Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

20 октября 2020 в 16:38
----------
Цитата

moscow01 пишет:
Буду признательна за мнение.
Была зарплатная карта в "МТС-Банк". 28.07.2020 банк зафиксировал заявку от меня на предоставление кредита в 150 т.р. 31.07.2020 в выдаче отказал.
Я никаких заявок не подавала вообще, сумма 150 т.р. смешная (т.к. зарплата у меня выше и в это время я была сотрудником этого банка), никаких кредитов никогда не брала нигде и не собираюсь.
Увидела я это, проверяя свою кредитную историю в сентябре (уже не работая в этом банке).
Банк сообщил, что я давала согласие на обработку ПДн, вот, они обработали, и отказали (но этот отказ ничего не значит), но я могу обратиться в БКИ и мне удалят эту запись.
Я обратилась в ЦБ, они сообщили, что оператор зафиксировал эту информацию, письменных доказательств у банка нет и я могу обратиться в БКИ удалить эту информацию, ну, или в суд.

Итого: я, разумеется, обращусь в БКИ, но меня волнует вопрос на основании чего был зафиксирован данный запрос? Подлог со стороны банка, отдельного сотрудника или действия предполагаемых мошенников со стороны? В апреле я поменяла паспорт. Соответственно, я его показывала только на mos.ru (цифровой пропуск) и в этом самом банке. И неизвестно, какой паспорт был при рассмотрении данной "заявки" - прежний или новый с апреля.

В СБ банка меня не отправляйте, пожалуйста. Там нет СБ по факту. Они вообще ничем не занимаются и даже если слон украдёт все ПК и принтеры и пронесут мимо них, они не заметят или сделают вид, что не заметили.

Что рекомендуете? Исправить и забыть? Или дальше копать? Потому что мне бы не хотелось увидеть ещё раз от другого или этого банка очередную "заявку". Они единственные, кто делали запрос и вынесли отказ по липовой заявке.

Спасибо!

----------


Я бы на Вашем месте обратился в Банк с заявлением, требую разбирательства, кем когда и на каком основании была заведена заявка на Ваше имя, кто подписывал и учавствовал. Там будет видно, был ли это человек с поддельным паспортом (что маловероятно) либо это "накрутка заявок" сотрудника банка (я думаю Вы работали, знаете что это) )) Потом в связи с этим обращаться в банк с требованием исправить КИ, но так же в суд с требованием моральной компенсации, издержек и прочего. Но не забывайте, что может выяснится что это делал все же молодой, дурной сотрудник, по наводке руководства.....и его уволят... и прочее прочее. Хотя, извините, какое он тоже имеет право заводить на Вас, даже неодобренную заявку.
У монеты всегда две стороны.
Удачи Вам.
Ответить

20 октября 2020 в 18:15
----------
Цитата

Antimony пишет:
Просто привалила другая, более неприятная, тема - обнаружились счета, которые я не открывал в банке, о существовании которого даже не знал.

----------


Не могли бы Вы поделиться, как смогли данный факт обнаружить?
PS: сорри, что не по теме.
Ответить

20 октября 2020 в 18:19
csvik, в личном кабинете ФНС доступен список счетов, открытых или измененных примерно с середины 2014 года.
P.S. Вопросы не по теме можно и в личных сообщениях задавать.
Ответить

20 октября 2020 в 18:45
----------
Цитата

tempur пишет:
ФНС доступен список счетов

----------


Уважаемый, tempur.
Не могли бы Вы просветить в вопросе действия "Согласия" (часть 10 статьи 6 Закона № 218-ФЗ).
В действующей редакции (не смог найти дату вступления в силу) - считается действительным в течение шести месяцев со дня его оформления.
В прошлой редакции (Часть 10 изменена с 31 января 2019 г. - Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 327-ФЗ) - считается действительным в течение двух месяцев со дня его оформления.

Вопрос в том, что ЦБ ссылается, на то что в марте-апреле 2019г был оформлен продукт в Банке, поэтому от данных дат отсчитывается 6 месяцев.
Разве закон имеет обратную силу (надеюсь правильно выразился) ?

Заранее спасиб.
PS: личные сообщения не работают =(
Ответить

20 октября 2020 в 19:13
csvik, с 31 января 2019 года срок действия согласия увеличился до 6 месяцев http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304063/b004fed0b70d0f223e4a81f8ad6cd92af90a7e3b/

Кстати, это указано в заглавном сообщении темы, я вносил туда новшества.
Ответить

16 ноября 2020 в 09:58
После заявление в эквифакс альфа-банк подтверждает удаление своих незаконных запросов кредитной истории.
изображение
Не смотря на этот факт и уже находящее в ЦБ РФ заявление по признакам 14.29 делает новый незаконный запрос КИ. :wall:
Мне казалось, что альфа-банк не на столько упоротый. Открывашка, понятно, вне конкуренции.
Ответить

16 ноября 2020 в 12:25
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Мне казалось, что альфа-банк не на столько упоротый.

----------

Зря, все они такие.

Вот ещё из интересного - обратился за удалением запросов от ВТБ во все три основные бки. Экви и ОКБ ответили положительно, то есть удалили. А вот НБКИ пишет, что ВТБ им не ответил, поэтому они ничего удалять не будут. :wall:
Ответить

16 ноября 2020 в 12:29
----------
Цитата

Antimony пишет:
А вот НБКИ пишет, что ВТБ им не ответил, поэтому они ничего удалять не будут. изображение

----------

А за это ВТБ привлеките по статье 15.26.3 КоАП РФ
Ответить

16 ноября 2020 в 18:26
tempur, а я ещё в обед сочинение на эту тему отправил по назначению. :ок:
Ответить

16 ноября 2020 в 20:47
Antimony, и шпалу им в :write_nr:
Ответить

17 ноября 2020 в 17:38
Ипотека в Россельхозе, действующая, в КИ вижу "отказ" в "Потреб. с лимитом до 30 тыс. руб." по 3 штуки в месяц. Получается ничего не сделать пока есть действующий кредит?
Ответить

17 ноября 2020 в 17:41
renderr, это они так криво проверяют вашу КИ. С этим бороться через БКИ с помощью заявления на внесение изменений в КИ. Подробнее в соседней теме про внесение изменений в КИ. Тут это прошу не обсуждать.
Ответить

18 ноября 2020 в 18:07
В продолжение моих судебных разбирательств с Почта Банком. Сегодня получено в Почтовом отделении письмо с апелляционной жалобой по ранее вынесенному в мою пользу решение, но и одним небольшим НО
Первый лист содержит мои персональные данные и касается моего дела, а далее на 9 листах апелляционная жалоба по другому физическому лица, проживающему в другом регионе. Мне даже вечером секретарь суда, где было рассмотрение звонила, сказала, что и ИЛ еще рано, получена апелляционная жалоба от Почта Банка, на что я сообщил данную информацию, которая немного шокировала секретаря суда, попросила перезвонить завтра.
Что я уже сделал
1. Жалоба в Прокуратуру Свердловской области о разглашении персональных данных третьих лиц с требованием возбудить АП оп ст.13.11.
2. Жалоба в РКН Свердловской области с аналогичными требованиями.
3. Завтра созвонюсь с судом, но скорее всего через ГАС правосудие запрошу материалы, которые есть в суде (надо же понимать, что все-таки Почта банк написал в своих доводах).
4. Стоит ли об этом в НР написать, чтобы банк знал про свои "косяки" или оставить это для них сюрпризом?

Теперь вопрос
Стоит ли в своих возражениях на доводы Почта Банка ссылаться на данный факт направления документов с персональными данными по другому делу, лицу, которое в нем не участвует.
Стоит ли ходатайствовать в областной суд (если дело пойдет дальше) об увеличении морального вреда?
И самое главное, считаюсь ли я надлежаще уведомлен, если по факту не имею на руках апелляционной жалобы Почта Банка с подписью в полном объеме (секретарь суда сказала, что апелляционная жалоба по моему делу на 6 листах), у меня по факту только первый лист.

Вот такая Санта-Барбара у меня получается. Первоначальный иск я подал 31.10.2019 года.
Ответить

22 ноября 2020 в 00:12
Решила написать окончание истории (на предыдущей странице): банк(МТС-Банк) и Центробанк меня послали, сообщив, что я сама инициировала заявку на получение кредита (150 тысяч рублей) по телефону. И они мне отказали. В кредите, который меньше чем моя месячная зарплата) Доказательств у них нет и ничего они мне не должны. Но я всегда могу обратиться в суд, если что.

Я обратилась в БКИ, где указала, что об этом отказе узнала через 2 месяца, проверяя свою кредитную историю. БКИ запросила подтверждения от МТС-банка, их, разумеется, не было. Также БКИ мне сообщили, что при формировании заявки в кредитной истории, банк создал мне новую кредитную историю (на новый паспорт), поэтому мне пришлось писать второе заявление - на соединение моей кредитной истории и "новой", созданной МТС-банком.

БКИ удалило информацию из моей кредитной истории и проинформировало меня официально о решении на прошлой неделе. Параллельно, подключились правоохранительные органы с проверкой (на основании чего была вообще заведена заявка). И тут Центробанк вдруг через месяц после своей отписки, закрыв моё "дело" и проигнорировав, что я им поставила по единице за сервис, проснулся и резко захотел узнать что именно меня беспокоит в их ответе, детально дать им ответ, и что я рекомендую им исправить в их ответе и вообще в предоставляемом сервисе. Я всё честно написала, указав, что выглядит всё как мошеннические действия банка с молчаливого согласия Центробанка и забыла о них.)

В суд, конечно, можно было идти. Но мне крайне не хочется судиться и тратить своё время. Я, в принципе, знаю что там творится: там огромное количество высококвалифицированных специалистов ушло в этом году, клоака, беспринципное и неквалифицированное руководство и т.п. Поэтому повторно влезать в грязь (уже зная заранее куда лезу) не хочу.

Огромное спасибо всем кто дал советы. Они пригодились! :flowers:
Ответить

23 ноября 2020 в 10:38
Райффайзенбанк по моей жалобе был оштрафован на 30 тысяч.
Ответить

23 ноября 2020 в 22:03
----------
Цитата

moscow01 пишет:
БКИ удалило информацию из моей кредитной истории и проинформировало меня официально о решении на прошлой неделе.

----------

Поздравляю!
Теперь берите данный ответ и повторно жалобу в ЦБ на возбуждение АП в отношении банка по ст.14.29, если я правильно понял, что была и заявка и запрос КИ, которую БКИ по Вашему заявлению удалило.
Если не прошло 3 месяца с момента данного запроса, то можно и по 13.11 в Роскомнадзор жалобу написать.
Ответить

25 ноября 2020 в 19:29
Продолжение моих судебных разбирательств с Почта Банком. Суд до 08.12.2020 отложил решение по принятию апелляционной жалобы данного банка. Требуется предоставить документ, свидетельствующий о том, что материалы банк мне предоставил. Максимум они предоставят уведомление или трек-номер по которому я получил материалы на третье неизвестное мне лицо, с описью вложения материалы мне не предоставлялись, но это еще цветочки, самое смешное, что они практически слово в слово скопировали свою апелляционную жалобу, которую они направляли на решение мирового судьи. Т.е. они считают, что иск был удовлетворен частично, хотя по факту иск был удовлетворен полностью. Самое смешное, что в своих доводах они указывают, что расходы на судебные издержки и представителя не соответствуют сложности дела и количеству проведенных заседаний, при этом сами они ни на одно заседание не явились и договора представительства и в помине не было, я сам на все заседания приходил или в крайнем случае писал ходатайства о проведении заседаний в мое отсутствие.
Вопрос к тем, кто уже получал решения, в том числе и компенсации морального вреда, могу ли я, в случае если районный суд все-таки примет решение о передаче апелляционной жалобы в областной суд, ходатайствовать не только об оставлении решения в силе, но и просить увеличить сумму компенсации морального вреда?
Ответить

25 ноября 2020 в 22:38
А если у меня есть текущий счет и нет кредитных продуктов, законно ли если банк запрашивает кредитную историю?
Ответить

25 ноября 2020 в 22:41
Jenya1980, иногда вы можете предоставить согласие на запрос КИ даже при открытии текущего счета. Такое согласие будет действовать 6 месяцев.
Ответить

26 ноября 2020 в 16:42
----------
Цитата

Antimony пишет:
Вот ещё из интересного - обратился за удалением запросов от ВТБ во все три основные бки. Экви и ОКБ ответили положительно, то есть удалили. А вот НБКИ пишет, что ВТБ им не ответил, поэтому они ничего удалять не будут.

----------

Продолжение истории. От ЦБ вестей по 15.26.3 пока нет, но получено "дополнение к ответу" от НБКИ, в котором они сообщают что ВТБ таки им ответил: их запрос теперь удалён.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть