Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

27 сентября 2019 в 15:39
----------
Цитата

Vilgus пишет:
О блин, а я в БКИ увидел запись, на что Тинькофф ответил: "Мы не передавали информацию по заявке в БКИ", а она есть.
А оказывается вправе делать.
обращение 5-2868951052479

----------

Мы говорим про разные действия - проверка КИ и передача информации про оформление заявки/наличие кредитного продукта/отказ по заявке.
Ответить

27 сентября 2019 в 15:46
Dolphina, пусть сначала позицию в отношении вины БКИ изменят на первоначальную, которую поддерживали годами. Только, боюсь, прийдется в суд идти за этим. :(
Ответить

27 сентября 2019 в 17:40
По моей супруге.
БКИ ЦБ привлекать отказался. "В связи с отсутствием состава адм. правонарушения, потому что банк в запросе указал о наличии согласия"
«Файл недоступен»
Ответить

27 сентября 2019 в 18:12
Avankulat, что за банк? Потерпевшим признали?
По БКИ я сейчас в процессе обжалования, поэтому образец жалобы на определение об отказе в возбуждении дела об АПН в отношении БКИ пока не публикую. Если обжалование будет неудачным, то буду дальше обжаловать в суде, это долго. Так что привлечение к ответственности БКИ пока подвисло.
Ответить

27 сентября 2019 в 18:23
tempur,
Да. "Будете вызваны телеграммой на составление протокола в качестве потерпевшего."
Понимаю, что кусать кормящую руку не правильно, но банк Тинькофф.
Одно оправдание, обращение было направлено после попытки решить вопрос по телефону.
Ответить

28 сентября 2019 в 03:09
----------
Цитата

tempur пишет:
Только, боюсь, прийдется в суд идти за этим.

----------
Ну вот пойдете к Чистюхину выделите маркером пункт действующего ФЗ в котором написано что не только запрашивать но и выдавать КИ возможно только при наличии согласия на это Субъекта КИ. И почему ЦБ этот закон отменил или игнорирует.
Ответить

1 октября 2019 в 11:21
----------
Цитата

tempur пишет:
Меня вот Зампред Банка России Чистюхин В.В. вызывает на рассмотрение.

----------

Сходил. В удовлетворении жалоб отказали. Рассмотрение крайне сжатое по времени с заранее готовым результатом. Вину БКИ теперь не признают, буду обжаловать дальше через суд. Если кто-то с отказным в отношении БКИ хочет сходить в ЦБ - пишите, опубликую текст жалобы.

Из положительного - в адрес банка-нарушителя обещали внести предписание.
Ответить

3 октября 2019 в 17:24
Сходил на составление протокола в отношении ВТБ. Из интересного - местом совершения АПН установили место регистрации (нахождения) юрлица, а у ВТБ это Санкт-Петербург. Туда и пригласят позже второй телеграммой на рассмотрение дела и вынесение постановления. В остальном ничего особенно интересного.
Вопрос относительно одного штрафа сразу за несколько незаконных запросов для меня пока еще открыт, подождем рассмотрения дела.
Ответить

3 октября 2019 в 22:49
----------
Цитата

tempur пишет:
Если кто-то с отказным в отношении БКИ хочет сходить в ЦБ - пишите, опубликую текст жалобы.

----------


Здравствуйте. Опубликуйте текст жалобы.
Ответить

4 октября 2019 в 20:15
Семь штрафов Открытию
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13543
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13547
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13545
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13548
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13544
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13552
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13550
Ответить

6 октября 2019 в 22:34
Раз так много удовлетворенных жалоб, и они продолжают нарушать закон, то видимо этому банку всё равно, деньги фонда консолидации банковского сектора им не жалко. И на клиентов им наплевать.
Ответить

6 октября 2019 в 22:39
----------
Цитата

tempur пишет:
Вину БКИ теперь не признают,

----------
Объяснили почему? Аргумент какой предоставили? - Они из касты неприкасаемых? Закон для них не писан или Нет технической возможности?
Зампред Банка России не мог не ответить на ваши вопросы. Нам интересно что он ответил?
Ответить

6 октября 2019 в 22:41
----------
Цитата

tempur пишет:
в отношении БКИ хочет сходить в ЦБ - пишите, опубликую текст жалобы.

----------
А смысл? Лучше текст отказа опубликуйте, там аргументы должны быть. Я, надеюсь, вы взяли письменный отказ?
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Если бы у меня был шанс встречи с Чистюхиным, я бы ему сказала

----------
Сходите на "день открытых дверей ЦБ" (включая двери в хранилище) https://cbr.ru/Press/event/?id=3864
Ответить

7 октября 2019 в 01:22
----------
Цитата

GarryV пишет:
Закон для них не писан

----------

Закон не писан.
Ответить

7 октября 2019 в 07:37
GarryV, скан решения по жалобе опубликую, он в пути Почтой России, сразу его не дают. Не думаю, что там будут какие-то новые аргументы и контрдоводы относительно моей жалобы. Вы сходите сами на рассмотрение жалобы у зампреда, тогда поймете, как это происходит и сильно ли там готовы отвечать на вопросы. Спасибо хоть позицию по вопросу вины БКИ дали озвучить. После чего каждому из БКИ зампред дал по 30 секунд времени для ответа на жалобу.

Новая напасть https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10907701
https://www.kommersant.ru/doc/4117285
Ответить

7 октября 2019 в 13:42
Так должен быть официальный письменный отказ в котором озвучена причина по которой отказано (с которым потом вы пойдете в суд)
Ответить

7 октября 2019 в 13:53
----------
Цитата

tempur пишет:
Вы сходите сами на рассмотрение жалобы у зампреда, тогда поймете, как это происходит и сильно ли там готовы отвечать на вопросы. После чего каждому из БКИ зампред дал по 30 секунд времени для ответа на жалобу.

----------
Ну они ответили?
Насчет всего остального ну вы же не на экскурсию пришли на день открытых дверей и не на чаепитие с печеньками рассчитывали? Вы надеюсь подготовились заранее? Документы на подпись подготовили (под любой исход). Ну так и дали бы на подпись.
Ответить

7 октября 2019 в 13:53
GarryV, так написал же:
----------
Цитата

tempur пишет:
GarryV, скан решения по жалобе опубликую, он в пути Почтой России, сразу его не дают.

----------
Ответить

7 октября 2019 в 14:01
----------
Цитата

GarryV пишет:
Ну они ответили?

----------

На что? Там не отвечают на ваши вопросы. У зампреда готовая позиция по вашей жалобе, подготовленная юрдепом. Он зачитывает 2-3 предложения с общим смыслом "В удовлетворении жалобы отказано, банк заполнил блок согласия, вина его" и представитель юрдепа добавляет, что копию решения изготовят и направят в течение трех дней.

Говорю же - сходите сами для понимания процесса.

В суде вам тоже сразу решение не дают, а только устно озвучивают резолюцию.
Ответить

7 октября 2019 в 14:16
----------
Цитата

tempur пишет:
сразу решение не дают, а только устно озвучивают резолюцию.

----------
В суде кроме резолюции озвучивают пункт закона в соответствии с которым принято решение.
----------
Цитата

tempur пишет:
устно озвучивают

----------
Ну вам устно озвучили почему виновен только банк? Если в законе написано что не только запрашивать но и выдавать не имели права.
----------
Цитата

tempur пишет:
сходите сами

----------
Знаете, я где только не был. И в ЦБ неоднократно, и у президента, а ещё ранее у генсека. Никаких проблем.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть