Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

26 февраля 2021 в 22:33
----------
Цитата

Открытие ФК пишет:
Ещё раз приносим извинения за беспокойство.

----------

Открытие, у вас один и тот же ответ всем. Вы прикидываетесь идиотами или таковыми и являетесь? Как в детском садике прям... Судя по количеству негативных отзывов в интернете, вы не прикидываетесь...

Вот вам ещё привет от ЦБ. Меня приглашают 11-го марта на Волоколамское шоссе 75 для слушания дела об административном правонарушении Банка Открытие. По моей жалобе. Пойду с превеликим удовольствием.
Жаль что не все пишут жалобы в ЦБ, очень жаль. По-другому до вас не доходит.
Ответить

27 февраля 2021 в 10:52
Там очередная порция штрафов прилетела https://cbr.ru/analytics/insideinfo/
Альфа, тиньков, открытие. Один для открытия "мой".
Ответить

27 февраля 2021 в 14:52
----------
Цитата

tempur пишет:
Там очередная порция штрафов прилетела https://cbr.ru/analytics/insideinfo/
Альфа, тиньков, открытие. Один для открытия "мой"

----------

Сейчас по Вашей наводке посмотрел - "мой" по Открытию там тоже есть ;) Теперь можно будет заняться удалением этих запросов из своей КИ
Я, кстати, сходил 25-го на рассмотрение - стопка дел по Открытию только на этот день была внушительная.
----------
Цитата

bumblebee пишет:
Судя по количеству негативных отзывов в интернете, вы не прикидываетесь...

----------

Судя по количеству отзывов в НР и количеству записей на сайте ЦБ РФ, веерно запрашивать КИ (типа для "маркетиноговых исследований") на всех своих клиентов (даже бывших) для Открытия - нормальная практика, увы.
Ответить

2 марта 2021 в 02:37
Подскажите, как понять, что банк запрашивает КИ незаконно? Например, если у меня есть кредитка/кредит/ипотека, то банк же имеет право проверять мою кредитную историю когда ему захочется? На случай, если вдруг я перестал платить другим банкам...

У меня КИ запрашивают только те банки, в которых открыты кредитные продукты. Другие банки (в которых открыты текущие счета и дебетовые карты) в КИ не лезут.
Ответить

2 марта 2021 в 07:54
----------
Цитата

A.S.T. пишет:
Например, если у меня есть кредитка/кредит/ипотека, то банк же имеет право проверять мою кредитную историю когда ему захочется?

----------

Да.
----------
Цитата

A.S.T. пишет:
У меня КИ запрашивают только те банки, в которых открыты кредитные продукты.

----------

Повезло. Дисциплинированные значит.
Ответить

2 марта 2021 в 13:08
Коллеги, добрый день. На мои жалобы по поводу незаконного запроса КИ пришёл отказ в возбуждении дела об АП. Отказали по БКИ и МФО. Пишут про простую ЭП:) Хочу обжаловать решение. Возникает два вопроса:
1) Обжалование также на сайте ЦБ?
2) Привлечь БКИ можно или только МФО?
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

2 марта 2021 в 15:15
user6281361, да, можно через сайт подать жалобу вышестоящему должностному лицу. В части БКИ шансов мало и это сложнее. В ЦБ точно нет по БКИ сейчас шансов, а выше вы не пойдете, это арбитражный суд. А в суде позиция разделилась.
Ответить

9 марта 2021 в 10:10
Каким образом бороться с неоднократными запросами КИ от таких вот прелестных организаций, клиентом которых я никогда не был? Я долгое время нахожусь за пределами РФ на данный момент, т.е. сам точно не оформлял никаких заявок.

"Восточный экспресс банк" (ОАО)
КБ «Ренессанс Кредит» (ООО)
МКК «Купи не копи» (ООО)
ООО "Хкф Банк" (в нем единственном оформлял потреб.кредит а-ля рассрочка)

Причина запроса в ОКБ указана везде "проверка клиента".

Плюс еще оставлял заявку на подбор кредита тут, на сайте банки.ру в прошлом и оформлял кредит-рассрочку онлайн в том самом хкф, как я понимаю через какого-то их дочернего кредитного брокера. Теперь регулярно получаю смски и звонки с предложениями о кредитах. Как от этого тоже избавиться?)
Ответить

9 марта 2021 в 11:33
----------
Цитата

johnsmith3552 пишет:
Плюс еще оставлял заявку на подбор кредита тут, на сайте банки.ру

----------

Вот это вы вляпались.
----------
Цитата

johnsmith3552 пишет:
как я понимаю через какого-то их дочернего кредитного брокера.

----------

Да, по сути, вы подарили свои данные неограниченному кругу организаций, в том числе сомнительных.
----------
Цитата

johnsmith3552 пишет:
Как от этого тоже избавиться?)

----------

Если запросы есть спустя полгода после подачи заявки - пишите заявления на их удаление. Вся тема об этом.
Ответить

9 марта 2021 в 12:17
----------
Цитата

Antimony пишет:
Вот это вы вляпались.

----------

Да уже пожалел тысячу раз, но что поделать?)

----------
Цитата

Antimony пишет:
Если запросы есть спустя полгода после подачи заявки - пишите заявления на их удаление. Вся тема об этом.

----------

Я так понял, подтверждение этих заявок у брокеров по смс не является законным основанием запроса КИ, мол нужна простая цифровая подпись из госуслуг как минимум.
Или я нажимая кнопку "согласен" у брокера дал разрешение всяким ренессансам, восточным экспрессам и КупиНеКопи запрашивать мою КИ и разрешение это действует 6 месяцев?
Ответить

9 марта 2021 в 14:33
----------
Цитата

johnsmith3552 пишет:
Или я нажимая кнопку "согласен" у брокера дал разрешение всяким ренессансам, восточным экспрессам и КупиНеКопи запрашивать мою КИ и разрешение это действует 6 месяцев?

----------

По задумке - да. В этом и соль этих маклеров, типа ради удобства клиента, они вместо него рассылают его данные всяким "партнёрам" и от его имени на всё соглашаются.
Ответить

10 марта 2021 в 13:24
Коллеги, добрый день

Подскажите, это окончательный отказ привлечь МФО к ответственности?
Бред какой-то. Никаких анкет я не заполнял. Согласий не давал.
Не знаю, что МФО представило в ЦБ

Все запросы в КИ МФО удалили. Я проверил во всех БКИ. Но явно мошенничество. А ЦБ жалобу спустя рукава смотрел
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

10 марта 2021 в 13:30
----------
Цитата

johnsmith3552 пишет:
Каким образом бороться с неоднократными запросами КИ от таких вот прелестных организаций, клиентом которых я никогда не был? Я долгое время нахожусь за пределами РФ на данный момент, т.е. сам точно не оформлял никаких заявок.

----------

по идее, через письменный отзыв согласия на обработку ПД
Ответить

10 марта 2021 в 15:47
user6281361, вы жалобу на определение об отказе отправляли в виде скана с документа с живой подписью или просто текстом без вложений?

Ещё остаётся суд (арбитражный) и прокуратура. В суде общей юрисдикции можно обжаловать действия (бездействие) ЦБ в части отказа в принятии вашей жалобы.
Ответить

10 марта 2021 в 15:56
----------
Цитата

tempur пишет:
user6281361, вы жалобу на определение об отказе отправляли в виде скана с документа с живой подписью или просто текстом без вложений?

Ещё остаётся суд (арбитражный) и прокуратура. В суде общей юрисдикции можно обжаловать действия (бездействие) ЦБ в части отказа в принятии вашей жалобы.

----------

Просто текстом... Это моя ошибка. Думал текста будет достаточно. Это могло повлиять на решение?
В прокуратуру я могу написать на действие(бездействие) ЦБ или же на незаконные действия МФО?
Судя по ответу вышестоящего сотрудника ЦБ, он даже не пересматривал доказательную базу. Просто опирался на мотивированное заключение предыдущего сотрудника. Особенно в части согласия на обработку ПД. Как и кем оно подписано, никто не стал разбираться

РНК пока не ответили на мои жалобы. По первым запросам, они не получили ответы от МФО. Было продление разбирательства до 13.03
Ответить

10 марта 2021 в 16:20
----------
Цитата

user6281361 пишет:
Это могло повлиять на решение?

----------

Именно это и повлияло, они это прямо и пишут, что нет вашей подписи и не могут вас идентифицировать.

В Прокуратуру можете писать обо всем, но особенно на результат не надейтесь.

РКН любит продлять, если рассматривают свыше двух месяцев с даты получения, то жалуйтесь в Прокуратуру, это нарушение закона об обращениях граждан и КоАП РФ.
Ответить

10 марта 2021 в 16:25
Ваша жалоба на определение не принята и не рассмотрена, вам об этом и сообщили и о причинах отказа в принятии.
Касательно способа подписи согласия на запрос КИ в данном ответе нет подробностей.

А согласие на обработку ПД это вотчина РКН, не путайте.
Ответить

10 марта 2021 в 16:27
tempur, спасибо. А можно повторно отправить жалобу уже корректно оформленную?
Ответить

10 марта 2021 в 16:54
user6281361, отправить можно, но могут отказать по причине пропуска срока обжалования. Впрочем, его вы можете исчислять с даты получения на бумаге заказным письмом. Скан в электронном виде дату вручения не определяет и поэтому его нельзя использовать для исчисления срока обжалования.
Ответить

10 марта 2021 в 20:11
Ну вот и поставлена точка в 2-х годовой переписке и судебных разбирательствах. Сегодня Почта банк добровольно исполнил решение аппеляции Свердловского областного суда и перечислил мне сумму всех издержек, в том числе и за моральный вред. Исполнительный лист с заявлением и письмом с описью отправил в банк. Вчера письмо было получено, сегодня был перевод на указанные реквизиты. Не знаю было бы быстрее через судебных приставов, но по совету знакомого отправил именно банк. Может кому-то мой опыт пригодится. Если соберусь с силами, то оставлю развернутый отзыв всех перепитий по данной ситуации. P.S. Мой моральный вред областным судом был оценен в 1000 рублей, суд первой инстанции во второй попытке оценивал в 3000 рублей, а самый первый суд (мировой) аж в целых 500 рублей. Надо было Почта Банк сразу же соглашаться и не тратиться дважды на госпошлины :)
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть