Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

9 марта 2020 в 17:48
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
Имел в виду, что я обращался и в другие банки за кредитными продуктами, однако от них в БКИ информации не поступало, именно о заявках (заявлениях), не путаем с запросом в БКИ....

----------


А от других банков отказы были? Если были, то в силу ФЗ "О кредитных историях" обязаны передать причину отказа хотя бы в одно из БКИ.
Было у меня такое (у знакомого) с УБРиР, как они потом "отмазались" перед Уральским управлением ЦБ, что это т.к. клиент заявление не подписывал, то и заявки на кредит не было, а было "консультирование" клиента по кредитным продуктам, а камнем предкновения, как понимаете было, что клиент требовал отправить заявку на кредит БЕЗ СТРАХОВАНИЯ.
Я даже развернутый отзыв по УБРиР оставлял и про эту ситуацию тоже упоминал.
Там банк сам "косякнул" и мою КИ проверил, хотя я клиентом банка не являлся :)
Т.е. за свое любопытство банк все-таки поплатился.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10016789/
Ответить

9 марта 2020 в 20:22
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
А от других банков отказы были?

----------


Были, у нас если человек ИП и/или владелец бизнеса, он "негласно" не кредитуется.
Но никаких пометок в истории об этом нет и не было. По понятным причинам банки называть не буду, так как теперь понимаю, что они лишь проявляли лояльность, за что им благодарность.
То есть эта информация об отказе по заявлению останется теперь в истории на постоянной основе?
(Возраст истории 122 мес. такое впервые).
Ответить

10 марта 2020 в 07:23
----------
Цитата

Flashbackfhb пишет:
То есть эта информация об отказе по заявлению останется теперь в истории на постоянной основе?

----------

Вся информация там остаётся навсегда. Её можно только удалить при определённых условиях.
Ответить

10 марта 2020 в 12:25
Antimony, навсегда слишком категоричное утверждение. Если КИ не меняется 10 лет, то подлежит удалению. На практике, конечно, это сложно исполнить.
Ответить

10 марта 2020 в 14:18
----------
Цитата

Antimony пишет:
Её можно только удалить при определённых условиях

----------


Что за условия, если не секрет?
Ну а пустые записи с статусом на рассмотрении с ноября 19ого по идее оператор КИ должен же по запросу удалить?
Ответить

12 марта 2020 в 19:17
Сотрудники ЦБ отжигают.
Прислали уведомление о рассмотрении жалобы на незаконные запросы КИ моему бати. Отсылал жалобу на тинькова, а рассмотрели на открытие. Причем нашли нарушения и будут наказывать открытие. Только вот открытия нет в запросах КИ бати. :D
Ответить

12 марта 2020 в 23:40
Karizon, банальное copy and paste из шаблона (прошлого ответа). В телеграмме все должно быть хорошо. У меня даже в определениях копипасты случались всякие.
Ответить

13 марта 2020 в 00:19
Сегодня пыталась выяснить судьбу моей претензии к "Открытию" о возмещении морального вреда, она направлена еще в конце февраля. Ответ не пришел ни в каком виде. Позвонила в контактный центр, там после идентификации личности сказали, что будут уточнять информацию и подвесили меня на линии больше, чем на 10 минут. Я не выдержала, положила трубку. Почти сразу перезвонили и сказали, что у кого претензия на рассмотрении сказать не могут, но она вроде как рассмотрена и ответ мне отправлен (правда не понятно куда). Копию ответа (или хотя бы его содержание) предоставить отказались, предложили идти в отделение. :nunu: Вечером пришло СМС-сообщение, что ответ направлен мне почтой России (и это не смотря на то, что в претензии была просьба отправить его по электронной почте). :evil:
Ответить

13 марта 2020 в 00:26
Почему-то была твердо уверена, что претензию в адрес "Русского стандарта" я написала и отправила в те же дни, когда отправляла в "Открытие". Сегодня обнаружила, что я ее не дописала и не отправила.
Решила закрыть этот вопрос, все оформила и отослала по электронной почте банка.

Наверное надо начинать потихоньку готовить иски, ибо результат рассмотрения претензий известен и заранее предсказуем. Принесут извинения (глубочайшие) и напишут много дежурных слов из кейсов общения с клиентами на такой случай. А я настроена идти до конца, буду воевать не за деньги, а за самоуважение и принципы.

Все только начинается.
Ответить

13 марта 2020 в 15:14
----------
Цитата

Omni пишет:
Сегодня пыталась выяснить судьбу моей претензии к "Открытию" о возмещении морального вреда, она направлена еще в конце февраля. Ответ не пришел ни в каком виде.

----------

А к чему такие сложности? 10 дней чистого времени ждете после подачи претензии и подавайте иск в суд.
Вас и так уже не уважают, незаконно запросив КИ за 30 000 рублей.
Ответить

13 марта 2020 в 15:34
----------
Цитата

Karizon пишет:
А к чему такие сложности? 10 дней чистого времени...

----------

10 дней даётся на рассмотрение, на доставку принято ещё неделю ждать. Но я конкретно написала, чтоб ответ дали по электронной почте, а не почтой России. Сегодня представитель в соцсети сказал, что ответ мне оказывается ещё не отправили, только собираются идти на почту. Попросила продублировать электронно, но думаю не продублируют.
В суд по новым правилам нужно подавать после направления иска с комплектом документов ответчику. Поэтому в суд пока рано.
Ответить

13 марта 2020 в 16:03
----------
Цитата

Omni пишет:
В суд по новым правилам нужно подавать после направления иска с комплектом документов ответчику. Поэтому в суд пока рано.

----------

Как интересно. Теперь иск надо не в суд подавать, а ответчику... А что за правило такое новое, скиньте ссылку.
Ответить

13 марта 2020 в 17:00
----------
Цитата

Karizon пишет:
Как интересно. Теперь иск надо не в суд подавать, а ответчику... А что за правило такое новое, скиньте ссылку.

----------

Отправка документов ответчику производится в соответствии с новой редакцией пункта 6 статьи 132 Гражданско-процессуального кодекса РФ. С сентября прошлого года действует.

В суд иск теперь подается без копий для ответчиков, но с подтверждением отправки иска другой стороне.
Ответить

13 марта 2020 в 17:39
----------
Цитата

Omni пишет:
Отправка документов ответчику производится в соответствии с новой редакцией пункта 6 статьи 132 Гражданско-процессуального кодекса РФ. С сентября прошлого года действует.

В суд иск теперь подается без копий для ответчиков, но с подтверждением отправки иска другой стороне.

----------

Спасибо за информацию.
Только что это меняет?
Отправил досудебку. Проигнорировали. Составил иск, отправил ответчику, получил от почты документ, что получили или неполучили, приложил к иску и в суд. Нафига бигуди на лысую голову в описанных вами телодвижениях?
"Сегодня пыталась выяснить судьбу моей претензии к "Открытию" о возмещении морального вреда, она направлена еще в конце февраля....."
Это мое дилетантское мнение.
Ответить

13 марта 2020 в 17:46
----------
Цитата

Karizon пишет:
Нафига бигуди на лысую голову...

----------

Вы уже во второй раз задаёте этот вопрос. Если кратко, то затем, чтоб понимать насколько сильна позиция ответчика и есть ли она вообще.
Ответить

13 марта 2020 в 17:49
Русский стандарт на удивление быстро ответил на претензию. Ожидаемо отказали, написав, что при наличии договоров могут запрашивать кредитную историю и что моральный вред ещё надо доказать, банк его не усматривает.
Ну что же, суд так суд. Не догоню, так согреюсь.
Tempur, разрешите вам написать два коротких вопроса в личку? Дело у нас общее, святое: поставить банки на место.
Ответить

13 марта 2020 в 17:54
----------
Цитата

Omni пишет:
Ну что же, суд так суд. Не догоню, так согреюсь.

----------

А вы веселая. :D
Ответить

13 марта 2020 в 17:56
----------
Цитата

Omni пишет:
Если кратко, то затем, чтоб понимать насколько сильна позиция ответчика и есть ли она вообще.

----------

У ответчика есть какая то тактика и он ее придерживается. :D
Ответить

14 марта 2020 в 08:23
----------
Цитата

Omni пишет:
Не догоню, так согреюсь.

----------

Буду болеть за Вас.
У меня с Почта банком пока ситуация развивается так. 06.03.2020 апелляция передана судье, но дату пока не назначили, но так как районный суд у нас в городе, то обязательно постараюсь сходить в суд.
Ответить

14 марта 2020 в 08:36
----------
Цитата

Karizon пишет:
У ответчика есть какая то тактика и он ее придерживается. изображение

----------

Вот и хочу на эту тактику от Почта Банка посмотреть. Документов нет, штраф от ЦБ есть, но видети ли у них не было оснований не доверять своему партнеру - Связной.
Хотя я им еще на этапе досудебного общения говорил, что документов в Связном на подпись мне не предоставляли.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть