Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

6 октября 2019 в 22:41
----------
Цитата

tempur пишет:
в отношении БКИ хочет сходить в ЦБ - пишите, опубликую текст жалобы.

----------
А смысл? Лучше текст отказа опубликуйте, там аргументы должны быть. Я, надеюсь, вы взяли письменный отказ?
----------
Цитата

Dolphina пишет:
Если бы у меня был шанс встречи с Чистюхиным, я бы ему сказала

----------
Сходите на "день открытых дверей ЦБ" (включая двери в хранилище) https://cbr.ru/Press/event/?id=3864
Ответить

7 октября 2019 в 01:22
----------
Цитата

GarryV пишет:
Закон для них не писан

----------

Закон не писан.
Ответить

7 октября 2019 в 07:37
GarryV, скан решения по жалобе опубликую, он в пути Почтой России, сразу его не дают. Не думаю, что там будут какие-то новые аргументы и контрдоводы относительно моей жалобы. Вы сходите сами на рассмотрение жалобы у зампреда, тогда поймете, как это происходит и сильно ли там готовы отвечать на вопросы. Спасибо хоть позицию по вопросу вины БКИ дали озвучить. После чего каждому из БКИ зампред дал по 30 секунд времени для ответа на жалобу.

Новая напасть https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10907701
https://www.kommersant.ru/doc/4117285
Ответить

7 октября 2019 в 13:42
Так должен быть официальный письменный отказ в котором озвучена причина по которой отказано (с которым потом вы пойдете в суд)
Ответить

7 октября 2019 в 13:53
----------
Цитата

tempur пишет:
Вы сходите сами на рассмотрение жалобы у зампреда, тогда поймете, как это происходит и сильно ли там готовы отвечать на вопросы. После чего каждому из БКИ зампред дал по 30 секунд времени для ответа на жалобу.

----------
Ну они ответили?
Насчет всего остального ну вы же не на экскурсию пришли на день открытых дверей и не на чаепитие с печеньками рассчитывали? Вы надеюсь подготовились заранее? Документы на подпись подготовили (под любой исход). Ну так и дали бы на подпись.
Ответить

7 октября 2019 в 13:53
GarryV, так написал же:
----------
Цитата

tempur пишет:
GarryV, скан решения по жалобе опубликую, он в пути Почтой России, сразу его не дают.

----------
Ответить

7 октября 2019 в 14:01
----------
Цитата

GarryV пишет:
Ну они ответили?

----------

На что? Там не отвечают на ваши вопросы. У зампреда готовая позиция по вашей жалобе, подготовленная юрдепом. Он зачитывает 2-3 предложения с общим смыслом "В удовлетворении жалобы отказано, банк заполнил блок согласия, вина его" и представитель юрдепа добавляет, что копию решения изготовят и направят в течение трех дней.

Говорю же - сходите сами для понимания процесса.

В суде вам тоже сразу решение не дают, а только устно озвучивают резолюцию.
Ответить

7 октября 2019 в 14:16
----------
Цитата

tempur пишет:
сразу решение не дают, а только устно озвучивают резолюцию.

----------
В суде кроме резолюции озвучивают пункт закона в соответствии с которым принято решение.
----------
Цитата

tempur пишет:
устно озвучивают

----------
Ну вам устно озвучили почему виновен только банк? Если в законе написано что не только запрашивать но и выдавать не имели права.
----------
Цитата

tempur пишет:
сходите сами

----------
Знаете, я где только не был. И в ЦБ неоднократно, и у президента, а ещё ранее у генсека. Никаких проблем.
Ответить

7 октября 2019 в 15:26
Доброго дня! Я подозреваю, что дело в блоках согласий. Бюро реализовало некий механизм, заставляющих пользователя гарантировать наличие согласия субъекта, поэтому ЦБ и не признает вину бюро. Полагаю, именно в связи с этим «мнение ЦБ изменилось». Когда блока согласия не было (в старых документах, имеющихся в этой ветке), потом бюро реализуют блок и заставляют пользователей заполнять его ручками, заполнил блок согласия без согласия – не только нарушил права субъекта, но и обманул бюро. Иначе как еще объяснить?
Ответить

7 октября 2019 в 16:02
----------
Цитата

Kandel пишет:
Доброго дня! Я подозреваю, что дело в блоках согласий. Бюро реализовало некий механизм

----------

Это всё догадки и риторика.
tempur открыл тему , выложил некую "рыбу" и предложил всем писать заявление в ЦБ с жалобой на БКИ.
Тем временем ему самому в удовлетворении жалобы отказал Зампред ЦБ вместе с главным юристом Банка России. А он даже не ответил почему. Сказал "времени было мало". Так он же за этим туда и ходил. Странно как-то..
Ответить

7 октября 2019 в 16:57
Kandel, с моей точки зрения наличие в запросе банка заполненного блока согласия никак не влияет на наличие или отсутствие в действиях БКИ состава АПН. Эту позицию и буду пробовать отстоять в суде.

GarryV, ожидайте скан решения по жалобе и не стройте догадки. Позицию Банка России, высказанную устно при рассмотрении, я озвучил почти дословно:
----------
Цитата

tempur пишет:
У зампреда готовая позиция по вашей жалобе, подготовленная юрдепом. Он зачитывает 2-3 предложения с общим смыслом "В удовлетворении жалобы отказано, банк заполнил блок согласия, вина его" и представитель юрдепа добавляет, что копию решения изготовят и направят в течение трех дней.

----------

Диалога и разъяснений там нет, есть готовая позиция. Что-то подробнее, надеюсь, будет в решении.
Ответить

7 октября 2019 в 20:32
Относительно новой позиции Банка России в отношении вины БКИ и мнения представителей БКИ (озвученных ими на рассмотрении моей жалобы) о том, что наличие в запросе банка заполненного блока согласия субъекта КИ снимает с БКИ вину в незаконном предоставлении КИ могу добавить следующее:
Внедрение блока согласия в форматы обмена произошло ориентировочно во второй половине 2016 года, по НБКИ мне даже известна точная дата:
----------
Цитата

С 01.10.2016 в рамках Договора об оказании информационных услуг
(предоставлении кредитных отчетов) запрос кредитного отчета невозможно
будет сделать, если не заполнен обязательный блок «Согласие».
То есть описанный выше переход на запросы с блоком "Согласие" необходимо
осуществить до этой даты.

Искренне Ваше,
АО «НБКИ»

----------

Об этом я писал еще в середине 2016 года. Однако сообщения в этой теме со сканами официальных документов от Банка России показывают, что даже по незаконным запросам КИ от января 2019 года (полагаю, они уже точно были с заполненными блоками согласия) позиция Банка России в отношении вины БКИ была однозначна. Есть и более поздние аналогичные сообщения с признанием вины БКИ.

Так что все их увещевания про "согласие заполнено - значит виноват только банк" это лишь новая позиция, которая наметилась с середины этого года. При обжаловании в суде попробую использовать и это, приложив копии ответов и процессуальных документов Банка России в которых наличие вины БКИ признавалось.

Можете направить мне в личные сообщения сканы ответов Банка России и процессуальных документов в которых вина БКИ признавалась по запросам не ранее 2017 года.
Ответить

8 октября 2019 в 10:45
GarryV, о том и речь. Именно поэтому ранее мною был задан вопрос о том, а виновато ли бюро и высказано моё мнение на сей счет.
Мнение tempur мне понятно, я думаю об этом иначе, но спорить не буду. Послежу за развитием событий.
Ответить

8 октября 2019 в 14:19
Уралсиб по моей жалобе оштрафовали, на сайте ЦБ новости ещё нет.

Постановление о првилечении к ответственности по моему запросу не прислали, написав, что я не потерпевший, хотя в жалобе я указывал на моральный вред.
Ответить

8 октября 2019 в 14:57
----------
Цитата

hilton_drw пишет:
Постановление о првилечении к ответственности по моему запросу не прислали, написав, что я не потерпевший, хотя в жалобе я указывал на моральный вред.

----------

Как они задолбали с этой рулеткой. :evil:
Ответить

8 октября 2019 в 21:25
Альфе штраф
https://www.cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=13612

Все заявители - молодцы! :thumbsup:
Ответить

9 октября 2019 в 07:50
Всем доброго дня.
Получил от ЦБ телеграмму. Вызывают в качестве потерпевшего для участия в составлении протокола об административном правонарушении в отношении МКК по статье 1ч.29.
Подскажите, как все происходит?
Ответить

9 октября 2019 в 08:08
sanuzb, выше кратко описывал. Можете не ходить, если нет времени/желания, составят и без вас. Потом будет вторая телеграмма с приглашением на рассмотрение дела и вынесение решения, там должно быть поинтереснее. Но, как описал выше, для этого могут пригласить и не в Москву, а по месту регистрации нарушителя (У ВТБ, например, это оказался Санкт-Петербург).
Ответить

9 октября 2019 в 08:41
tempur, У меня бывшая МКК (исключена из реестра ЦБ) также находится в Питере :nightmare:
Я так понимаю, если совсем не ходить, организацию все равно оштрафуют?

P.S. Еще момент, вы всегда писали, что подписание договора по SMS (простой электронной подписью) не имеет никакой юридической силы, в случае отсутствия соглашения подписанного на бумажном носителе. А есть ли у вас какое нибудь письмо от Минкомсвязи по данному вопросу?
Ответить

9 октября 2019 в 08:58
----------
Цитата

sanuzb пишет:
если совсем не ходить, организацию все равно оштрафуют?

----------

Могут, например, применить норму о малозначительности нарушения и отделаться предупреждением. При личном участии в рассмотрении этому можно попробовать возразить. Именно в рассмотрении, а не составлении протокола.
Но телеграммы обязательно получайте, им нужно доказательство вашего извещения.

Не уверен, что есть прям такое письмо. Вечером по этой теме накидаю некоторых ссылок.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть