Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

10 марта 2021 в 20:11
Ну вот и поставлена точка в 2-х годовой переписке и судебных разбирательствах. Сегодня Почта банк добровольно исполнил решение аппеляции Свердловского областного суда и перечислил мне сумму всех издержек, в том числе и за моральный вред. Исполнительный лист с заявлением и письмом с описью отправил в банк. Вчера письмо было получено, сегодня был перевод на указанные реквизиты. Не знаю было бы быстрее через судебных приставов, но по совету знакомого отправил именно банк. Может кому-то мой опыт пригодится. Если соберусь с силами, то оставлю развернутый отзыв всех перепитий по данной ситуации. P.S. Мой моральный вред областным судом был оценен в 1000 рублей, суд первой инстанции во второй попытке оценивал в 3000 рублей, а самый первый суд (мировой) аж в целых 500 рублей. Надо было Почта Банк сразу же соглашаться и не тратиться дважды на госпошлины :)
Ответить

10 марта 2021 в 21:21
Alexander_K, плохие советы знакомый дает. Если ответчик банк, то исполнительный лист направляется в подразделение Банка России, в котором у данного банка открыт корреспондентский счет. Счёт филиала банка тоже подходит.

А в банк исполнительный лист направляют, если у ответчика открыт счёт в этом банке.
Ответить

16 марта 2021 в 17:05
Здравствуйте,

Банк "Открытие" открыл зарплатный проект у работодателя, выпустил всем свои карты(предварительно согласия на выпуск карты не спрашивал), карту(дебетовую) я забрал, проверив свою кредитную историю, увидел что "Открытие" запрашивал ее еще до получения мной карты, а вмести с ней, запросил от моего имени кредит в о руб. На мой вопрос на каком основании? ответили что с работодателем заключили договор, а он может передавать персональные данные. Собственно вопрос, может ли в работодатель предоставлять право на доступ к моей кредитной истории или это "лапша на уши" от банка?
Ответить

16 марта 2021 в 17:18
----------
Цитата

k*******@gmail.com пишет:
На мой вопрос на каком основании? ответили что с работодателем заключили договор, а он может передавать персональные данные. Собственно вопрос, может ли в работодатель предоставлять право на доступ к моей кредитной истории или это "лапша на уши" от банка? X

----------

Если вы работодателю подписывали документ на персональные данные, а должны были. И там есть строка, что он может передавать ваши данные, то законно.
Ответить

16 марта 2021 в 17:29
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Если вы работодателю подписывали документ на персональные данные, а должны были. И там есть строка, что он может передавать ваши данные, то законно.

----------


Меня интересует не передача моих паспортных данных банку для открытия счета, а именно право на получение моей КИ банком, это тоже входит в пункт "о передаче персональных данных"?
Ответить

16 марта 2021 в 19:08
----------
Цитата

k*******@gmail.com пишет:
а именно право на получение моей КИ банком, это тоже входит в пункт "о передаче персональных данных"?

----------

Нет, на это требуется отдельное согласие. Так что можете действовать соответственно. Но это Открытие - один из самых злостных, массовых и, я бы даже сказал, идейных нарушителей закона о КИ. Незаконные запросы продолжат сыпаться несмотря ни на что до тех пор, пока вы будете их клиентом. И даже после этого некоторое время тоже. Да в принципе, они и неклиентов тоже пробивают.
Ответить

17 марта 2021 в 08:52
----------
Цитата

k*******@gmail.com пишет:
Здравствуйте,

Банк "Открытие" открыл зарплатный проект у работодателя, выпустил всем свои карты(предварительно согласия на выпуск карты не спрашивал), карту(дебетовую) я забрал, проверив свою кредитную историю, увидел что "Открытие" запрашивал ее еще до получения мной карты, а вмести с ней, запросил от моего имени кредит в о руб. На мой вопрос на каком основании? ответили что с работодателем заключили договор, а он может передавать персональные данные. Собственно вопрос, может ли в работодатель предоставлять право на доступ к моей кредитной истории или это "лапша на уши" от банка?

----------
k*******@gmail.com, Добрый день. Предоставьте, пожалуйста, ваши ФИО и дату рождения в личные сообщения. Мы проверим информацию.
Ответить

17 марта 2021 в 11:09
И снова вопрос по Открытию.
Пытался для начала удалить их запросы за 2020й из кредитной истории. Так они в БКИ прислали подписанное заявление на кредитку еще с Бинбанком, которую я закрыл в 2019 году и с ответом, мол она в статусе Активная.
У меня два вопроса:
1) Может быть так, что они сохранили за собой право на доступ к КИ после закрытия карты? Так вышло, что по этой карте при закрытии никаких бумаг не взял.
2) Можно ли их как-то дополнительно наказать, кроме как по статье 14.29, по факту предоставления в БКИ заведомо ложной информации?
Ответить

17 марта 2021 в 12:18
----------
Цитата

AlexRakha пишет:
1) Может быть так, что они сохранили за собой право на доступ к КИ после закрытия карты? Так вышло, что по этой карте при закрытии никаких бумаг не взял.

----------

Нет. Либо кредитный продукт действующий - и тогда право есть. Либо продукт закрыт, и право истекает через полгода после закрытия (могу ошибаться, может быть сразу исчезает).
----------
Цитата

AlexRakha пишет:
2) Можно ли их как-то дополнительно наказать, кроме как по статье 14.29, по факту предоставления в БКИ заведомо ложной информации?

----------

Я думаю, что БИН таки не закрыл кредитку. У меня тоже была кредитка БИНа, а когда объявили, что отрывашка его сожрёт, я её тут же закрыл. Спустя два месяца пришёл требовать справку, пришлось устроить мини скандал - не хотели. В итоге на "изготовление" справки ушло две недели, но я её таки получил. Впрочем. Это никак не помешало Открытию незаконно рыться в моей КИ, пока их ЦБ не оштрафовал по моему заявлению.
Ответить

17 марта 2021 в 13:32
----------
Цитата

Antimony пишет:
Я думаю, что БИН таки не закрыл кредитку.

----------


Это уже был не БИН по факту. Я картой пользовался до последнего момента, пока они не сменили тариф в декабре 2019 года. У меня даже карта в интернет банке Открытия уже висела.
Кроме этого во всех БКИ данная карта также значится закрытой в декабре 2019.
Думаю просто Открытие не знали, что соврать.
Ответить

17 марта 2021 в 19:38
----------
Цитата

Antimony пишет:
Либо продукт закрыт, и право истекает через полгода после закрытия (могу ошибаться, может быть сразу исчезает).

----------

Сразу теряется право.

И не забывайте, что счет кредитной карты они любят закрывать ещё 45 дней. И иногда закрытие карты не означает прекращение кредитного договора, поэтому нужно точно понимать, что именно и как вы закрывали.

Если обратиться не в БКИ для удаления, а в ЦБ РФ для привлечения, то есть шанс, что тут они уже солгать не смогут. Всё же ложь регулятору в рамках административного расследования может иметь последствия.
Ответить

19 марта 2021 в 17:30
Коллеги, привет

Продолжается моя эпопея борьбы с МФО по незаконному запросу КИ - когда мошенники пытались оформить на меня кредиты, но в итоге все заявки были заблокированы либо на стадии проверки, либо после скроллинга.

Сегодня пришел ответ от Роскомнадзора - отказали в возбуждении об АП. Естественно МФО все сказали, что они не виноваты :)))) Но, Роскомнадзор указал номер, с которого была регистрация. Он принадлежит Москве или МО. Я проживаю в Санкт-Петербурге. Признали факт мошенничества.

Я на всякий случай, еще после выявления запросов МФО, сходил по всем мобильным операторам и проверил, чтобы не было на меня оформлено левых номеров. Везде все число оказалось.

Все КИ очищены от запросов очищены.

Роскомнадор написал, что передал данные в ГУ МВД по Санкт-Петербургу т.к. сообщили о факте мошенничества. Не знаю правда это или нет. Посмотрим.

Подскажите, есть смыл бороться с ответом Роскомнадзора? Ведь опять все это из-за простой электронной подписи. Может есть смысл самому написать заявление в полицию? В ответе указать номер, с которого пытались оформить кредиты?
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 17:31
Продолжение
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 17:32
Продолжение 2
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

19 марта 2021 в 18:58
user6281361, в Полицию они действительно передают материалы, у них канал налажен. Если интересно потыкать в них палкой - то обратитесь в Прокуратуру с этим ответом и вашими доводами про простую электронную подпись. Но, как и писал ранее, без особой надежды на хороший результат со стороны Прокуратуры.
В суд же вы, думаю, не пойдёте для обжалования отказа или действий (бездействия) РКН.

P. S. Ответ РКН не читал, сыт по горло подобными отписками.
Ответить

21 марта 2021 в 19:04
----------
Цитата

user6281361 пишет:
Подскажите, есть смыл бороться с ответом Роскомнадзора?

----------


tempur, уже Вам подсказал. Лично у меня процесс обжалования по суду решения Роскомнадзора не прошел. Суд поддержал мнение, что анкета подписанная в магазине, но не содержащая подписи напротив графы об обработке ПД и запросе КИ, является законной для обработки ПД, хотя ЦБ высказал другое мнение и наказал банк по 14.29 КоАП РФ. Завтра буду разбираться по знакомому по примерно такой же ситуации, т.е. ЦБ пишет 14.29 есть, а РКН пишет 13.11 нет. Увы как с этим бороться уже не представляю, но отправить в суд по месту жительства не составляет большого труда, суд по месту жительства жалобы пересылает в суд по месту регистрации банка.

tempur, уже высказывался и я с ним согласен, любой незаконный запрос КИ, автоматически должен означать незаконную обработку ПД, даже, если у Вас в данном банке есть действующий текущий счет или дебетовая карта.

P.S. Еще перед тем как в суд можно обращаться, можно к вышестоящему должностному лицу заявление написать, но на своем опыте скажу, что в 99,9% вышестоящее должностное лицо оставляет решение своего подчиненного без изменения. И срок обжалования не пропусти, если жаловаться будешь.
Ответить

22 марта 2021 в 15:29
----------
Цитата

Открытие ФК пишет:
gulfstream, спасибо за обратную связь. Ещё раз приносим извинения за беспокойство.

----------

После моего обращения в банк об удалении незаконных запросов КИ банк ответил, что мне надо самому писать заявление в Бюро КИ на удаление запросов, так как банк не может удалить незаконные запросы КИ.
24.02.2021 я подал заявление в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" на удаление незаконных запросов КИ.
19.03.2021 я получил ответ из Бюро кредитных историй "EQUIFAX" о том, что банк согласился удалить только 15 запросов КИ, а 4 запроса КИ удалять отказался.
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020
Ответить

22 марта 2021 в 17:16
----------
Цитата

gulfstream пишет:
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020 X

----------

Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.
Ответить

22 марта 2021 в 17:33
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
P.S. Еще перед тем как в суд можно обращаться, можно к вышестоящему должностному лицу заявление написать, но на своем опыте скажу, что в 99,9% вышестоящее должностное лицо оставляет решение своего подчиненного без изменения. И срок обжалования не пропусти, если жаловаться будешь.

----------


Пообщался сегодня с заместителем руководителя нашего РКН, он согласился, что при наличии решения ЦБ о незаконном запросе, они также будут применять санкции к банку ввиде 13.11 КоАП РФ, и пояснил почему их специалисты могли вынести отказ, т.к. они проводят административное разбирательство отдельно от ЦБ и если гражданин не предоставляет им ответ о том, что ЦБ усмотрели признаки нарушения, то они поверят ответу банка ("отмазке банка") и откажут в возбуждении АП, т.е. господа, если Вы получаете ответ от ЦБ раньше, чем от РКН и сроки привлечения к АП не прошли, пересылайте ответы ЦБ в РКН, чтобы банк не смог избежать административного наказания.
Ответить

22 марта 2021 в 17:41
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.

----------

Тем, что эти запросы сформировали мне КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ! А мне не хочется что бы было то, чего быть не должно! Мои обращения в БКИ - ПОЛНОЕ УДАЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ!
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть