Уже прилетело «УРАЛСИБу», «Открытию» и, на днях, ВТБ. А сегодня за то же самое был оштрафован Банк «ДОМ.РФ». Правда, никаких подробностей ЦБ не раскрывает, а максимальные штрафы за эти провинности составляют не более 50 тысяч рублей. @fatcat18
----------
Ответить

28 августа 2019 в 13:16
jk3, ну, мои заслуги достаточно скромные, массовость обращений в руках самих людей. Какой-то известный канал (группа)? Не пользуюсь Телегой просто.
Меня больше радует, что и центральные СМИ осветили проблему. И этот канал в Телеге инфу черпает из новостей этого портала.
Ответить

28 августа 2019 в 18:39
Почитал и не очень понял...
...а как собственно запретить доступ к кредитным историям некоторым банкам, даже если я являлся/являюсь их клиентом (открыты счета, кредиты не имею)?
Ответить

28 августа 2019 в 18:49
Dupel_old, доступ по-умолчанию запрещен. Вы его предоставляете сами. А тема именно о несанкционированных (неразрешенных) запросах в нарушение закона.
Ответить

29 августа 2019 в 11:15
----------
Цитата

jk3, ну, мои заслуги достаточно скромные, массовость обращений в руках самих людей. Какой-то известный канал (группа)? Не пользуюсь Телегой просто.
Меня больше радует, что и центральные СМИ осветили проблему. И этот канал в Телеге инфу черпает из новостей этого портала

----------

Присоединяюсь к поздравлениям. Спасибо Вам за Ваше упорство. И Вашему коллеге GarryV из это ветки тоже.
Приятно видеть, что до регулятора дошло понимание необходимости объективного отношения ко всем банкам вне зависимости от вовлеченности регулятора в бизнес банка.
Вы показали регулятору, что не отступите от своей позиции, что умеете жестко и грамотно требовать выполнения регулятором его функций. Если GarryV тоже «пинал» ЦБ, ему тоже большое спасибо.
Массовость обращений ЦБ давно не пугала с их шаблонированными замыленными отписками от пострадавших клиентов банков по разным вопросам. Нужен был именно лидер-профессионал, кто направлял в этом непростом процессе.
Уверена, ЦБ СМИ мониторит, особенно данный ресурс, возможно с помощью работников портала.
Еще раз обращаю внимание представителей Банка России на обязанность сохранять объективность в своей деятельности.
Ответить

29 августа 2019 в 12:34
Я благодарен всем активным гражданам, которые проявляют упорство в общении с неповоротливой государственной машиной. :thumbsup:

Но, если честно, мимоходное упоминание проблемы в каком-то Telegram-канале на 65000 подписчиков поводом для поздравлений не считаю. Прошлые публикации в Известиях и Коммерсанте, которые разошлись по всем СМИ, гораздо весомее.
Ответить

29 августа 2019 в 17:36
Странно, что в теме нет ни одного упоминания Уралсиб, у меня он примерно раз в полгода-год делает запросы, хотя никогда их клиентом не был.
Ответить

29 августа 2019 в 17:42
YuriyT, упоминался, в том числе и недавно с тремя штрафами от ЦБ РФ.
Ответить

29 августа 2019 в 23:56
Получил ответ на обращение в Банк России, эта его часть полностью проигнорирована. :evil:
----------
Цитата

tempur пишет:
Какое количество решений о привлечении кредитных организаций и (или) должностных лиц, являющихся единоличными исполнительными органами кредитных организаций, к административной ответственности за нарушения требований Федерального закона «О кредитных историях» в случаях, предусмотренных статьями 5.53, 14.29, 15.26.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях было принято Банком России с начала 2019 года? Прошу указать количество по каждой из указанных статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

----------
Ответить

30 августа 2019 в 19:10
Новая форма заявления сработала должным образом - меня признали потерпевшим и в скором времени пригласят для составления протокола в отношении нарушителя.

В возбуждении дела об АПН в отношении БКИ отказали в связи с отсутствием состава АПН - буду обжаловать.

Новая форма заявления размещена в первом сообщении темы.

Как и говорил ранее - никаких доказательств наличия морального вреда не требуется.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

1 сентября 2019 в 00:26
А следующим будет Альфа-банк. Достали они меня. Я не их клиент уже 8 лет, но мне постоянно названивают их роботы и сбрасывают трубку, а когда перезваниваешь то эти роботы начинают навязывать кредитную карту 100 дней.
Если не перезванивать, то начинают слать смсы, с тем же предложением. И разрешения на запросы кредитной истории они не получали от меня никогда.
Видимо это месть их самих и их подельников из других банков. Эти в прошлый раз отмазались за давностью совершенного преступления, но теперь не отмажутся. Я никогда не буду иметь никаких договорных отношений с банком который нарушает федеральные законы (ещё до установления каких бы то ни было отношений)
Ответить

1 сентября 2019 в 02:10
GarryV,
Ко мне недавно позвонила тётка из альфы пыталась всучить какую-то карту, сказал спасибо не надо и на этом разговор закончился. Надо записывать голос и на каждую не законную рекламу писать в роскомнадзор.
Ответить

1 сентября 2019 в 02:25
Вот проверить надо, выжду 2 недели и проверю. Я думаю прежде чем звонить и смски слать, наверняка они снова КИ запрашивали.
И КБ тоже достали, такое впечатление что кредитные истории им нужны даже больше чем банкам, потому что удалять незаконные КИ они хотят даже меньше чем сами банки.
Ответить

1 сентября 2019 в 06:44
----------
Цитата

GarryV пишет:
Я думаю прежде чем звонить и смски слать, наверняка они снова КИ запрашивали.

----------

Не факт. Банки любят всем подряд слать заманухи с "одобренными" кридитами/картами, а когда человек придёт получать якобы уже одобренное - отказать.
Ответить

1 сентября 2019 в 08:33
Мне от Альфы тоже звонили, но в КИ запросов нет.

Если при таком звонке не звучат ваши ФИО, то в Роскомнадзор смысла обращаться нет. За несанкционированную рекламу наказывает ФАС РФ, ощутимо так наказывает.
Ответить

1 сентября 2019 в 08:48
----------
Цитата

GarryV пишет:
А следующим будет Альфа-банк. Достали они меня. Я не их клиент уже 8 лет, но мне постоянно названивают их роботы и сбрасывают трубку

----------

Аналогично, пришлось идти к ним в офис, скандалить и добиваться, чтобы при мне убрали из базы данных мои телефоны. Сам удивился, но удалили (наблюдал за процессом прям на мониторе компьютера, чтобы удостовериться лично :D ). Теперь уже пару лет не тревожат :ura:
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть