Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

12 февраля 2020 в 13:04
tempur,
Karizon,
Еще раз посмотрел.
Прислали заказным письмом копию определения о назначении времени и места рассмотрения дела об АПН, вызове лиц, участвующих в производстве по делу.
В тексте после слова ОПРЕДЕЛИЛА почти 1 в 1 то же самое, что было в телеграмме.
Выложил бы скрин, да замазывать персональные данные слишком долго и нудно.
Ответить

12 февраля 2020 в 13:15
jk3, это обычное процессуальное определение, которое хранится в деле и ранее не было практики их рассылки.
Ответить

19 февраля 2020 в 12:37
Пришло постановление о назначении адм.наказания Открытию 30 тыс. руб.
Как обычно, длящееся правонарушение, поэтому за 4 запроса в одно БКИ и за 2 запроса в другое -- только один штраф.
Ну ничего, у меня в запасе еще одно БКИ для еще одного штрафа, надо только найти время до конца февраля подать еще одно заявление, пока срок в 1 год не вышел.
Ответить

19 февраля 2020 в 12:43
----------
Цитата

jk3 пишет:
Пришло постановление о назначении адм.наказания Открытию 30 тыс. руб.

----------

Эти наказания как-то влияют на банки в плане того, чтобы отбить у них желание делать незаконные запросы у тех, кто на них жалуется?
Ответить

19 февраля 2020 в 13:20
Tiger Woods, похоже что да. По крайней мере меня Открытие перестало терроризировать рекламой и шариться по КИ после прошлогодних разборок.
Ответить

19 февраля 2020 в 20:43
----------
Цитата

tempur пишет:
за нарушения в области персональных данных X
X
X

----------

Это было бы хорошо, а то Роскомнадзор не успевает привлекать по ст.13.11 - сроки привлечения проходят, когда я узнаю о незаконном запросе своей КИ.
Ответить

19 февраля 2020 в 20:47
Tiger Woods, вам уже отвечали на этот вопрос. Опыт посетителей данной темы показывает, что рецидив возможен даже у оштрафованных ранее.
Ответить

19 февраля 2020 в 21:15
Вопрос к тем, кто обращался с заявлениями по поводу незаконных запросов Открытия. Вам приходили от Открытия какие-нибудь заказные письма? Мне вот что-то прислали, только не по адресу, указанному в заявлении, а по адресу регистрации, который, видимо, имеется у Открытия. Получить, соответственно, не могу.

Предполагаю, примерно, что там, но хотелось бы уточнить ваш опыт.
Ответить

19 февраля 2020 в 22:56
Мне от "Открытия" ничего не приходило. Но я в прошлом году писала у них заявление на отзыв персональных данных.
Ответить

20 февраля 2020 в 07:35
Мне тоже не приходило, но я и не клиент. Когда-то был в БИНе, но не в Открытии.
Ответить

20 февраля 2020 в 07:45
Antimony, так я тоже не был его клиентом. ;) МДМ слился с Бинбанком, а тот уже с Открытием, так они мои данные и получили.
Ответить

20 февраля 2020 в 07:58
----------
Цитата

tempur пишет:
Вопрос к тем, кто обращался с заявлениями по поводу незаконных запросов Открытия. Вам приходили от Открытия какие-нибудь заказные письма?

----------

нет
Ответить

20 февраля 2020 в 13:02
----------
Цитата

tempur пишет:
Вопрос к тем, кто обращался с заявлениями по поводу незаконных запросов Открытия. Вам приходили от Открытия какие-нибудь заказные письма?

----------

Мне присылало.
Я об этом писал уже тут.
Ответить

20 февраля 2020 в 13:08
jk3, да, я помню, спасибо. Возможно и мне прислали аналогичное. Если пойду на составление протокола, то уточню.
Ответить

20 февраля 2020 в 13:53
Приветствую, форумчане :uncap:
Подскажите, пожалуйста:
1. Для исправления КИ нужно обратиться в суд. Для этого прежде нужно отправить досудебную претензию и в Банк и в БКИ? Если в БКИ тоже требуется досудебная претензия, то в обоих случаях можно предлагать досудебное соглашение о компенсации морального вреда? То есть предложить компенсировать моральный ущерб за 1 незаконный запрос и Банку и БКИ?
2. Если Банк сделал несколько незаконных запросов КИ, то на каждый запрос отдельную досудебную претензию (по аналогии с тактикой «Максимизации штрафов»)?
3. Досудебную претензию обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, а не по электронной почте?
4. Какой срок ответа на досудебную претензию?
5. Можно ли писать досудебные претензии в Банк и в БКИ и одновременно жалобу в ЦБ?
Ответить

20 февраля 2020 в 14:05
Successful, какая-то мешанина из разных задач и целей. Для внесения изменений в КИ требуется обратиться в БКИ, а не суд.

Что вы уже сделали и что хотите сделать/добиться?
Ответить

20 февраля 2020 в 14:37
----------
Цитата

tempur пишет:
Что вы уже сделали и что хотите сделать/добиться? X

----------


tempur, спасибо большое! :uncap:

Я сделала запросы в БКИ и обнаружила незаконные запросы КИ. Сейчас хочу добиться их удаления, компенсации морального вреда и привлечения Банков и БКИ к административной ответственности. По сути – добиться максимального наказания, тем более что некоторые банки, например, Открытие и Тинькофф, игнорируют мои обращения, в которых зафиксированы отказы от обработки моих ПД в рекламных целях, передачу их третьим лицам и запрет запросов в БКИ.
Ответить

20 февраля 2020 в 14:51
Successful, начните с первого сообщения темы. Сначала привлеките к ответственности, все остальное потом. БКИ сейчас Банк России не штрафует и, соответственно, ни о какой компенсации морального вреда со стороны БКИ речи не идет.
Ответить

21 февраля 2020 в 11:31
А через какое время после подачи жалобы приходят письма и телеграммы от ЦБ?
Ответить

21 февраля 2020 в 11:41
Omni, первое пмсьмо в течение месяца, поскольку стараются соблюдать сроки из закона об обращениях граждан. По телеграмме точно не скажу, сам вот жду. Надеюсь, что за два месяца сподобятся.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть