Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

25 сентября 2019 в 04:00
----------
Цитата

Kandel пишет:
Только вот почему вы превращаете право бюро в его обязанность?

----------
У нас закон то один для всех, или он для ЦБ один, а для БКИ - другой? Вот что мне непонятно.
Исполнение закона это конечно обязанность (всех сторон). И если произошло нарушение ФЗ, то принимать меры должны все участники конфликта, а не перекидывать ответственность друг на друга.
Ответить

26 сентября 2019 в 20:18
e*******@gmail.com, кто рассматривал вашу жалобу на определение об отказе в возбуждении дела об АПН в отношении БКИ? Меня вот Зампред Банка России Чистюхин В.В. вызывает на рассмотрение.
Ответить

26 сентября 2019 в 21:45
Ну вот да, спросите у Чистюхина почему ЦБ не выдает предписаний БКИ исправить кредитную историю, если в отношении пользователя он возбуждает дело. И почему отправляет в суд с этим вопросом. Или ЦБ не регулирует более деятельность БКИ, и эти организации неподконтрольны?
Ответить

27 сентября 2019 в 11:38
----------
Цитата

Все бюро кредитных историй оказались неспособны защитить конфиденциальные данные клиентов. На черном рынке широко представлен «пробив» по всем основным бюро: Национальное бюро кредитных историй (НБКИ), Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и Эквифакс. Цена услуг на чёрном рынке отличается дешевизной - стоимость одного запроса по бюро 300-400 рублей, сообщает Devicelock.

----------

Ну да, конечно, вины БКИ нет :D
Ответить

27 сентября 2019 в 12:04
jk3, тут новая интересная тема нарисовалась - похоже, что некая контора ЗАО МТЦ (creditregistry.ru), которая предоставляет банкам ПО и сервисы для работы с БКИ, стала аккумулировать у себя сведения из разных БКИ и передавать их банкам. Т.е. банк не платит за запросы сразу в несколько БКИ, а получает от этой конторы некую аккумулированную информацию из нескольких БКИ сразу. И тут возникает куча нарушений и проблем, поскольку данная фирма подменяет собой функции БКИ, не имея соответствующей лицензии, и потенциально может предоставлять некорректную или неактуальную информацию. И некоторые люди уже от этого пострадали - в КИ все хорошо, а банк через МТЦ (creditregistry.ru) получает неактуальную информациию из-за которой не одобряют кредит.
Ответить

27 сентября 2019 в 12:23
Вопрос по теме.
Проверил недавно КИ. Обнаружил, что Тинькофф в этом году три раза туда залез. Я их клиент, но обычная карта, не кредитная.
Спросил у них, что за наглость. Ответ: я дал им согласие в соответствии с законом, когда стал их клиентом.
Правда ли это? И если да, могу ли я отозвать у банка это "согласие", чтобы он самовольно не проверял КИ. Проверяют они для того, чтобы периодически впаривать мне свои кредитки.
Ответить

27 сентября 2019 в 12:39
----------
Цитата

a*******@gmail.com пишет:
Вопрос по теме.
Проверил недавно КИ. Обнаружил, что Тинькофф в этом году три раза туда залез. Я их клиент, но обычная карта, не кредитная.
Спросил у них, что за наглость. Ответ: я дал им согласие в соответствии с законом, когда стал их клиентом.
Правда ли это? И если да, могу ли я отозвать у банка это "согласие", чтобы он самовольно не проверял КИ. Проверяют они для того, чтобы периодически впаривать мне свои кредитки.

----------

По условиям договора мы вправе это делать. При этом готовы рассмотреть возможность отключить подобную проверку КИ. Подскажите ФИО и дату рождения в ЛС для этого.
Ответить

27 сентября 2019 в 12:46
----------
Цитата

a*******@gmail.com пишет:
я дал им согласие в соответствии с законом

----------

Да, сейчас практически все банки добавили в договор на дебетовую карту пункт с согласием на получение банком КИ.
Но это согласие не бессрочное, а, насколько я знаю, действует максимум 6 месяцев с момента оформления карты.
Ответить

27 сентября 2019 в 12:50
jk3,
Нет разрешения, зато можно впаривать рекламу кредитов, вот тиньков мне недавно хотел впарить, только я до того, как мне озвучили, сказал что ничего не надо.
Ответить

27 сентября 2019 в 13:06
jk3, все верно, с этого года согласие действует 6 месяцев. Если за этот срок заключен кредитный договор, то согласие действует до его окончания.
Ответить

27 сентября 2019 в 15:10
Три штрафа Райффайзенбанку
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13366
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10907132
Ответить

27 сентября 2019 в 15:23
----------
Цитата

Три штрафа Райффайзенбанку
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13366
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10907132

----------

Эка как Банк России пробрало :D
Отлично :thumbsup:
Если бы у меня был шанс встречи с Чистюхиным, я бы ему сказала, что готова снова начать верить в объективность надозорной деятельности по данному направлению :D
По Райффайзену у меня тоже «руки чесались», надо, как время появится, дополнить их «копилку» парочкой случаев.
Ответить

27 сентября 2019 в 15:27
----------
Цитата

Да, сейчас практически все банки добавили в договор на дебетовую карту пункт с согласием на получение банком КИ.
----------

Я этот пункт смело вычеркиваю, либо обращением сразу устанавливаю запрет.
Менеджеры, бывает, пытаются безграмотно спорить, обращение уходит в юр департамент банка, возвращается с извинениями и обещанием в БКИ за моими сведениями не обращаться.
Для неконтактных банков аля Тинькофф (с вписанными условиями по умолчанию и запретом их исключения) не являюсь клиентом и не желаю им становиться.
Ответить

27 сентября 2019 в 15:37
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
По условиям договора мы вправе это делать. При этом готовы рассмотреть возможность отключить подобную проверку КИ. Подскажите ФИО и дату рождения в ЛС для этого.

----------


О блин, а я в БКИ увидел запись, на что Тинькофф ответил: "Мы не передавали информацию по заявке в БКИ", а она есть.
А оказывается вправе делать.
обращение 5-2868951052479
Ответить

27 сентября 2019 в 15:39
----------
Цитата

Vilgus пишет:
О блин, а я в БКИ увидел запись, на что Тинькофф ответил: "Мы не передавали информацию по заявке в БКИ", а она есть.
А оказывается вправе делать.
обращение 5-2868951052479

----------

Мы говорим про разные действия - проверка КИ и передача информации про оформление заявки/наличие кредитного продукта/отказ по заявке.
Ответить

27 сентября 2019 в 15:46
Dolphina, пусть сначала позицию в отношении вины БКИ изменят на первоначальную, которую поддерживали годами. Только, боюсь, прийдется в суд идти за этим. :(
Ответить

27 сентября 2019 в 17:40
По моей супруге.
БКИ ЦБ привлекать отказался. "В связи с отсутствием состава адм. правонарушения, потому что банк в запросе указал о наличии согласия"
«Файл недоступен»
Ответить

27 сентября 2019 в 18:12
Avankulat, что за банк? Потерпевшим признали?
По БКИ я сейчас в процессе обжалования, поэтому образец жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об АПН в отношении БКИ пока не публикую. Если обжалование будет неудачным, то буду дальше обжаловать в суде, это долго. Так что привлечение к ответственности БКИ пока подвисло.
Ответить

27 сентября 2019 в 18:23
tempur,
Да. "Будете вызваны телеграммой на составление протокола в качестве потерпевшего."
Понимаю, что кусать кормящую руку не правильно, но банк Тинькофф.
Одно оправдание, обращение было направлено после попытки решить вопрос по телефону.
Ответить

28 сентября 2019 в 03:09
----------
Цитата

tempur пишет:
Только, боюсь, прийдется в суд идти за этим.

----------
Ну вот пойдете к Чистюхину выделите маркером пункт действующего ФЗ в котором написано что не только запрашивать но и выдавать КИ возможно только при наличии согласия на это Субъекта КИ. И почему ЦБ этот закон отменил или игнорирует.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть