Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

17 августа 2020 в 12:59
А вот интересно, открываха при открытии вклада вписывает разрешение на запрос ки.

Если, вполне можно оформить отказ, от маркетинговых рассылок в отделении,

То как отказать от запросов ?
Ответить

17 августа 2020 в 13:28
BitCain, не давать это разрешение (вычеркивать, не подписывать если отдельное).
Ответить

17 августа 2020 в 14:01
----------
Цитата

BitCain пишет:
То как отказать от запросов ?

----------


Альфа тоже при получении дебетовых карт и даже при перевыпуске подсовывает бумагу с подписью на согалсие запроса в КИ. Я в таких случаях прошу перепечатать, если отказываются - прошу разговора с менеджером. После такого обычно молча дают новую версию без запроса. Такое было раза 2-3.
Хотя всё это не помешало им отправлять незаконные запросы в КИ :omg:
Ответить

17 августа 2020 в 14:58
----------
Цитата

Tiger Woods пишет:
Хотя всё это не помешало им отправлять незаконные запросы в КИ

----------
Вот именно, что отсутствие согласия субъекта никак не мешает пользователю КИ физически запросить её. Это может привести лишь к правовым последствиям. Точно так же как 322 УК РФ не препятствует физически незаконному пересечению границы, а существование 327 УК РФ не означает, что подделка документов физически невозможна.

У меня в этом году Альфа-банк в отделении запросил КИ и только потом прислал СМС, чтобы я продиктовал код сотруднику. Код я не сказал, но в КИ всё равно появились запрос и заявка. То есть спрашивают для галочки, на самом деле сначала делают и только потом спрашивают, можно ли.
Ответить

17 августа 2020 в 17:22
----------
Цитата

tempur пишет:

X BitCain, не давать это разрешение (вычеркивать, не подписывать если отдельное) X

----------

А если открыл вклад, смской ???
После оказалось, при распечатке, что там куча всего и всякого г. которое небыло указано.
Ответить

17 августа 2020 в 17:35
BitCain, вообще в законе не описана возможность отзыва такого согласия. Но попробовать можно.
Ответить

25 августа 2020 в 11:47
Новость https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10931992
По нашему заявлению, составленному по шаблону отсюда, вынесен штраф в отношении Альфа-Банка. номер 20-7239/3110-1.
Вообще зашевелились примерно через полгода после жалобы. Сначала даже отказали, мол вы там открывали очередной вклад, и переподписались на все эти запросы. Да и вообще всё это техническая ошибка, даже если права не имели. Мы и думать забыли, как внезапно пришло письмо из ЦБ и скоренько так рассмотрели. Видимо, бюджет понадобилось пополнить. Долго и упорно приглашали в Москву, сначала на составление протокола, потом на его рассмотрение, но хватило простого емайла с тем, что просим рассмотреть без нашего участия.
Что теперь с этим делать не знаю, ничего кроме ашчушчэния выполненного гражданского долга и мести за навязывание кредитки не ощущаем. Вообще банк вроде как действовал в нарушение прав клиента, а штраф в пользу государства :)
Ответить

25 августа 2020 в 12:49
GaSSiS, благодарю за активную позицию! Теперь нарушение прав клиента подтверждено постановлением надзорного органа и уже это можно использовать в суде для получения компенсации самим клиентом. Для банка это разные виды ответственности - административная и гражданская.
Ответить

29 августа 2020 в 15:33
Добрый день
tempur написал Вам в личку и решил здесь так же раскрыть свою историю.
Все началось с того, что я обратился в банк за кредитом был один кредит ни одной просрочки лет так 8, а мне отказали, подумал много запросил думаю попробую через месяц. Через месяц так же запросил... но... такой же ответ дозвонился на горячую линию мне с call центра сказали извините Вам отказ на мои вопросы да как же так... сказали много запросов от МФО. Я тогда не придал этому никакого значения. Думаю так, значит так, решил что и без кредита обойдусь.
Проходит какое-то время и мне начинают звонить с МФО и угрожать... Первый, второй, третий и тут думаю тут что-то не то... Так прям выбивают из меня деньги, которые я не брал. Сообщал им что не брал не мое, а они не хотят слушать. Даже дата рождения не совпадала. И тут решил обратиться в БКИ сделать запрос.

После запроса все стало на свои места. Итого из 4 х БКИ я собрал 20 компаний МФО из них самая активная даже уже оформила на меня кредит в размере 9500 рублей и уже успели накапать проценты за месяц и уже должен на 9900 рублей больше.

Обратился в полицию мол урожают...
Наткнулся на данную ветку по рекомендациям tempur составил обращение отправил в Роскомнадзор и в ЦБ.

Полиция в конечном итоге слилась направили в судебные приставы, а судебные приставы переслали в ЦБ. Роскомнадзор, так же сослался на ЦБ. А вот ЦБ уже начал дела вести.

Было приглашение в Москву на составление протоколов на 11 организаций, я написал ходатайство о возможности составить протоколы в мое отсутствие.

Позже пришли заказным с уведомлением письмо о составленных протоколах, а так же пришли телеграммы с приглашением приехать в ЦБ. В протоколах если кратко 11 МФО на основании проставленной галочки в личном кабинете сделали запрос в БКИ предоставить скан паспорта не смогли т.к. архивы не хранят. Предварительно содержится факт об административном правонарушении.

Сейчас думаю, что делать с приглашением об административном правонарушении со стороны МФО от ЦБ. Думаю что ничего не выйдет со стороны МФО, а деньги и время нужно потратить. Думаю можно будет опять написать ходатайство и не приезжать в Москву? Если кто знает прошу подсказать.
Ответить

29 августа 2020 в 16:32
k*******@gmail.com, здравствуйте. Дело рассмотрят и без вас и вынесут постановление, которое вам направят.
Незаконные запросы после сможете удалить из КИ, подав заявления в БКИ. Сведения о левых займах сможете удалить только после признания этих договоров незаключенными в судебном порядке, но это уже другая тема.
В Краснодаре есть один юрист, который столкнулся с аналогичной проблемой и в местных судах признавал такие договоры незаключенными. Тут была его тема и он был готов поделиться образцами исков.
Ответить

29 августа 2020 в 20:14
tempur Спасибо! Думаю вместе попробуем поутихомирить эти МФО.

Была б моя воля вообще б закрыл бы все эти МФО зачем их вообще держат ? Неужели это ЦБ нужно ?
Ответить

29 августа 2020 в 20:45
----------
Цитата

Константин пишет:
закрыл бы все эти МФО зачем их вообще держат? Неужели это ЦБ нужно?

----------
Введите "кому принадлежат мфо в России" в яндекс, получите: статья 1, статья 2 и т.д.

Прямые близкие родственники политиков и высших чиновников, олигархов, коррупционеров и т.д. и т.п. Не все же хранят сотни млн. в наличке дома, вот и используют для отмывания - кто банки, кто МФО, кто корпорации...
Те же застройщики космодрома сколько раз "банкротились" после отмывания гигантских сумм.
Ответить

29 августа 2020 в 23:43
k*******@gmail.com,
Всегда было непонятно, откуда у мошенников и зачем им указывать ваш реальный на тот момент телефон ???
Ответить

30 августа 2020 в 22:25
Что-то на меня профессиональный ступор нашел. У меня два банка покопались в кредитной истории, я пишу два отдельных иска к каждому (хотя обстоятельства дел и суть требований сходны). Вопрос к тем, кто судился: судья не может объединить такие иски на основании ст.151 Гражданского кодекса?

tempur, я знаю, что у вас были суды с банками и бюро кредитных историй. Скажите, требования в одном процессе рассматривались или в разных?
Ответить

30 августа 2020 в 22:35
С предметом и основанием иска в принципе разобралась, поняла в каком направлении действовать. Не понятно вот что. Как обосновать отнесение моих исков к сфере защиты прав потребителей? Если с банком "Русский Стандарт" у меня имелись правоотношения, опосредованные договором вкладов, то в "Открытии" я даже не помню чтоб счета открывала (по моему только выпалты от АСВ были).

Опытные форумчане, выручайте советами, пожалуйста. У меня есть несколько дней чтоб подготовить иски, потом будет совсем не до этого и все может растянутся на неопределенное время.
Ответить

30 августа 2020 в 23:38
----------
Цитата

Omni пишет:
кто судился: судья не может объединить такие иски

----------
Только если головная -> дочерняя компании с делегированием прав затребовать кредитную историю, например. В противном случае разные ответчики - разные дела. Подаются разные иски.

----------
Цитата

Omni пишет:
Не понятно вот что. Как обосновать отнесение моих исков к сфере защиты прав потребителей?

----------
Не помню суть приводимых здесь образцов, что в них написано? Я бы давил на неправомерное хранение, обработку и использование персональных данных по ФЗ "О персональных данных" и кажется отдельная статья уже была где-то о незаконном запросе кредитных историй. Ну и плюс что в местных образцах исков написано, ищите внутри темы и используйте шаблоны.
Ответить

30 августа 2020 в 23:51
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
Не помню суть приводимых здесь образцов, что в них написано? Я бы давил на неправомерное хранение, обработку и использование персональных данных по ФЗ "О персональных данных" и кажется отдельная статья уже была где-то о незаконном запросе кредитных историй. Ну и плюс что в местных образцах исков написано, ищите внутри темы и используйте шаблоны X

----------

А здесь что, есть шаблоны? :o Я за темой не всегда слежу, не видела тут образцов. Мне один человек прислал свой иск на почту, за что спасибо ему огромное. :flowers: Взяла часть инфы из него, остальное от себя пишу.

Нарушение Закона "О персональных данных" и "О кредитных историях" тут есть и обосновать его не сложно (тем более, что неправомерные действия подтверждены Постановлением ЦБ). У меня вопрос как это привязать к Закону "О защите прав потребителей именно в моем случае". Если в "Русском Стандарте" я была вкладчиком и эти отношения им регулируются, то в "Открытии я только получала выплаты от АСВ", а это уже не отношения "исполнитель-потребитель".
Ответить

31 августа 2020 в 00:01
А я то оказывается в Роскомнадзор с жалобами не обращалась. Вот ведь незадача... :fi: :cry: :notiam:
Ведь даже начала писать и в черновике сохранила, но не отправила. А хорошо бы надо было это сделать своевременно, до подачи в суд. Чем больше ответов государственных органов в пользу истца, тем лучше.
Ответить

31 августа 2020 в 00:40
----------
Цитата

Omni пишет:
Как обосновать отнесение моих исков к сфере защиты прав потребителей?

----------

Совершенно не представляю, это вы уже что-то свое придумали. Мы ранее подробно обсуждали два варианта поьачи таких исков. Вы сочиняете какой-то третий.
Данные нарушения никакого отношения к ЗоЗПП не имеют, как и компенсация морального вреда за них.

У меня было два процесса по этой теме, оба прошли за одно заседание, но в обоих случаях ответчик участвовал заочно путем подачи возражений.
Ответить

31 августа 2020 в 00:45
----------
Цитата

tempur пишет:
Совершенно не представляю, это вы уже что-то свое придумали. Мы ранее подробно обсуждали два варианта поьачи таких исков. Вы сочиняете какой-то третий.
Данные нарушения никакого отношения к ЗоЗПП не имеют, как и компенсация морального вреда за них.

----------

Да, сорри. Это я перепутала из-за правил подсудности, хотела привязать к своему месту жительства. Но у меня и так будет нужная подсудность, так как нарушены права субъекта персональных данных. Сейчас все лишнее уберу из иска и пойду смотреть по поводу госпошлины.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть