Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

30 ноября 2019 в 16:45
----------
Цитата

020980 пишет:
Ну и не нашел реальных отзывов последователей по перспективе дела в суде, иск я так понимаю будет один, а не три по каждому случаю

----------

tempur, писал что по каждому запросу можно отдельный иск. У меня дело будет рассматриваться 10.12.19, потом проинформирую, но у меня оба запроса в одном иске (было 2 запроса КИ).
Ответить

2 декабря 2019 в 14:24
:wall: ну никак не хотят банки учиться ни на чужих, ни на своих ошибках. Стоило разобраться с открывашкой как вылезла буква.

В августе в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта. Вроде бы было учтено всё, т.к. в этом банке вход - рубль, а выход - два... Но, без объявления войны при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты (кредит, карта, овердрафт и т.п.), альфа 26.11.2019 сделала запрос КИ во всех БКИ причём без указания цели запроса.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:29
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк. Посмотрим, был ли звонок сопряжен с запросом КИ.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:38
----------
Цитата

tempur пишет:
таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк

----------

Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах. Одна и та же проблема и у меня, и у супруги, и у двух коллег имевших отношения с кк бб. Карты как открывались, так и закрывались в разное время, но проблемы одни и те же - карта в БКИ активна при наличии заявлений и смс о закрытии. Благо, по электронному письму на banki-ru@open.ru приводят всё в порядок.
Отдельный случай: при наличии заявления и справке об отсутствии задолженность годичной давности поступило смс, мол, в связи с неактивностью КЛ будет обнулён и КК закрыта. :fool:
Ответить

2 декабря 2019 в 14:57
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта ... при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты

----------
Так чтобы в твою КИ полезли не обязательно делать с твоей стороны какие-то заявки - достаточно дать на это разрешение.
Например, вот такой абзац есть в бланке анкеты клиента на зарплатную карту Альфы:
изображение
Ответить

2 декабря 2019 в 15:03
----------
Цитата

tempur пишет:
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк.

----------

Странно. Так поздно. Мне прям сразу в январе звонить стали.
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах.

----------

Да, у меня ушло месяца 2-3 и неоднократные обращения/жалобы везде где только можно. Особенно с эквифаксом всё затянулось.
Ответить

2 декабря 2019 в 16:19
Сегодня ЦБ прислал постановления о привлечении "Открытие" к АО.
Как и у многих- один штраф за три нарушения в разных БКИ.
Позвонила исполнителю - ответили, что у банка это длящееся правонарушение, поэтому все за раз.

Подскажите, кто-нибудь обжаловал такое постановление? результат?
Ответить

2 декабря 2019 в 16:45
e*******@mail.ru, я пока решил не обжаловать, не до этого. Но вопрос немного изучил, тема одного штрафа за несколько нарушений, как и многое другое в нашем законодательстве и правоприменительной практике, мутная и даже судебная практика имеется различная. Ввиду мутности вопроса решения суда выносятся "по понятиям" (по внутреннему убеждению суда), а не по конкретным нормам права.
Если обжаловать, то я бы упирал на то, что в каждом случае объект правонарушения отличался. Т.е., если несколько запросов из одного БКИ еще как-то можно считать нарушением в отношении одного объекта, то в разных БКИ объекты точно разные. Но даже в одном БКИ в разное время КИ может различаться, поэтому я не принимаю такую позицию даже по нескольким запросам в одно БКИ.

Но это все надо четко и убедительно обосновать и по возможности подтвердить судебной практикой. Обжаловать вышестоящему должностному лицу большого смысла нет, а если в суд, то это в арбитраж, подача заявления в который сама по себе не так проста. И срок обжалования весьма сжатый - десять дней с получения вами копии определения на бумаге.
Ответить

2 декабря 2019 в 16:53
Кстати, по поводу копии и сроков- по сути ЦБ присылает оригинал постановления.
А сроки установлены для обжалования копии.
То есть получается, даже при пропуске срока нет пропуска как такового, поскольку копию не получали))
Ответить

2 декабря 2019 в 17:44
e*******@mail.ru, нет, вы получаете копию постановления. Подробнее в ст. 29.11 КоАП РФ.
Ответить

2 декабря 2019 в 17:48
tempur, тогда ЦБ нарушает п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, который определяет порядок надлежащего заверения копий
Ответить

2 декабря 2019 в 17:57
e*******@mail.ru, ну, КоАП РФ требования к копиям не регламентирует, поэтому каждый сотрудник изготавливает их в рамках своего понимания. Мне они тоже в разном виде приходили, некоторые и совсем не в виде копий.

Но это все несущественно для манипулирования сроками обжалования. Главное понимать, что только бумажная копия, полученная заказным письмом, может служить доказательством факта и даты получения. Всякие электронные копии, которые дополнительно могут быть направлены по электронной почте, доказательством факта и даты получения не являются.
Ответить

3 декабря 2019 в 22:26
Очередная пачка штрафов за незаконные запросы кредитных историй:
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15005
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15003
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15004
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15006
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15002
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14993
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14995
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14996
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14992
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14994
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14997
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14991
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14989
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14778
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14780
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14777

Перечень нарушителей:
Акционерное общество «Тинькофф Банк»
Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие»
Публичное акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ»
Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «МигКредит»
Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Мани Мен»
Ответить

3 декабря 2019 в 23:36
tempur, , существенно :ок:
Ответить

3 декабря 2019 в 23:45
По новым отказам ЦБ - в заявлении об АП мы указали дату запроса КИ, отличную от даты в кредитном отчете :bonk: - в связи с этим отказали в рассмотрении (ЦБ делал запрос в банк и бюро именно по датам, указанным в заявлении-ответ от бюро и банка, естественно, поступил отрицательный, поскольку дата другая).
Кредитный отчет к заявлению прилагался.
Получается, рассматривают только по датам, которые мы укажем, независимо от факта?

P.S.: удивилась, поскольку ранее, в этом же году, если ошибались в датах (массовость нарушений вскружила голову :help: )- другой сотрудник ЦБ меня письменно поправил и рассмотрел по факту...

Как же всё-таки?
Ответить

4 декабря 2019 в 08:30
e*******@mail.ru, подайте новое заявление с верными датами и впредь будьте внимательнее, чтобы избежать бесполезной траты времени десятков людей.
Ответить

4 декабря 2019 в 09:40
Данное дело https://kad.arbitr.ru/Card/6fca614a-f36f-48b4-bbd9-4cc74dad075c показывает, что в Банке России сидят не небожители и даже решение зампреда Банка России можно успешно оспорить. Посмотрим, устоит ли в апелляции.
Ответить

4 декабря 2019 в 17:18
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
впредь будьте внимательнее, чтобы избежать бесполезной траты времени десятков людей.

----------
да это понятно, и так стыдно, что ошиблись и лишней работы добавили людям ...
Я почему акцентировала внимание на этом- получается, зависит от специалиста.

Вопрос в том, насколько легитимен отказ при ошибке в дате со стороны заявителя...
Ответить

4 декабря 2019 в 17:32
----------
Цитата

e*******@mail.ru пишет:
Вопрос в том, насколько легитимен отказ при ошибке в дате со стороны заявителя...

----------

Ровно настолько, насколько его признает таковым суд. Если хотите пободаться - обжалуйте. Я вот сейчас в арбитраже жду заседание - пробую бодаться.
Ответить

4 декабря 2019 в 17:50
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
Ровно настолько, насколько его признает таковым суд

----------
это точно))))))))
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть