Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

20 февраля 2020 в 13:08
jk3, да, я помню, спасибо. Возможно и мне прислали аналогичное. Если пойду на составление протокола, то уточню.
Ответить

20 февраля 2020 в 13:53
Приветствую, форумчане :uncap:
Подскажите, пожалуйста:
1. Для исправления КИ нужно обратиться в суд. Для этого прежде нужно отправить досудебную претензию и в Банк и в БКИ? Если в БКИ тоже требуется досудебная претензия, то в обоих случаях можно предлагать досудебное соглашение о компенсации морального вреда? То есть предложить компенсировать моральный ущерб за 1 незаконный запрос и Банку и БКИ?
2. Если Банк сделал несколько незаконных запросов КИ, то на каждый запрос отдельную досудебную претензию (по аналогии с тактикой «Максимизации штрафов»)?
3. Досудебную претензию обязательно отправлять ценным письмом с описью вложения, а не по электронной почте?
4. Какой срок ответа на досудебную претензию?
5. Можно ли писать досудебные претензии в Банк и в БКИ и одновременно жалобу в ЦБ?
Ответить

20 февраля 2020 в 14:05
Successful, какая-то мешанина из разных задач и целей. Для внесения изменений в КИ требуется обратиться в БКИ, а не суд.

Что вы уже сделали и что хотите сделать/добиться?
Ответить

20 февраля 2020 в 14:37
----------
Цитата

tempur пишет:
Что вы уже сделали и что хотите сделать/добиться? X

----------


tempur, спасибо большое! :uncap:

Я сделала запросы в БКИ и обнаружила незаконные запросы КИ. Сейчас хочу добиться их удаления, компенсации морального вреда и привлечения Банков и БКИ к административной ответственности. По сути – добиться максимального наказания, тем более что некоторые банки, например, Открытие и Тинькофф, игнорируют мои обращения, в которых зафиксированы отказы от обработки моих ПД в рекламных целях, передачу их третьим лицам и запрет запросов в БКИ.
Ответить

20 февраля 2020 в 14:51
Successful, начните с первого сообщения темы. Сначала привлеките к ответственности, все остальное потом. БКИ сейчас Банк России не штрафует и, соответственно, ни о какой компенсации морального вреда со стороны БКИ речи не идет.
Ответить

21 февраля 2020 в 11:31
А через какое время после подачи жалобы приходят письма и телеграммы от ЦБ?
Ответить

21 февраля 2020 в 11:41
Omni, первое пмсьмо в течение месяца, поскольку стараются соблюдать сроки из закона об обращениях граждан. По телеграмме точно не скажу, сам вот жду. Надеюсь, что за два месяца сподобятся.
Ответить

21 февраля 2020 в 13:38
Ещё раз вынужден, к своему стыду, извиниться, за то, что положительно высказывался несколько раз в отношении ТБ в данной ветке.

----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Всплыл запрос ТБ от 05.09.2019 при условии, что заявки на кредитные продукты не подавались, новые карты не оформлялись...

----------

И ПБ ТБ ещё раз подтвердил, что верить ему нельзя:
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Более запрашивать не будем, поправили этот момент.

----------

Кредитный отчёт из ОКБ сегодня показал, что 03.02.2020 ТБ опять сделал незаконный запрос.

Слова о том, что данный запрос был осуществлён исключительно в рамках претензионной работы является ложью, т.к., во-первых, 05.09.2019 незаконного запроса Тинькофф Банка в ОКБ не было; во-вторых, информация о "интересующихся" содержится в закрытой части КИ. Т.е. запрос в рамках претензионной работы не имел бы смысла.
Ответить

21 февраля 2020 в 13:53
ICEiNet, не исключаю, что в этом году Тиньков будет лидером по штрафам. В ваших силах этому помочь. Бодрый старт он уже сделал.
Ответить

21 февраля 2020 в 15:49
----------
Цитата

Successful пишет:
По сути – добиться максимального наказания, тем более что некоторые банки, например, Открытие и Тинькофф, игнорируют мои обращения, в которых зафиксированы отказы от обработки моих ПД в рекламных целях, передачу их третьим лицам и запрет запросов в БКИ.

----------

Уточните, как и когда обращались к нам? Хотим проверить ситуацию и дать комментарии.
Ответить

22 февраля 2020 в 06:35
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Кредитный отчёт из ОКБ сегодня показал, что 03.02.2020 ТБ опять сделал незаконный запрос.

----------

Проверили информацию, запрос КИ сделали некорректно по техническим причинам, коллеги уже занимаются удалением. Приносим извинения за возможные неудобства.
Ответить

22 февраля 2020 в 12:20
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
запрос КИ сделали некорректно по техническим причинам

----------

Это как?
Хотели поехать в Крым, а уехали в Рим так что-ли?

Тинькофф банк, красавчеги, чо уж. Не устает поражать ваша убежденность в том, что кругом сплошь умственно неполноценные люди и им можно прогнать такую пургу.
Ответить

22 февраля 2020 в 13:48
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Слова о том, что данный запрос был осуществлён исключительно в рамках претензионной работы является ложью

----------


Примерно по такой же причине у меня УБРиР в 2017 году мою КИ смотрел, при этом я клиентом банка не являлся и кредит оформляли на супругу.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10016789/

И может кто из знающих людей подскажет, если кредит или кредитная карта закрыта, но полгода еще не прошло с момента заявки на кредит, банк ведь в рамках текущей редакции ФЗ "О кредитных историях" сможет еще в моей КИ покопаться или, как только кредит закрыт, все смотреть он мою КИ не имеет права?

Поясню, чтобы было понимаю. Я к примеру оформляю рассрочку в банке, (получаю скидку от магазина). а на следующий день кредит закрываю. Банк после этого не может в мою КИ смотреть или все-таки раз заявка была, он еще полгода сможет ее просматривать?
Ответить

22 февраля 2020 в 14:12
Alexander_K, если оценивать нормы закона в их совокупности, то полгода дается на заключение договора. Если в указанный срок договор был заключен, то согласие действует до прекращения договора. Но, разумеется, банк может оценивать нормы закона иначе и спор потребуется разрешать через Банк России и/или суд.
Ответить

22 февраля 2020 в 18:06
----------
Цитата

tempur пишет:
Сначала привлеките к ответственности, все остальное потом. БКИ сейчас Банк России не штрафует и, соответственно, ни о какой компенсации морального вреда со стороны БКИ речи не идет X

----------


tempur, спасибо Вам большое! :uncap:

Заявления в ЦБ готовы. Пока только по отчету из одного БКИ. К сожалению, по большинству запросов сроки привлечения прошли, поэтому в лучшем случае будут зафиксированы нарушения. Если я правильно понимаю, то для максимизации штрафов надо дождаться ответа по отправленным заявлениям, а потом добавлять (запросы делали одни и те же банки)?
Ответить

22 февраля 2020 в 18:34
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Уточните, как и когда обращались к нам? Хотим проверить ситуацию и дать комментарии X

----------


У меня была дебетовая карта. Еще до ее получения - 02 октября я обратилась в Банк по телефону с просьбой исключить мои персональные данные из списка маркетинговых коммуникаций, а также не делать запросы в БКИ и не передавать мои персональные данные третьим лицам. Мне сообщили, что сделают соответствующую отметку в базе. Кроме того, переписка об этом с ПБ была в профильной теме на этом сайте.

03 октября Банк сделал запросы в 3 БКИ.
Ответить

22 февраля 2020 в 19:39
Successful, для максимизации штрафов надо указывать в заявлении только один самый старый незаконный запрос (разумеется, с учетом срока привлечения), далее ждать не просто ответа, а уже и телеграммы с приглашением на составление протокола. И примерно за неделю до даты составления протокола можно направлять следующее заявление со следующим по очередности незаконным запросом. Наиболее надежно даже не за неделю, а уже после составления протокола. Чтобы они уже не смогли перенести дату составления протокола и включить в него два разных события АПН.
Ответить

22 февраля 2020 в 23:49
Люди, с какого индекса приходят заказные письма от ЦБ? Мне что-то пришло, по идентификатору не бьется.
Ответить

22 февраля 2020 в 23:53
Еще раз проверила по идентификатору. :|
Опаньки, оказывается письмо от ПАО Банк "ФК Открытие". :shuffle: На извещении стоит пометка "большой конверт". :D

И что там может быть? Извинения или приглашение на банкет? Если извинения, то пусть будут счастливы с ними лучше деньгами, а если приглашение, то мне нужно два. 8)
Ответить

25 февраля 2020 в 12:18
----------
Цитата

tempur пишет:
Первое решение по заявлению Садомова устоялось в апелляции https://kad.arbitr.ru/card/6fca614a-f3...c74dad075c
Да, вынесено оно по процессуальным мотивам, но там есть важные для нас формулировки, в которых суд прямо говорит, что отсутствие в действиях БКИ состава АПН не находит подтверждения в материалах дела.

----------

Опубликован полный текст апелляционного определения https://kad.arbitr.ru/Kad/PdfDocument/6fca614a-f36f-48b4-bbd9-4cc74dad075c/d42f5374-4827-47ef-8908-ad89578085f1/A40-252216-2019_20200222_Postanovlenie_apelljacionnoj_instancii.pdf
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции о наличии в действиях БКИ состава АПН:
----------
Цитата

Таким образом, по мнению ответчика, в действиях Бюро отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.29 КоАП РФ.
Данный довод суд первой инстанции правомерно посчитал необоснованным, поскольку опровергается материалами дела.

----------
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть