Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

12 февраля 2021 в 15:16
Gerlikon, да, можно. Срок ещё не истек, на привлечение год.
Ответить

17 февраля 2021 в 01:09
всем привет, в рядах прибыло :D
подал в ЦБ на альфу
два вопроса:
1) Чего теперь ждать и как можно следить за моим заявлением в ЦБ?
2) Для возмещения вреда что нужно? Вначале ответ от ЦБ, потом в суд? )
Ответить

17 февраля 2021 в 07:53
Crosby77, тему почитайте, хотя бы начало, отвечали на такое уже десятки раз.
Ответить

17 февраля 2021 в 08:51
Коллеги, всем привет! Хотел посоветоваться с вами, что лучше сделать. Я писал несколько страниц назад историю, как в январе были мошеннические запросы КИ со стороны МФО. Написал сразу жалобу в ЦБ и Роскомнадзор. Так же был отправлен запрос в три БКИ на исправление КИ. В двух КИ полностью исправили.
Я подписан на оповещение изменений КИ в ОКБ (790 р. на год), раз в месяц проверяю КИ в Эквифакс (890р. 10 отчётов. Хватает почти на год) и НБКИ. Это конечно стоит денег, но в свете последних событий, дороже потом разгребать мошенничество, когда уже кредит возьмут на твоё имя.
Вчера запросил очередные отчёты и опять впал в ступор... 13.02-14.02 были запросы в 7 МФО. Причём по одной из них зарос был уже в январе. Я как раз корректировал КИ! И все снова... Опять написал жалобы в ЦБ и Роскомнадзор. Буду отправлять запросы на корректировку КИ. По 3-м МФО были попытки взять кредит, остальные делали запросы.
Подскажите, уже не знаю что делать. Это как бег по кругу. Хоть паспорт иди меняй. Кто-то просто вцепился в мой паспорт с целью взять кредит в этих шарашкиных конторах. Что посоветуете? Спасибо
Ответить

17 февраля 2021 в 10:02
----------
Цитата

user6281361 пишет:
Хоть паспорт иди меняй.

----------

Могу только предположить, что даже если заменить паспорт - это мало что изменит. Попытки по старым данным продолжатся, а запросы/заявки всё равно будут капать в вашу ки. Единственное чего вы добьётесь заменой паспорта - упростите себе разборки, если по старым данным кто-то где-то всё-таки получит займ.
Ответить

17 февраля 2021 в 12:16
----------
Цитата

Antimony пишет:
Могу только предположить, что даже если заменить паспорт - это мало что изменит. Попытки по старым данным продолжатся, а запросы/заявки всё равно будут капать в вашу ки. Единственное чего вы добьётесь заменой паспорта - упростите себе разборки, если по старым данным кто-то где-то всё-таки получит займ.

----------

Позвонил во всем МФО, куда отправляли запросы мошенники. Везде подтвердили, что отклонили заявки на этапе верификации. Так же мне сообщили, что мошенники не предоставляли скан паспорта, только вводили данные в форму запроса. В КИ так же указано, что все заявки были отклонены.

Вот так... Так же попросил все МФО, куда отправляли запросы по моим данным заблокировать возможность от моего имени делать запросы на кредиты. На словах подтвердили все. На email ответили 3 из 7.
Ответить

17 февраля 2021 в 12:36
Добрый день!
Я уже опиывала свою историю здесь с арестами на выезд и прочее из-за левых кредитов...
Но сейчас вопрос такой. Банк на основании липового паспорта внес мне в КИ левое местропроживание.
И это в Эквифакс разумеется. Эквифакс по телефону отвечает, что эти данные может изменить только банк, которые данные о кредите подавал. Но у банка нет моей настоящей прописки и я не хочу ему предоставлять эти данные, так как банк мне не хило подсиропил и сегодня уже год, как я со своей историей разбираюсь.
Вопрос, прав ли Эквифакс, или на основании моего заявления и данных паспорта он должен изменить данные?
Ответить

17 февраля 2021 в 13:46
----------
Цитата

AlexGryad пишет:
Добрый день!
Я уже опиывала свою историю здесь с арестами на выезд и прочее из-за левых кредитов...
Но сейчас вопрос такой. Банк на основании липового паспорта внес мне в КИ левое местропроживание.
И это в Эквифакс разумеется. Эквифакс по телефону отвечает, что эти данные может изменить только банк, которые данные о кредите подавал. Но у банка нет моей настоящей прописки и я не хочу ему предоставлять эти данные, так как банк мне не хило подсиропил и сегодня уже год, как я со своей историей разбираюсь.
Вопрос, прав ли Эквифакс, или на основании моего заявления и данных паспорта он должен изменить данные?

----------

Отправьте письменное заявление в Эквифакс. Если ответят отказом, что можно подать жалобу в ЦБ. Там есть раздел Некорректная информация в бюро кредитных историй и опишите всю ситуацию.
У меня была внесена некорректная инфо по коду подразделения паспорта по вине мошенников, когда отправляли запросы в МФО. Но кто конкретно внес некорректную инфо, я не выяснил. Там не указано. Отпарвил заявление в Эквифакс
Ответить

17 февраля 2021 в 16:03
----------
Цитата

user6281361 пишет:
Отправьте письменное заявление в Эквифакс. Если ответят отказом, что можно подать жалобу в ЦБ.

----------

Мне НБКИ в аналогичной ситуации тоже отказало. Где карту получали - туда и идите. "Кто внёс, только тот и может удалить". :wall:
У меня там штук 5 адресов. Один правильный, один неправильный и три безумных смеси из первых двух.
Ответить

17 февраля 2021 в 17:29
Друзья, тема о внесении изменений в КИ рядом в разделе и даже закреплена.
Ответить

19 февраля 2021 в 15:44
Коллеги, привет. Пришел ответ от ЦБ на мой первый запрос - когда МФО незаконно запрашивало мои КИ. Явно были мошенники. В ответе указано, что МФО сообщил, якобы я сам заполнял форму запросов. Но это явно ложь. Н е подскажите, что делать дальше? В Роскомнадзор писал ранее, ответа пока нет
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 февраля 2021 в 17:49
user6281361, с высокой долей вероятности позже из ЦБ вы получите определение об отказе в возбуждении дела об АПН, которое далее можно обжаловать вышестоящему должностному лицу или в суд.
Но, думаю, вы это делать не станете.

Роскомнадзор скорее всего тоже ответит, что нарушения отсутствуют.

К сожалению, в данном ответе ЦБ нет конкретных сведений об использованной электронной подписи. Есть случаи, когда мошенники пользовались чужими учетными записями портала Госуслуг (ЕСИА), в этом случае шансов признать запрос КИ незаконным практически нет, поскольку такая простая электронная подпись отвечает требованиям закона. Простая электронная подпись в виде кода в смс закону о КИ не соответствует.

Но ещё остается шанс, что это лишь предварительный ответ и далее должностное лицо изучит материалы и всё же установит нарушение закона.
Ответить

19 февраля 2021 в 17:55
Позвоните исполнителю и обсудите с ним вопрос использованной простой электронной подписи. Допускаю, что он может просто не знать подобных нюансов и невнимательно изучил закон и поэтому МФО удалось ввести его в заблуждение.

Подобные заявления по банкам рассматривает другое подразделение, там уже знакомы с проблемой. В этом же подразделении всё может быть иначе.
Ответить

19 февраля 2021 в 19:47
tempur, спасибо большое за консультацию.
Хочу все таки довести дело до конца. Хотя бы обжаловать решение у вышестоящего должностного лица.
У меня вопрос по п.7.2. 218-ФЗ. Там сказано: Идентификация субъекта кредитной истории - физического лица, за исключением индивидуального предпринимателя, в целях предоставления ему кредитного отчета проводится бюро кредитных историй одним из следующих способов: посредством прохождения субъектом кредитной истории авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации.

В связи с чем, получать данные сведения МФО тоже не имели право, так как запрос был подписан простой электронной подписью, ключ которой не был получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации? Получается МФО по своему трактует понятие простой электронной подписи?

Тут конечно нужны юридические знания...( Кредитную историю мою всю подчистили. Но впереди ещё исправления от 13.02 и 14.02.
Ответить

19 февраля 2021 в 20:03
----------
Цитата

user6281361 пишет:
запрос был подписан простой электронной подписью, ключ которой не был получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации

----------

Из данного ответа это не следует, как и обратное. Нужно уточнение у исполнителя. Суть вы уловили верно.
Ответить

20 февраля 2021 в 14:29
Подскажите какая тема жалобы на сайте банка России, не могу разобраться , хочу подать на Альфу и Открытие - 48 запросов
Ответить

20 февраля 2021 в 14:33
Коллеги, привет. Получил ответ от Роскомнадзора на свою жалобу по незаконному запросу КИ от МФО. Подскажите, а МФО могут вообще не ответить Роскомнадзору?
«Файл недоступен»
Ответить

20 февраля 2021 в 14:54
user6281361, слушайте, ну прямо в ответе есть цитата из закона. Слово обязан разве не отвечает на ваш вопрос?
Ответить

20 февраля 2021 в 15:02
tempur, да, это видел. У меня просто возник вопрос, а какое наказание МФО, если не ответят?
Ответить

20 февраля 2021 в 15:29
user6281361, как эти вопросы относятся к этой теме? :evil: Пожалуйста, не зафлуживайте тему из праздного любопыптства.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть