Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

25 февраля 2020 в 12:41
tempur, спасибо большое! :uncap:

Помимо ЦБ РФ я обратилась в УФАС с жалобой на смс Открытия. Банк в своем репертуаре сослался на технический сбой. В итоге рекламораспространителем было признано другое юр лицо и в отношении него возбуждено дело об административном правонарушении, а Банк вышел сухим из воды.

Если я правильно понимаю, то компенсацию морального вреда за спам в таком случае надо требовать не с Банка, а юр. лица, признанного рекламораспространителем в надежде, что оно потом в порядке регресса взыщет с Банка?
Ответить

25 февраля 2020 в 12:47
Successful, логично, что компенсацию морального вреда возможно требовать только с его причинителя, которым и является нарушитель закона.
Но вот эта практика привлечения к ответственности исполнителя-подрядчика мне не очень понятна. Какой-то уход от ответственности самого рекламодателя.
Ответить

25 февраля 2020 в 13:24
Слушайте, в Открытии вообще есть вменяемые люди? Они мне сегодня прислали письмо с объяснялками, что мои персональные данные попали ним из других банков при реорганизациях.
Ну попали и попали, радуйтесь. Зачем в мою кредитню историю лезть, мои я ничего не прошу у вас?
Чушь какая-то...
Заплатили за заказное письмо 68 рублей, чтоб ещё раз опозориться. Лучше б расчёску прислали в простом письме. :D
Ответить

25 февраля 2020 в 13:30
Omni, прошу не превращать эту тему в ваш эмоциональный блог.
Ответить

25 февраля 2020 в 14:29
----------
Цитата

tempur пишет:
Omni, прошу не превращать эту тему в ваш эмоциональный блог X

----------

Тогда скажите, что мне делать с этой красотой, которую мне Открытие прислало (большой конверт, цветная печать, бланки и прочее). :| Зачем это и какое правовое значение имеет то, что там написано. Я не понимаю, честно.
Ответить

25 февраля 2020 в 15:01
----------
Цитата

tempur пишет:
Но вот эта практика привлечения к ответственности исполнителя-подрядчика мне не очень понятна. Какой-то уход от ответственности самого рекламодателя X

----------


tempur, абсолютно с Вами согласна. Поэтому и взяло сомнение с кого требовать компенсацию морального вреда.

Аргументация УФАС при привлечении к ответственности следующая:
«Согласно ч.1 ст. 18 Закона о рекламе, распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. При этом реклама признается распространенной без предварительного согласия абонента или адресата, если рекламораспространитель не докажет, что такое согласие было получено. Рекламораспространитель обязан немедленно прекратить распространение рекламы в адрес лица, обратившегося к нему с таким требованием.
Ответственность за нарушение ч.1 ст. 18 Закона о рекламе несет рекламораспространитель (ч.7 ст.38 Закона о реклме).
Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (п.7 ст.3 Закона о рекламе).
В соответствии с ч.1 ст.14.3 КоАП РФ, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей».


По-человечески неудобно требовать компенсацию морального вреда с исполнителя-подрядчика, а не с Банка, но придется это сделать с надеждой, что затем с Банка все будет взыскано. К сожалению, с учетом сроков привлечения за незаконные запросы КИ, Открытие не получит всех заслуженных штрафов. Поэтому хотя бы таким способом внесу свою лепту, если уж непосредственно Банк наказать сполна нельзя :shuffle:
Ответить

25 февраля 2020 в 22:23
Мне по электронной почте пришли ответы от ЦБ, касающиеся жалоб на "Открытие". По нему я писала две отдельных жалобы по каждому из двух кредитных бюро.

Краткий смысл ответов: В БКИ банк обратился незаконно, но это произошло по ошибке. Мы думаем о возбуждении административного производства, однако пока окончательно не определились. Если решим наказать, пришлем вам телеграмму с вызовом. Кредитные бюро не виноваты, их привлекать не за что. А вы можете убрать лишние записи из кредитной истории, обратившись в БКИ самостоятельно. Они свяжутся с инициаторами запросов, и через 30 дней дадут ответ. В случае отказа идите в суд. Мы вам очень сочувствуем и сострадаем, впредь приложим все усилия, чтоб такого больше не повторилось.

Хотела выложить ответы сюда, но думаю смысла нет, такого добра тут наверняка уже выкладывали не единожды.

Хотела опять ввернуть какой-нибудь сарказм, он так и просится, но не хочу получать замечания от автора темы, что я недостаточно серьезно выражаю свои мысли. :D

По банку "Русский стандарт" пока ничего не прислали.
Ответить

25 февраля 2020 в 22:30
Целиком тему не осилила, слежу только за последними страницами. Может уже обсуждалось. Скажите, пожалуйста, могу я сейчас написать претензию банку с просьбой компенсировать мне моральный ущерб за незаконные действия с моей КИ? Или позже это нужно делать? Или вообще бесполезно?
Ответить

25 февраля 2020 в 23:58
Omni, да, можете написать.
Ответить

26 февраля 2020 в 06:49
Получил отказ в возбуждении на ВТБ, Эквифакс и НБКИ. Якобы ВТБ предоставил собственноручно подписанное клиентом согласие на доступ к ки, а запросы сделаны в шестимесячный срок. Вот честно не помню, что там за бумажки были при получении дебетовки, может там и есть мелкий шрифт о доступе к ки. На руки они категорически ничего не выдают.
Ответить

26 февраля 2020 в 14:24
Добрый день.
Имеется кредитка Сбербанка, она отражается в одном БКИ. Имеется куча запросов КИ в другом БКИ. Имеют ли они на это право или можно смело писать заявление в Банк России?
Ответить

26 февраля 2020 в 14:32
Если обращений к КИ от банка (Сбер, Тиньков, Открытие) было несколько заявление пишется одно на все или на каждый случай отдельное?
Ответить

26 февраля 2020 в 14:43
C0rv1n, они могут запрашивать в любом БКИ. Можно одно заявление на пару "банк-бки".
Ответить

26 февраля 2020 в 18:05
Сегодня пришел ответ по банку "Русский стандарт". Содержание и суть такие же, как выше по отношению к "Открытию".

Готовлю претензии о возмещении морального вреда обоим банкам.
Ответить

27 февраля 2020 в 13:37
Претензии почти готовы.
Нужен совет. Имеет ли смысл в претензию о возмещении морального вреда включить требование о том, чтоб банк убрал незаконные запросы из моей кредитной истории? Или это лучше делать отдельно и через БКИ?
Ответить

27 февраля 2020 в 13:48
Omni, вносить изменения в КИ лучше через БКИ. Причины неоднократно описывал в теме про внесение изменений в КИ.
Ответить

27 февраля 2020 в 14:50
Отправила по электронной почте претензию в банк "Открытие". Выставила им счет за пять фактов незаконных запросов моих кредитных отчетов. Сумму оценила с учетом требований разумности и справедливости, но так как они "злостные рецидивисты", с них и спрос больше.

К "Русскому стандарту" подойду помягче, они только дважды "наследили" у меня в КИ.

Завела себе папочки "Кредитные истории" в компе и в столе для бумажных документов. Буду копить материалы для суда. :D
Ответить

27 февраля 2020 в 17:50
----------
Цитата

Omni пишет:
А через какое время после подачи жалобы приходят письма и телеграммы от ЦБ?

----------

Немного моей статистики:
Подача жалобы / рассмотрение -28 дней
рассмотрение /телеграмма -7 дней
телеграмма/протокол - 36 дней (включая новогодние праздники 8 дней)
протокол/ рассмотрение дела -18 дней.
Итого 89 дней.
Ответить

27 февраля 2020 в 18:20
Кстати, кто будет открывать обычный вклад в тинькове, обратите внимание на условия передачи информации..
"Указанное согласие дано на срок 15 лет, а в случае его отзыва обработка моих персональных данных должна быть прекращена Банком и/или третьими лицами и данные уничтожены при условии расторжения Договора и полного погашения задолженности по Договору в срок не позднее 1 (одного) года с даты прекращения действия Договора.

Я даю согласие на предоставление Банком всей имеющейся обо мне информацию в объеме, в порядке и на условиях, определенных Федеральным законом «О кредитных историях» № 218-ФЗ от 30 декабря 2004 года, во все бюро кредитных историй, включенные в государственный реестр бюро кредитных историй, а также на получение кредитного отчета из вышеозначенных бюро для заключения Договора и в течение срока действия Договора."
Ответить

27 февраля 2020 в 20:36
Karizon, недавно тут это обсуждали и ПБ Тинькова уверял, что согласие типовое и при открытии вклада в КИ они не лезут.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть