Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

21 декабря 2020 в 23:39
guerrilla, оно и тогда было долго и зачастую с пинками и отговорками типа "У вас же год на привлечение, всё успеем".

Короче говоря, 2-3 месяца относительно нормальный оптимистичный срок.
Ответить

Аватар
22 декабря 2020 в 22:22
Информационное письмо Банка России от 14.12.2020 N ИН-05-47/171 "По вопросу аннулирования кредитных историй"

Даны разъяснения по вопросу аннулирования кредитных историй, в которых отсутствуют записи кредитной истории и (или) информация об отказах в заключении договора займа (кредита)

В связи с поступающими от бюро кредитных историй вопросами об исполнении обязанности, предусмотренной частью 5 статьи 2 Федерального закона от 31.07.2020 N 302-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О кредитных историях" в части модернизации системы формирования кредитных историй", Банк России рекомендует в течение ста восьмидесяти дней после дня вступления в силу Федерального закона N 302-ФЗ аннулировать кредитные истории, в которых отсутствуют записи кредитной истории (информация об обязательствах субъекта кредитной истории) и информация об отказах в заключении договора займа (кредита).

Кредитные истории субъектов кредитных историй, содержащие информацию об отказах в заключении договора займа (кредита), рекомендуется хранить в бюро кредитных историй.
Ответить

24 декабря 2020 в 01:54
А подскажите что делать в такой ситуации: в бки русского стандарта обнаружил левые адреса чередующиеся с моим настоящим (как регистрации, так и проживания). Все в одном месте, явно одному человеку принадлежат, только за много км от меня. Ну и главное что там сказано что у меня есть кредитка от мтс-банка. Одна у меня и правда есть, на 50000. А там показывает две: мою и ещё на 300 тыщ. По ней платят, но от этого не сильно легче. В мтс банке говорят у вас только один кредитный продукт, о второй карте ничего не знаем. Ну и справедливости ради в других бки где есть информация о моей карте мтс, о не моей - ничего не сказано. В других и адресов левых нет.
Ответить

24 декабря 2020 в 02:02
----------
Цитата

Открытие ФК пишет:
А.Н_282, Направить запрос в БКИ с требованием удалить сведения о запросе банка (п. 3 ст. 8 Закона о кредитных историях) вы можете только самостоятельно.

----------
О да, может, но ее не удалят. А если запрос с нарушением ст.6 218-ФЗ., то автор напишет и туда и в ЦБ (хотя это БКИ должно было писать в ЦБ об нарушении, но оно не будет, им это невыгодно, как и вам). А вам ЦБ выпишет штраф, и вам платить его не впервой). Но если вы знаете что запрос КИ произведен с нарушением ст.6 218-ФЗ., то вы разумеется можете его удалить (точно так же как и подали, тоесть самостоятельно отправив запрос на удаление своих записей в БКИ).

Более того, ЦБ может выписать вам штраф, но он не может заставить удалить незаконные записи, эти записи можете удалить только вы (добровольно или по решению суда). А клиент может только подать на вас в суд, и потребовать компенсации материального убытка в случае отказа в выдаче кредите из-за вашей незаконной записи (или увеличения процентной ставки) и морального вреда не меньше чем материального. Вот вам нравится судиться, ну удачи тогда автору вопроса! :yep:
Ответить

24 декабря 2020 в 09:07
----------
Цитата

Superfluous пишет:
А подскажите что делать в такой ситуации:

----------

Обратиться в БКИ с заявлением о том, что отчёт содержит данные другого человека и его кредитная дисциплина (кредит, который мной не оформлялся).
Ссылка на тему форума по интересующей Вас теме:
https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=read&FID=114&TID=301801

----------
Цитата

В.В.П.. пишет:
точно так же как и подали, тоесть самостоятельно отправив запрос на удаление своих записей в БКИ

----------

Инициировать исправление кредитной истории может только субъект кредитной истории, а её исправление возложено на источник формирования кредитной истории.

Я что-то не понимаю альфа-банка или пытаюсь найти логику там, где её нет. 21.12.2020 ОКБ прислал, что альфа удалила все оспариваемые запросы. Тут удаляю, тут не удаляю. Может быть исполнители разные?

Признавайтесь, кто 18.12.2020 привлёк Альфа-Банк к ответственности? Хочу пожать руку.
Ответить

24 декабря 2020 в 10:33
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Признавайтесь, кто 18.12.2020 привлёк Альфа-Банк к ответственности? Хочу пожать руку.

----------
Я бы и рад да не успел, они сорян блин, пардон блин не хотим конфликта, щаз удалим (и удалили все свои незаконные запросы) Не БКИ, а именно банк подал сам отзыв запросов, БКИ как раз открестилось, сказав что имеет документ банка (видимо подложный). Но разбираться какой он именно им неохота было.
Ответить

25 декабря 2020 в 18:42
Доброго времени суток. Продолжение с Почта Банком будет в 2021 году. Вчера мое дело все-таки поступило в Свердловский областной суд. Мне из суда секретарь звонила, а потом еще и смс прислали, что рассмотрение будет 29.01.2021г. Уточнил у секретаря нужно ли мне приезжать или достаточно ходатайства, которое я через ГАС-Правосудие направил в Тагилстроевский районный суд г. Нижнего Тагила. Сказала, что ходатайство они получили и его достаточно, но уведомить меня всё равно обязаны.
Так что ждите от меня новостей после 29.01.2021г. Узнаем, как поступит наш самый гуманный суд в мире, оставит решение суда первой инстанции (хотя формально второй, т.к. сначала мировой суд рассматривал), удовлетворит ли мое ходатайство об увеличение суммы морального вреда.
Ответить

28 декабря 2020 в 15:19
Ответить

28 декабря 2020 в 22:49
----------
Цитата

Antimony пишет:
ЦБ оштрафовал «Тинькофф», «Открытие», ВТБ и Альфа-Банк

----------

мне, кстати, сегодня пришел по электронке скан ответа из ЦБ РФ на мою жалобу по Открытию. Здоровая портянка на нескольких листах, из которой ключевой является только фраза "установлено, что у Банка отсутствовало Ваше согласие на получение КИ отсутствовало". Посмотрим, что будет дальше
Ответить

31 декабря 2020 в 17:57
Открытие, чтоб вам пусто было
Ответить

16 января 2021 в 17:37
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Доброго времени суток. Продолжение с Почта Банком будет в 2021 году. Вчера мое дело все-таки поступило в Свердловский областной суд. Мне из суда секретарь звонила, а потом еще и смс прислали, что рассмотрение будет 29.01.2021г.

----------

Ну что можно добавить. Видать за 2019 год я так достал через Прокуратуру Свердловской области и ЦА РКН, что нынче наше управление РКН в Свердловской области очень тщательно проверяет все мои обращения/жалобы. Как итог, дословно
"Согласно представленным сведениям между Вами и Банком ведется судебное разбирательство. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Вместе с тем, по результатам анализа представленных Вами документов, а также ответа, представленного АО «Почта Банк», в отношении АО «Почта Банк» Управлением ведется административное производство."
Так что в понедельник позвоню в областной суд и уточню примут ли они по электронной почте этот ответ РКН или отправлю его через ГАС-Правасудие.
Т.е. о какой защите персональных данных можно говорить, если они направляют материалы по судебному разбирательству не тому лицу. :)
Т.е. банк сам мне дает в руки материалы по обоснованию увеличения морального вреда.
Ответить

16 января 2021 в 17:39
Добавление по моему делу с Почта Банком.
Видать за 2019 год я так достал через Прокуратуру Свердловской области и ЦА РКН, что нынче наше управление РКН в Свердловской области очень тщательно проверяет все мои обращения/жалобы. Как итог, дословно
"Согласно представленным сведениям между Вами и Банком ведется судебное разбирательство. Обработка Ваших персональных данных осуществляется в силу п. 3 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно которой обработка персональных данных осуществляется без согласия субъекта персональных данных, если такая обработка осуществляется в связи с участием лица в конституционном, гражданском, административном, уголовном судопроизводстве, судопроизводстве в арбитражных судах.
Вместе с тем, по результатам анализа представленных Вами документов, а также ответа, представленного АО «Почта Банк», в отношении АО «Почта Банк» Управлением ведется административное производство."
Так что в понедельник позвоню в областной суд и уточню примут ли они по электронной почте этот ответ РКН или отправлю его через ГАС-Правасудие.
Т.е. о какой защите персональных данных можно говорить, если они направляют материалы по судебному разбирательству не тому лицу. :)
Т.е. банк сам мне дает в руки материалы по обоснованию увеличения морального вреда.
Ответить

20 января 2021 в 14:56
Открытие, у вас с головой всё в порядке?
27 запросов кредитной истории за 2 года!
И это при том, что я никогда не подавал заявку на кредит, когда был вашим клиентом. Сейчас я не являюсь вашим клиентом, а заявление на закрытие дебетовки было написано ещё в 2019 году. Написал две жалобы.
Ответить

20 января 2021 в 15:06
bumblebee, кол им в народный рейтинг.
Ответить

20 января 2021 в 15:29
tempur,
Никогда не писал жалобы на форуме, но похоже время пришло.
Подскажите, в какой раздел, какую услугу писать?
Там в форме нет чего-либо похожего на кредитную историю, а только "Дебетовая, кредитная карта, Ипотека, Автокредит, Потребкредит, Реструктуризация, Вклад, Инвестиции".
Ответить

20 января 2021 в 15:40
bumblebee, это не так важно, выберите потребкредит например.
Ответить

20 января 2021 в 15:41
bumblebee, там эти поля разве обязательные? Дебетовую карту можете выбрать, она же была у вас. Это не принципиально.
Ответить

20 января 2021 в 19:07
Всем привет!

Коллеги, подскажите, как действовать в следующей ситуации? Я подписан на услугу по информированию об изменениях в КИ от БКИ ОКБ. Сегодня приходит информация о том, что кто-то запрашивал мою КИ. Захожу в КИ, а там запрос от двух МФО. Я чуть не поседел... Никогда не обращался в МФО. Неужели учётка данных...:( Узнал какие МФО, написал запрос, что со стороны 3-х лиц произошли мошеннические действия. В ответ пришло письмо:

[/I][/B]
19.01.2021 на нашем сайте от Вашего имени подавалась заявка на сумму 30 000.00 руб. сроком на 18 дней. И именно по этой причине сведения о заявке отобразились в Вашей кредитной истории.

Заявка № 11233885 была аннулирована в тот же день на этапе принятия решения.

По факту Вашего обращения мы приняли соответствующие меры и заблокировали аккаунт, оформленный на Ваши паспортные данные, чтобы больше никто не смог подать заявку от Вашего имени.

Что касается кредитной истории, то к сожалению, наша компания не может по собственной инициативе удалить запрос в Вашей кредитной истории. Для урегулирования данной ситуации Вам необходимо обратиться в кредитное бюро для оспаривания запроса нами кредитной истории. После получения нами данного оспаривания от бюро, информация будет удалена.[/I][/B]

Подскажите, не уже ли утечка персональных данных? Кредит не оформили, но была попытка. Теперь писать в БКИ, чтобы исправили?

Дальше ещё интереснее: посмотрел КИ в БКИ Эквифакс. Там так же был запрос от этих же МФО.
НО, в титульной части появился паспорт: серия, номер и дата выдачи мои, но код подразделения и место выдачи другое! Как такое может быть? Как теперь исправить титульную часть? Причём это только в БКИ Эквифакс. В БКИ ОКБ без изменений.
Ответить

20 января 2021 в 19:45
user6281361, стоит подать заявление в Банк России по шаблону из первого сообщения и только потом обратиться в БКИ для удаления и незаконных запросов и недостоверной информации из титульный части. Почему информация о паспорте частично недостоверная мы сказать не можем - или мошенник "нарисовал" такой паспорт с частично недостоверными данными или просто ввел частично недостоверные данные на сайте МФО.
Ответить

20 января 2021 в 19:59
tempur, Спасибо. Подскажите, ответа от Банка Росси ждать не нужно? После отправки жалобы сразу писать в БКИ?
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть