Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

19 ноября 2019 в 06:21
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Alexander_K, я правильно понимаю, речь не идет о компенсации моралки?

----------

Правильно понимаете, т.к. в досудебной претензии я выставлял требование только материальные затраты компенсировать. Вот Почта Банк и их отказал компенсировать отправил меня в суд, ну раз в суд, так в суд, в исковое добавлено требование и морального вреда. По итогам всей этой ситуации, которая длиться с 1.12.18 года, размещу отзыв в народном рейтинге.
Ответить

19 ноября 2019 в 06:43
andscorp,
1. Протокол составят и без вас. После составления протокола будет вторая телеграмма с приглашением на рассмотрение дела и вынесение решения. Там тоже могут и без вас рассмотреть.
2. Шаблоны искового заявления и заявления в РКН не публиковались. Последняя практика показывает, что РКН может и не увидеть нарушения. Некоторые люди обращались в суд и без обращения в РКН.
3. В любой момент можете направить досудебную претензию, если считаете, что ваши права нарушены. Сумма компенсации морального вреда не может быть рассчитана по формуле и уж тем более не регламентируется в КоАП РФ.
4. Зачем обращаться в банк? Лучше обращаться в БКИ или Банк России в зависимости от целей. Подробнее все описано в теме, которую стоит изучить целиком.

Удачи!
Ответить

19 ноября 2019 в 06:48
Alexander_K, спасибо за подробное напоминание. Можете опубликовать ответ в котором РКН признает, что банком и БКИ был нарушен закон о ПД?
Ответить

19 ноября 2019 в 18:16
----------
Цитата

tempur пишет:
Alexander_K, спасибо за подробное напоминание. Можете опубликовать ответ в котором РКН признает, что банком и БКИ был нарушен закон о ПД?

----------

tempur, в РКН я жаловался только на банки, на бюро я не жаловался.
Последний ответ из ЦА Роскомнадзора во вложении. Т.е. я потратил более полугода чтобы получить внятный ответ (в том числе и через Прокуратуру Свердловской области), о том, что специалист-эксперт., вынесшая по моему мнению незаконное решение в отказе в возбуждении АП в отношении Почта Банка и банка Открытие понесла дисциплинарное наказание.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 ноября 2019 в 18:20
Дополнение.
Ответ от Уральского Управления РКН, в котором они оправдывали своего сотрудника (другие отписки не содержали такого подробного описания, поэтому выкладывать их нет смысла), начало их ответа прикреплено к предыдущему сообщению.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 ноября 2019 в 18:24
А вот первый ответ ЦА РКН, в котором они признают наличие АП со стороны банков.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 ноября 2019 в 18:32
tempur, отвечая на Ваш вопрос, почему бюро по мнению РКН не виновато, прикладываю один из их ответов
Вообщем, мнение РКН, аналогично мнению ЦБ - бюро не виновато (по крайней мере по моей практике незаконных запросов).
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 ноября 2019 в 21:12
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
в исковое добавлено требование и морального вреда

----------
Alexander_K, не сочтите за дерзость ... Поделитесь текстовкой иска? Если необходимо обсудить возможность моей благодарности, в разумных пределах, конечно, пишите в личку - готов обсудить )))
Ответить

19 ноября 2019 в 21:27
Проверял свою кредитную историю, и нашел действующую кредитную карту , о которой я не знаю. Выдана года 2 назад. Если я правильно интерпретирую кредитный отчет, то карта не используется, за 2 года там долг все время по нулям. Клиентом банка являюсь, но пользуюсь дебетовой картой. В интернет банке я ни кредитной карты ни номера счета не вижу. Обращение по удаленным каналам в банк ни к чему не привело, зовут в офис с паспортом, а ехать не очень хочется, если у них не хватает каких-то документов, то могут при мне дооформить и сказать что так и было.
В связи с чем вопрос, в какой контроллирующий орган написать, и какими словами, чтобы банк все поправил без моего визита в офис?

Да, еще была одна история, что банк очень настойчиво звонил и пытался предложить кредитную карту, может это она светится, но я ее точно не получал и документы не подписывал.

Если ошибся темой, то прошу сильно не пинать.
Ответить

19 ноября 2019 в 21:32
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Если ошибся темой

----------
Думаю, здесь https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=114&TID=301801 найдете ответы на свой вопрос.
Ответить

19 ноября 2019 в 22:26
----------
Цитата

tempur пишет:
1. Протокол составят и без вас. После составления протокола будет вторая телеграмма с приглашением на рассмотрение дела и вынесение решения. Там тоже могут и без вас рассмотреть.

----------

Вопрос был скорее не в том, могут ли без меня. То что могут без меня, я понимаю. А скорее вопрос в том, насколько это критично и что-то изменится от моего присутствия/отсутствия или это формальность. И стоит ли уведомить об отсутствии ЦБ каким-то образом?
----------
Цитата

tempur пишет:
3. В любой момент можете направить досудебную претензию, если считаете, что ваши права нарушены. Сумма компенсации морального вреда не может быть рассчитана по формуле и уж тем более не регламентируется в КоАП РФ.

----------

Может у кого-то есть пример досудебной претензии. Мне просто в общих чертах нужен пример, чтобы составить содержательную часть в части ссылки на законы.
----------
Цитата

tempur пишет:
4. Зачем обращаться в банк?

----------

В ЦБ отказали в возбуждении дела в ввиду обоснования ВТБ причин запроса. Потому хотелось бы грамотно, с точки зрения закона затребовать все документы от банка и оспорить законность его запроса моей КИ.
Ответить

19 ноября 2019 в 22:27
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
в РКН я жаловался только на банки

----------

Добрый вечер, можете поделится шаблоном для обращения в РКН на действия банков?
Ответить

19 ноября 2019 в 22:36
----------
Цитата

tempur пишет:
рискну предположить, что отказные определения в отношении БКИ, а банк туда попал по оплошности.

----------

Да, мне тоже пришли ответы по БКИ в отказе в возбуждении, а по Банку была запись что будет решаться вопрос о возбуждении, а уже после пришли телеграммы с приглашением. Видимо даже когда пишут только на Банк, они направляют запрос и в БКИ тоже, как третью сторону, потому и в ответах про Банки могут фигурировать БКИ.
Ответить

20 ноября 2019 в 18:16
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Alexander_K, не сочтите за дерзость ... Поделитесь текстовкой иска? Если необходимо обсудить возможность моей благодарности, в разумных пределах, конечно, пишите в личку - готов обсудить )))

----------

В личку ответил
Ответить

20 ноября 2019 в 18:16
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Alexander_K, не сочтите за дерзость ... Поделитесь текстовкой иска? Если необходимо обсудить возможность моей благодарности, в разумных пределах, конечно, пишите в личку - готов обсудить )))

----------

Смотрите личные сообщения
Ответить

21 ноября 2019 в 04:33
А вот новая (по крайней мере- для меня) "фишка" отмазки Банка и Бюро, но плюс в том, что здесь наказывают Бюро (за недостоверный отчет). В кратце - интересное выделила.



ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(Банк России)
Служба по защите прав
потребителей и обеспечению
доступности финансовых услуг
107016, Москва, ул. Неглинная, 12
www.cbr.ru
тел. (495) 771-91-00
на №
от
О рассмотрении обращения

Уважаем_________________!
Служба по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг (далее - Служба) рассмотрела Ваше обращение от _______ и сообщает следующее.
В рамках проверочных мероприятий Службой в адрес АО «Альфа-Банк» (далее - Банк) и ЗАО «ОКБ» (далее - Бюро) направлены запросы.
Из предоставленного Бюро ответа следует, что в Вашей кредитной истории отсутствует запрос Банка. Запись в Вашей кредитной истории является информацией о решении по Вашей заявке (заполненной на сайте Банка) на предоставление кредитного продукта Банка (далее - Заявление).
Бюро сообщило, что в результате технического сбоя Бюро Заявление отражено в разделе «Кто интересовался моей кредитной историей», вместо раздела «Информация о заявлениях и решениях».
Дополнительно Бюро сообщило, что по состоянию на _______ технический сбой устранен и Ваша кредитная история актуализирована.
По вопросу применения в отношении Банка и Бюро мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в связи с предоставлением Бюро Банку Вашего кредитного отчета, направляем Вам определения об отказе в возбуждении дел об административных правонарушениях.
Вместе с тем, в связи с предоставлением Бюро недостоверного кредитного отчета Службой рассматривается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении Бюро и проводятся процессуальные действия в рамках КоАП РФ.
Ответить

21 ноября 2019 в 07:34
e*******@mail.ru, да, есть такая статья в КоАП РФ:
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 5.55. Непредоставление кредитного отчета

Непредоставление бюро кредитных историй кредитного отчета, предоставление неполного или недостоверного кредитного отчета, а также несвоевременное предоставление кредитного отчета в случаях, если такое предоставление осуществляется или должно осуществляться в соответствии с Федеральным законом "О кредитных историях", -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------

Я очень сомневаюсь, что это сговор БКИ и банка с целью снятия вины с банка.

В любом случае, если вы эту заявку на кредит не подавали, то пишите и в Роскомнадзор, поскольку банк передал в БКИ ваши персональные данные не имея на то законных оснований. И можно её удалить из КИ через внесение изменений.
Ответить

21 ноября 2019 в 08:19
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
пишите и в Роскомнадзор

----------

Хорошо, напишем :uncap:
Ответить

21 ноября 2019 в 08:26
tempur,
Кстати, по поводу Роскомнадзора получилась интересная история:
Подавала им заявление об АП, пришел отказ с указанием что это не обращение, в предоставленном мной инфо не достаточно оснований. Звоню им уточнить (думаю, может я что-то не понимаю), ответили что поданное заявление не считается обращением)) а вот если напишите в письме именно заголовок "Обращение", то у них полномочия расширяются)))
Не стала спорить- переименовала заголовок в "Обращение" (суть обращения не меняла) -отправила.
Дело возбудили, Банк привлекли к ответственности))).
Вот так)
Ответить

21 ноября 2019 в 08:57
e*******@mail.ru, на такое только знаменитой фразой Лаврова можно ответить. :omg:
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть