Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

11 сентября 2019 в 02:26
Абсолютно впустую.

Я перечислил доводы из жалобы: ответственность БКИ за неправомерное предоставление очета, право запроса согласия, ответственость за бездействие при возможности избежать правонарушения. Выступил, конечно, я так себе - готовиться нужно было, но не думаю что это на что-то повлияло.

Мне перечислили доводы из отказа: БКИ не могло не предоставить отчет банку, потому что тот заполнил блок согласия. Пояснили, что право запроса согласия - это право, но не обязанность. Запрашивать каждый раз оригинал согласия БКИ не имеет возможности (таким образом и 2.1 п.2 КоАП не применим).

На днях получил письменный отказ на жалобу, думал там будут выжимки из обсуждения, или хотя бы какие-то контр доводы по тексту жалобы, но, кроме вводной части, он полностью повторяет текст отказа в возбуждении дела по БКИ.

Представители БКИ, в кулуарном обсуждении, ссылались на вот этот документ. ссылка на сайт цб ссылка на текст документа В нем описан порядок проведения проверок наличия оригиналов согласий у пользователя кредитной истории, не относящегося к числу поднадзорных Банку России.

Насколько я понимаю (однако, этого нет ни в законе, ни в этом документе), в отношении поднадзорных организаций Банк России не требует БКИ запрашивать оригинал согласия, ибо осуществляет надзор самостоятельно.

Как бы то ни было, позиция Банка России довольно однозначна. Я не могу найти на сайте ЦБ ни одного выписанного БКИ штрафа за последние несколько лет, хотя охотно верю форумчанам, сумевшим доказать свою правоту в суде.
Ответить

11 сентября 2019 в 06:12
e*******@gmail.com, Банк России не публикует информацию о привлечении к ответственности БКИ. Спасибо за вашу попытку и опыт. Из описания видно, что аргументов в рамках закона у них нет, поэтому и мотивировки нет даже в определении. Это дает шанс на положительное решение в суде. Вы, думаю, туда не пойдете, я же попробую сходить. Но это будет очень нескоро - люди пишут, что суды в Москве перегружены и потому весьма нерасторопны.

----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Насколько я понимаю (однако, этого нет ни в законе, ни в этом документе), в отношении поднадзорных организаций Банк России не требует БКИ запрашивать оригинал согласия, ибо осуществляет надзор самостоятельно.

----------

Этот документ не имеет никакого отношения к обсуждаемому вопросу, он о надзоре. Это лишь нелепая попытка хоть что-то притянуть за уши в оправдание своей позиции. И они это понимают, поэтому упоминают о нем лишь кулуарно.

Еще раз спасибо, много интересных деталей. :gramercy:

Кстати, кто именно рассматривал жалобу?
Ответить

11 сентября 2019 в 10:40
Я так и не понял, Центробанк принципиально не признает физлица потерпевшим в делах по незаконным запросам кредитной истории? Или кого-то признал?
Ответить

11 сентября 2019 в 10:50
tosch, смотрите прошлую страницу темы. Признали и признают. И новая форма заявления этому помогает.
Ответить

12 сентября 2019 в 10:50
Из интервью того самого Мамуты, которому заявления пишем.
----------
Цитата


Банк России в августе оштрафовал ряд крупных банков за запросы кредитных историй в отношении клиентов. В чем конкретно заключается претензия регулятора к кредитным организациям, это незаконная деятельность?

— Один из предметов превентивного надзора — это своевременность и полнота передачи сведений кредиторами в бюро кредитных историй, а также соблюдение требований по согласию потребителя на запрос его кредитной истории. С 1 октября 2019 года начинают работать правила расчёта предельной долговой нагрузки, она рассчитывается как соотношение долга и дохода. И чтобы правильно посчитать эту нагрузку, кредитор должен быть уверен, что все остальные кредиторы полностью передали информацию в бюро. Иначе он будет руководствоваться неполной информацией, а это может привести либо к кредитованию неблагонадёжного заёмщика, либо к необоснованному отказу в кредите или займе.

Кредитная история — важнейший показатель, влияющий на оценку кредитоспособности человека. Поэтому Банк России обращает повышенное внимание на полноту и своевременность передачи данных в БКИ и, конечно, реагирует на нарушения. В том числе и в случаях, когда кредитор делает запросы в БКИ без согласия заёмщика. Дело в том, что множественные запросы такого рода без последующей выдачи кредита могут быть расценены как фактор, негативно влияющий на оценку кредитоспособности заёмщика.

----------

https://1prime.ru/finance/20190912/830315075.html
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10905921
Ответить

13 сентября 2019 в 10:23
----------
Цитата

tempur пишет:
tosch, смотрите прошлую страницу темы. Признали и признают. И новая форма заявления этому помогает.

----------

Шпарят господа из ЦБ РФ свои ответы, даже не читая вопросы. Не ставил вопросы по бюро кредитных историй, но все равно отвечают как всем.
Пишут «В настоящее время Службой рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Банка, а также проводятся процессуальные действия в рамках Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.»
По моим представлениям должно было быть Определение возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Копия определения должна быть предоставлена мне, как потерпевшему. Но так как мне оно не направлено, у меня возникли вопросы о том, что потерпевшим меня не признали. Вообще ответа на этот вопрос не последовало. Надо снова писать. Ну будем писать, что делать.
Ответить

17 сентября 2019 в 06:45
Прислали телеграмму из ЦБ РФ. Признали потерпевшим и предложили явиться на составление протокола об административном правонарушении. В Москву, конечно, ради этого заманчивого дела я не поеду.)))
Ответить

17 сентября 2019 в 06:56
tosch, ну, поздравляю, что признали. Меня тоже признали, но пока телеграммы не было. Вам потом еще одну телеграмму пришлют с приглашением на рассмотрение дела.
Ответить

17 сентября 2019 в 10:04
----------
Цитата

tempur пишет:
Вам потом еще одну телеграмму пришлют с приглашением на рассмотрение дела.

----------

Так об этом и телеграмма. Я же написал. :)
Ответить

17 сентября 2019 в 21:10
Всех приветствую.

Сам столкнулся 22 июля с такой же ситуацией. Узнал о попытке оформления микрозайма, полез в БКИ, а так 5 запросов из МКК и МФК все это обнаружил в Эквифакс. Один из займов в ООО МКК Метрокредит еще и одобрили. Сегодня удалось находясь в офисе Метрокредит выяснить что фото с паспортом утекло из каршеринга Car4you, запросив данное фото в каршеринге информация совпала.

tempur, Я к вам за советом. Сейчас хочу по вашей форме написать в ЦБ о запросах в БКИ согласие на которые я не давал.
По действующему займу в ООО МКК Метрокредит тоже разбираюсь, сегодня был у них в офисе, они не отрицают утечку, несколько раз звонили мне под запись разговора. Заявление в полицию писал так же, писал в прокуратуру. Что можно дальше предпринять что бы ускорить эту вакханалию?
И по поводу утечки данных из каршеринга Car4you писать в Роскомнадзор лучше?
Ответить

17 сентября 2019 в 21:48
kochergine, если микрозайм таки оформили, то это отдельная тема не очень связанная с этой. Но про незаконный запрос КИ можно направить заявление и в этом случае. По персональным данным в Роскомнадзор.
Ответить

18 сентября 2019 в 15:33
Пришел ответ на мои жалобы к Открытию, Почта банку и Эквифаксу.
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=114&TID=358486&MID=7424903#message7424903

Больше всего волновал вопрос с Почта банком, в котором мне пытались подсунуть на подпись договор на открытие счета и который я отказался подписывать. Оказалось, что у них не было моего согласия на запросы кредитной истории, а значит они открыли мне счет в своём банке без моего на то согласия.

На банки собираются заводить дела. В возбуждении дела на Эквифакс отказано. Ну хотя бы банки накажут. А когда возбудят дела, я им еще и здесь рейтинг опущу и придумаю, куда бы ещё написать жалобу на Почта банк.

Документ на 9 листов, но там 2 определения об отказе в возбуждении дела против Эквифакс по каждому банку. Самые интересные первые два листа.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

18 сентября 2019 в 16:45
pau4andr, незаконное открытие счета никак с согласием на запрос КИ не связано. Зафиксируйте через ФНС факт открытия счета и накажите их.
Ответить

18 сентября 2019 в 18:56
----------
Цитата

tempur пишет:
незаконное открытие счета никак с согласием на запрос КИ не связано

----------

Я имею ввиду, что у них не было моего разрешения на запрос КИ, а значит у них и не было разрешения на открытие счета. Но они всё равно открыли мне счёт. Теперь я точно об этом знаю. Пока шло это разбирательство, они присылали мне смс о том, что оформлена претензия номер такой-то, что нужно больше времени для его рассмотрения, а потом, что обращение удовлетворено. А это значит, что они рассылали мне эти сообщения, как своему клиенту, коим я не должен быть.
А как зафиксировать через ФНС факт открытия счета?
Ответить

18 сентября 2019 в 19:09
----------
Цитата

pau4andr пишет:
у них не было моего разрешения на запрос КИ, а значит у них и не было разрешения на открытие счета.

----------

Это никак не связано вообще. Счет открывается вне зависимости от наличия или отсутствия разрешения на запрос КИ.
Банки передают в ФНС сведения обо всех открытых счетах. Вы можете запросить в ФНС список всех счетов, открытых на ваши ФИО и номер паспорта. Как именно запросить - поищите, я этого не делал, но читал о чужом успешном опыте.
Ответить

18 сентября 2019 в 20:07
Запрос о банковских счетах подается в ФНС через личный кабинет. Пишется обращение в свободной форме, ответ будет недели через 2. Но у банков обязанность сообщать в ФНС об открытии/закрытии счета физ лицу действует (если не ошибаюсь) с лета 2014 года. Сведений о ранее открытых счетах у ФНС нет. Пока нет.

Вход в личный кабинет налогоплательщика - физ лица можно осуществлять через учетную запись на сайте gosuslugi.ru
Ответить

19 сентября 2019 в 12:09
----------
Цитата

tempur пишет:
Это никак не связано вообще. Счет открывается вне зависимости от наличия или отсутствия разрешения на запрос КИ

----------

Мне кажется, вы не прочитали мою короткую историю общения с Почта банком:
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=114&TID=358486&MID=7424903#message7424903

Я не собирался открывать у них счет. И не открывал. И не давал им разрешения на получение моей КИ. Они подсунули мне заявление на открытие счета, в котором также упоминалось моё разрешение на доступ к моей КИ, но я это не подписывал. Но они и счет открыли, и в КИ нос сували.
Ответить

21 сентября 2019 в 02:33
----------
Цитата

pau4andr пишет:
Больше всего волновал вопрос с Почта банком, в котором мне пытались подсунуть на подпись договор на открытие счета и который я отказался подписывать.

----------
Да с этой почтой вообще разбираться надо. В каждом отделении посадили по банкиру, а сами работники сплошь уголовники. Куда берут на работу после отсидки? - вот на почту и берут! Я никогда не пишу там настоящие паспортные данные. Потому что в соседнем окне сидят как раз "банкиры" и ждут.
Там придумали новое "удобство" под названием "упрощёнка". Думаю ее смысл состоит в том чтобы вас развести без сложностей.
Ответить

24 сентября 2019 в 15:22
Не могу понять почему жалобу в ЦБ нужно писать на банк и БКИ, если запрос без моего согласия делает банк?
Ответить

24 сентября 2019 в 15:24
Kandel, в теме есть объяснение моей позиции по данному вопросу.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть