Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

21 ноября 2019 в 21:55
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Суть ответа сводилась к тому, если при незаконном запросе КИ ЦБ вынес решение об этом, но на этот момент у Вас был действующий текущий счет или дебетовая карта, то обработка ПД банком производиться на законных основаниях.

----------

Они снова путают тепло с мягким, не желая вдаваться в подробности. Вы абсолютно правы и я уже много раз объяснял суть нарушения со стороны закона о ПД - если у банка отсутствует согласие на запрос КИ, то он не имеет законных оснований направлять запрос в БКИ и, соответственно, ваши персональные данные в составе данного запроса передаются им незаконно!
Ответить

22 ноября 2019 в 11:01
Писал жалобу в ЦБ на то, что после признания запроса незаконным, МФО не удалила запись по заявлению в БКИ. В БКИ ответили, что отправили запрос дважды, приложив письмо ЦБ, а МФО в свою очередь ответили, что запрос правомерный.
Сегодня пришел ответ. Если вкратце, то в адрес МФО был направлен запрос., а МФО ответило, что уже удалила запрос из БКИ.
И в конце пишут. В настоящее время Службой рассматривается вопрос о применении в отношении Общества мер, предусмотренных законодательством РФ.

О каком нарушении пишет ЦБ?
Ответить

22 ноября 2019 в 11:19
sanuzb, им светит штраф по этой статье КоАП РФ:
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 15.26.3. Неисполнение обязанности по подтверждению и представлению исправленных сведений, содержащихся в основной части кредитной истории, в бюро кредитных историй

Неисполнение установленной законом обязанности по представлению в установленный законом срок источником формирования кредитной истории информации, подтверждающей достоверность ранее переданных сведений или правомерность запроса кредитного отчета, оспариваемые субъектом кредитной истории, либо ненаправление указанным источником соответствующих достоверных сведений или просьбы об удалении неправомерного запроса в бюро кредитных историй в установленный законом срок -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------
Ответить

22 ноября 2019 в 16:09
Alexander_K,
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
У Вас был реально запрос на сайте банка?

----------


В этом банке запрос был, через сайт.
Но нигде не было прописано согласия на запрос в БКИ (я перестраховываясь, делала скиншоты экрана при заполнении анкеты).
Также не было инфо о том, что СМС это ЭЦП, о чем я информировала Банк России, и ответ был по этому вопросу: идите в суд- гражданские дела не в их компетенции)
Ответить

22 ноября 2019 в 17:36
e*******@mail.ru, для передачи информации в БКИ согласие не требуется.
Ответить

23 ноября 2019 в 07:45
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
для передачи информации в БКИ согласие не требуется.

----------


Так в том и загвоздка, что банк сделал запрос кредитного отчета
Ответить

23 ноября 2019 в 09:42
e*******@mail.ru, так вам уже написали, что был не запрос КИ, а передача сведений о заявке на кредит.
Ответить

23 ноября 2019 в 13:23
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Клиентом банка являюсь, но пользуюсь дебетовой картой.

----------

Я бы для начала проверил карту по BIN
например тут
https://psm7.com/bin-card
довольно часто карты которые в нашем представлении дебетовые оказываются кредитными с точки зрения регистрации в МПС . Если это так то станет ясно почему был запрос в БКИ.
Ответить

23 ноября 2019 в 13:27
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Как они докажут что смска является Вашей подписью?

----------

В некоторых банках это так в сответствии с комплексным договором обслуживания. Совсем недавно столкнулся с Почта банк, в котором клиент заранее дает согласие на то, что сообщение сотруднику банка или в ИБ смс полученный по привязанному номеру телефона клиента является легитимной эл подписью необходимой для получения кредитного продукта ( в том числе для установления или изменения кредитного лимита по карте). Понятно что участвовать в такой авантюре я лично не стал.
Ответить

24 ноября 2019 в 11:30
----------
Цитата

123458 пишет:
Я бы для начала проверил карту по BIN
например тут
https://psm7.com/bin-card
довольно часто карты которые в нашем представлении дебетовые оказываются кредитными с точки зрения регистрации в МПС . Если это так то станет ясно почему был запрос в БКИ X

----------


хм... по указаной ссылке показывает что BIN от кредитной карты.
Но, я думаю, что это не она, дата открытия не совападает на несколько лет. Номер договора тоже не совпадает.
Ответить

24 ноября 2019 в 13:32
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Но, я думаю, что это не она, дата открытия не совападает на несколько лет. Номер договора тоже не совпадает.

----------

Какая дата открытия , какой номер договора ? Этот сервис такие данные не выдает, да и нет в принципе в первых 6 цифрах номера карты.
Ответить

24 ноября 2019 в 18:33
123458

Я видимо не очень понятно написал, дату открытия и номер договора я вижу в кредитном отчете из БКИ.
Ответить

27 ноября 2019 в 18:22
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Я видимо не очень понятно написал, дату открытия и номер договора я вижу в кредитном отчете из БКИ.

----------

Что за банк?
В банк не обращались с данным вопросом по дистанционным каналам: колл-центр, эл.почта?
Ответить

28 ноября 2019 в 16:51
Здравствуйте коллеги) Внезапно вспомнил, что писал претензии в цб и решил вернуться к этой теме, был в первой волне и соответственно получил стандартный ответ, по всем трем случаям виноват банк,наложили штраф (один по всем трем делам, даже хантемансийский банк туда же засунули) про бки, вообще ни слова.
Честно прочитал все 32 страницы) я правильно понял БКИ они у всех убрали из виновников и не стоит дополнительно уточнять решение по ним.
Ну и не нашел реальных отзывов последователей по перспективе дела в суде, иск я так понимаю будет один, а не три по каждому случаю
Ответить

30 ноября 2019 в 16:45
----------
Цитата

020980 пишет:
Ну и не нашел реальных отзывов последователей по перспективе дела в суде, иск я так понимаю будет один, а не три по каждому случаю

----------

tempur, писал что по каждому запросу можно отдельный иск. У меня дело будет рассматриваться 10.12.19, потом проинформирую, но у меня оба запроса в одном иске (было 2 запроса КИ).
Ответить

2 декабря 2019 в 14:24
:wall: ну никак не хотят банки учиться ни на чужих, ни на своих ошибках. Стоило разобраться с открывашкой как вылезла буква.

В августе в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта. Вроде бы было учтено всё, т.к. в этом банке вход - рубль, а выход - два... Но, без объявления войны при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты (кредит, карта, овердрафт и т.п.), альфа 26.11.2019 сделала запрос КИ во всех БКИ причём без указания цели запроса.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:29
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк. Посмотрим, был ли звонок сопряжен с запросом КИ.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:38
----------
Цитата

tempur пишет:
таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк

----------

Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах. Одна и та же проблема и у меня, и у супруги, и у двух коллег имевших отношения с кк бб. Карты как открывались, так и закрывались в разное время, но проблемы одни и те же - карта в БКИ активна при наличии заявлений и смс о закрытии. Благо, по электронному письму на banki-ru@open.ru приводят всё в порядок.
Отдельный случай: при наличии заявления и справке об отсутствии задолженность годичной давности поступило смс, мол, в связи с неактивностью КЛ будет обнулён и КК закрыта. :fool:
Ответить

2 декабря 2019 в 14:57
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта ... при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты

----------
Так чтобы в твою КИ полезли не обязательно делать с твоей стороны какие-то заявки - достаточно дать на это разрешение.
Например, вот такой абзац есть в бланке анкеты клиента на зарплатную карту Альфы:
изображение
Ответить

2 декабря 2019 в 15:03
----------
Цитата

tempur пишет:
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк.

----------

Странно. Так поздно. Мне прям сразу в январе звонить стали.
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах.

----------

Да, у меня ушло месяца 2-3 и неоднократные обращения/жалобы везде где только можно. Особенно с эквифаксом всё затянулось.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть