Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

23 мая 2020 в 20:36
----------
Цитата

Tiger Woods пишет:
Есть ли вероятность того, что банк из мести или в качестве уловки может пристегнуть данные о том, что я не обновил свои данные на момент подачи обращения X

----------

Не понял вопроса в такой терминологии. Куда пристегнуть? Зачем пристегнуть?

Если вы не сообщили в банк ваши новые паспортные данные, то это может как-то повлиять только на договорные отношения с данным банком. Например, могут приостановить обслуживание или уменьшить/заблокировать кредитный лимит по карте. В части привлечения к административной ответственности никаких поблажек банку это не даст.

Другой вопрос в том, что Банк России, при направлении запроса в банк, может передать им уже ваши новые паспортные данные. В результате банк по этим данным может просто не найти вас как клиента. Но это лишь мои предположения.
Ответить

23 мая 2020 в 20:48
----------
Цитата

tempur пишет:
Не понял вопроса в такой терминологии. Куда пристегнуть? Зачем пристегнуть?

----------

Вы меня правильно поняли. Спасибо за ответ.
Я хотел спросить о том, могут ли они использовать в свою пользу тот факт, что данные не обновлены, чтобы уйти от ответственности перед ЦБ.

И еще вопрос. Допустим я отзываю у банка разрешение на обработку ПД, но как уже показал опыт они ссылаются на закон о персональных данных который дает им право обрабатывать хранить ПД еще 5 лет, и не спешат мой запрос удовлетворять. Были ли прецеденты итого, что они заглядывают в КИ даже тогда, когда у них не то что нет разрешение на запросы, но более, того нет разрешения на обработку ПД?
Ответить

23 мая 2020 в 21:00
----------
Цитата

Tiger Woods пишет:
Были ли прецеденты итого, что они заглядывают в КИ даже тогда, когда у них не то что нет разрешение на запросы, но более, того нет разрешения на обработку ПД?

----------

Да, были, у меня в том числе.
Ответить

25 мая 2020 в 11:50
Alexander_K,
Здравствуйте!
Подскажите - разве абсолютная любая организация обязана отвечать Центробанку на запросы ?zlabtex,
Ответить

26 мая 2020 в 15:00
----------
Цитата

tempur пишет:
оставить и подать исковое заявление это только начало, далее желательно сходить в суд на процесс, возможно, несколько раз.

----------

Абсолютно с вами согласен, труды стоят денег. Я про это и написал. Это заработок для юристов. 5 000 моральной компенсации не стоят таких трудов.
Ответить

26 мая 2020 в 15:06
----------
Цитата

Karizon пишет:
5 000 моральной компенсации не стоят таких трудов.

----------

Это уже каждый сам решает, несколько человек тут и в суды сходили. И кто-то еще собирается.
Ответить

26 мая 2020 в 15:23
----------
Цитата

tempur пишет:
Это уже каждый сам решает, несколько человек тут и в суды сходили. И кто-то еще собирается.

----------

Таки я вас умоляю, я прошел судебные приключения. Ну нафиг. По данной теме, только моральные заскоки удовлетворяются, а финансовые выгоды только у юристов.
Ответить

26 мая 2020 в 21:56
Если фигурирует КоАП РФ и органищация подконтрольна ЦБ и это касается статей КоАП РФ, воозбуждать по которой может ЦБ, то да любая. Но в основном в ЦБ по 14.29 и 15.26.3 жалобы можно написать. А посмотреть незаконно в основном могут или банки или МФО.
Ответить

29 мая 2020 в 16:07
----------
Цитата

tempur пишет:
А не вы ли в этой же теме писали, что это просто общая форма и при открытии вклада запрос КИ не делаете? Что вклад, что дебетовка - в данном случае одинаково.
Так и знал, что в случае "шухера" этим согласием и прикроетесь.

----------
----------
Цитата

Karizon
пишет:
Без подпсания этой анкеты даже вклад не открыть, обычный вклад на свои деньги.
Уберите от туда согласие, а оставте только на кредитном договоре.

----------

С 2013 прошло 7 лет... особо позиция на это дело не поменялась что у Тинькофф, что у БР. Выложу давнишний ответ от БР на эту тему, где самое :rofl: это 1-ое предложение последнего абзаца(на 2 странице).
Страница 1 ответа от БР
Страница 2 ответа от БР
Ответить

29 мая 2020 в 17:33
граниT, да, про информационный характер весьма занятно. :)
Ответить

30 мая 2020 в 15:46
Всем привет. Вот моя история, вкратце) При просмотре кредитного отчета узнал, что в нем присутствует заявка на кредит, которой я не подавал. Согласно КИ, по данной заявке было принято решение об отказе. Направил жалобу в ЦБ РФ. Через некоторое время мне позвонил специалист СБ банка и уточнил некоторые моменты. Потом мне позвонила девушка из банка и сказала, что это она подала заявку от моего имени и в случае одобрения, она бы мне предложила кредит. Таким образом хотела повысить свои показатели, а данные брала из базы (я на самом деле когда-то очень давно обращался в этот банк). Также девушка попросила меня сказать СБшникам, которые должны мне еще раз перезвонить, что я ее попросил оформить кредит по телефону, иначе ее уволят. Я отказался. Сказал, что о настоящих мотивах ее поступка мне ничего не известно. Может быть, она и получила бы кредит за меня, в случае одобрения.. Короче сказал, что закапывать ее не собираюсь, но и от своих слов отказываться не буду. Потом пришел ответ из ЦБ РФ о том, что банк не смог подтвердить факт подачи мной заявки и предоставить согласие на обработку данных и в действиях усматриваются признаки адм. правонарушения, дело будет рассмотрено позднее, решение направят дополнительно. Потом три месяца тишина. Обратился сам, попросил предоставить документы по результатам рассмотрения дела об АП. И.. приходит ответ о том, что я в банк обращался лично, но подтверждающие документы банк предоставить не мог, т.к. они утеряны. Дело прекратить, события АП нет. Вот так. Как доказать, что меня там реально не было?
Ответить

30 мая 2020 в 16:37
----------
Цитата

antifraud пишет:
Как доказать, что меня там реально не было?

----------

Вы ничего доказывать не обязаны, это обязанность банка. Попробуйте обратиться в Прокуратуру, если, конечно, есть желание и дальше разбираться с этой ситуацией.


Если у вас есть какие-либо доказательства, что в день подачи заявки вы никак не могли там присутствовать, то можно использовать и их. Но для начала стоит ознакомиться с материалами дела, в них находится ответ банка в котором могут быть существенные детали, например, дата подачи заявки (может отличаться от даты в КИ) и способ её подачи (лично или дистанционно).
Ответить

30 мая 2020 в 17:16
Желание восстановить справедливость есть, но я думаю, что обращение в прокуратуру ничего не даст, т.к. я в тот день не был ни на больничном, ни в командировке.. Способ подачи заявки в КИ - лично. И банк указал, что я лично подавал её при посещении банка, но по ошибке представителя банка заявление и согласие не были переданы в архив банка и в настоящее время утрачены. Опросят сотрудницу, она скажет: приходил, оформлял, видео уже нет, времени много прошло. А её коллеги подтвердят) Ещё и меня в оговоре обвинят в итоге)
Ответить

30 мая 2020 в 17:31
----------
Цитата

antifraud пишет:
Ещё и меня в оговоре обвинят в итоге)

----------

Такого точно не будет. Если вы в заявлении пишете, что заявку не подавали и нарушены ваши законные права, то это нарушитель закона обязан доказать обратное. Именно доказать. Поэтому и надо обратиться в Прокуратуру, поскольку сотрудники Банка России при проведении административного расследования обязаны руководствоваться именно доказательствами. Для отказа в возбуждении дела в связи с отсутствием события АПН нужны веские доказательства, а не просто слова "он приходил, но доказать не можем". Именно об этом обращение в Прокуратуру - нарушение закона сотрудником Банка России при проведении административного расследования. И к заявлению обязательно приложить их первый ответ, в котором они усматривали состав АПН и подтверждали, что банк ничего не смог предоставить.

И про содержание звонка сотрудника банка в заявлении упомянуть.
Ответить

30 мая 2020 в 18:37
----------
Цитата

antifraud пишет:
Желание восстановить справедливость есть, но я думаю, что обращение в прокуратуру ничего не даст

----------


Устал уже в этой теме писать про свой опыт общения с территориальным управлением РКН.
Даст результат обращение в Прокуратуру и вышестоящему руководителю - пройдено на собственном опыте. Как и указывал, сотрудник, который вынес отказ в РКН был депримирован, но т.к. срок привлечения у РКН всего 3 месяца, то привлечь их к административной ответственности уже не смогли.
Поэтому обязательно пишите жалобу в свою областную прокуратуру по месту жительства и в Банк России повторно на сотрудника, который вынес отказ, как указал tempur, ранее, отказ должен быть обоснованным и доказательства своей невиновности банк должен доказать.
И да, воспользуйтесь советом tempur, запросите материалы по отказу. Я так в своем последнем случае узнал, какой документ приложил банк и на основании этого документа уже и подал жалобу в суд.
Потом обязательно расскажу, чем дело закончилось, но из-за пандемии Головинский районный суд Москвы, уже второй внешний запрос отправил, но рассмотрение до сих пор не было.
Ответить

30 мая 2020 в 19:00
tempur, Alexander_K, Спасибо за советы :thumbsup: Жалобе в прокуратуру - быть :)
Ответить

2 июня 2020 в 10:55
Пришел ответ от ЦБ по жалобе на МТС: дело прекратить в связи с незначительностью нарушения и ограничиться предупреждением банку :wall: Представителя банка не было на рассмотрении, я писал заявление о возможности рассмотрении дела без моего присутствия.
Ответить

2 июня 2020 в 11:37
Tiger Woods, про малозначительность тут недавно обсуждали и я выкладывал хорошие примеры для обжалования. Если есть желание, можете попробовать обжаловать или слить в Прокуратуру.

От этого сообщения и далее https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=114&TID=358486&MID=7927388#message7927388
Ответить

8 июня 2020 в 13:59
Доброго всем дня. Помогите пожалуйста разобраться: пришло письмо-требование из МФО о якобы оформленном займе. При запросе КИ из Эквифакса в информации по самим договорам этот займ не значится, зато он есть в дополнительной информации по субъекту КИ как заинтересованность субъектом кредитной истории (только заполненные информацией запросы), что микрозайм 3000 рублей на 30 месяцев. Также эта МФО присутствует в закрытой информации среди пользователей кредитной истории. Письмо в МФО по эл.почте отправлено, они через десять минут (ну и скорость!) прислали ответ, что на основании обращения ими направлено заявление в полицию с исходящим номером таким-то (по месту моего жительства) для установления лица, оформившего займ. И что информация будет удалена из кредитной истории в течение 10 рабочих дней, начисление процентов и штрафных санкций приостановлено.
Хотелось бы, чтобы в КИ даже следа не было об этом микрозайме! А поскольку МФО веры особой нет, хочу уточнить: могу ли я самостоятельно отправить запрос в БКИ на удаление любого упоминания МФО в кредитной истории? Я так понимаю, что эта услуга платная? Поговорить с оператором при звонке в Эквифакс не удалось, они до 14 числа в связи с пандемией не работают. Просто в каждом БКИ платить деньги за изменение КИ совершенно не хочется, тем более, что МФО запрашивала кредитную историю незаконно. И ещё вопрос: бесплатно заказать в БКИ свою кредитную историю можно один или два раза в год?
Ответить

8 июня 2020 в 14:09
ol220299, в первом сообщении темы все подробно описано, в том числе и про удаление информации. Исправление бесплатно. Два бесплатных отчета в год.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть