Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

22 марта 2021 в 17:16
----------
Цитата

gulfstream пишет:
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020 X

----------

Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.
Ответить

22 марта 2021 в 17:33
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
P.S. Еще перед тем как в суд можно обращаться, можно к вышестоящему должностному лицу заявление написать, но на своем опыте скажу, что в 99,9% вышестоящее должностное лицо оставляет решение своего подчиненного без изменения. И срок обжалования не пропусти, если жаловаться будешь.

----------


Пообщался сегодня с заместителем руководителя нашего РКН, он согласился, что при наличии решения ЦБ о незаконном запросе, они также будут применять санкции к банку ввиде 13.11 КоАП РФ, и пояснил почему их специалисты могли вынести отказ, т.к. они проводят административное разбирательство отдельно от ЦБ и если гражданин не предоставляет им ответ о том, что ЦБ усмотрели признаки нарушения, то они поверят ответу банка ("отмазке банка") и откажут в возбуждении АП, т.е. господа, если Вы получаете ответ от ЦБ раньше, чем от РКН и сроки привлечения к АП не прошли, пересылайте ответы ЦБ в РКН, чтобы банк не смог избежать административного наказания.
Ответить

22 марта 2021 в 17:41
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.

----------

Тем, что эти запросы сформировали мне КРЕДИТНУЮ ИСТОРИЮ! А мне не хочется что бы было то, чего быть не должно! Мои обращения в БКИ - ПОЛНОЕ УДАЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ!
Ответить

22 марта 2021 в 17:50
----------
Цитата

stas_mih пишет:
Объясните а чем они вам жить мешают, ну висят и висят, это ни на что не сказывается.

----------


Это даже сами бюро признают, что чем больше запросов, тем больше вероятность в отказе в выдаче кредита, а так они наверное мешают тем, что незаконные, но для привлечения достаточно и 11 удаленных запросов, только если они не совершенны до 22.03.2020 года, срок привлечения к административной ответственности за незаконные запросы 1 год с момента совершения запроса.
А не удаляют они, возможно, что сроки привлечения к административной ответственности еще не прошли.
БКИ должны мотивированный отказ предоставить, должно быть действующее на тот момент согласие на запрос кредитной истории или действующий кредитный продукт в рамках, которого могли быть запросы Вашей КИ.
Пишите жалобу в ЦБ. ЦБ банк точно в рамках разбирательства должен предоставить действующее согласие.

P.S. Теперь у мня есть понимание, что при выпуске карты с 0-лимитом кредитования запросов КИ быть не должно, т.к. в соответствии с ФЗ о Потребительском займе, сумму лимита кредитования является существенным условием договора и ссылаться на такой договор при проверки КИ банк не может.
Скрины части ответа ниже. Весь ответ не прикладываю, т.к. дальше не интересная с моей точки зрения часть, т.к. запрос уже БКИ удалили, а ЦБ приводит мне разъяснения куда я должен обратиться, чтобы удалить данный запрос. Единственно не понял, почему обращение оставленное на сайте ЦБ, было рассмотрено не по месту регистрации банка (г.Москва), ни по месту моего жительства (Свердловская область), может даже повезло, что Казанским специалистам ЦБ попало на рассмотрение :)
Рад буду, если кому-нибудь ответ специалистов ЦБ поможет в аналогичной ситуации, когда банк пытается "отмазаться", тем, что проверял КИ в рамках карты с 0-лимитом кредитования.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

24 марта 2021 в 12:26
Выявил в своей кредитной истории целых 3 (ТРИ!) заявления на получении кредитной карты в Росколхозе. Причем лимит этих карт "случайным" образом совпал с лимитом моей активной кредитки, выпущенной годом ранее.

Даты "моих" заявлений, поданных "прямым способом" (видимо, напрямую в офисе): 17.02.2020, 20.03.2020, 20.04.2020.

Естественно, никаких заявлений на кредитные карты в это время я не подавал. Можно ли наказать этот недобанк за такой подлог? Это нарушение аналогично незаконному запросу кредитной истории?

UPD. Статус по февральской и апрельской заявке - ОТКАЗ (причина отказа: "кредитная политика кредитора"), по мартовской - НА РАССМОТРЕНИИ (до сих пор!...)
Ответить

24 марта 2021 в 20:12
spikay, ваш вопрос не относится к данной теме. В разделе есть закрепленная тема про внесение изменений в КИ, вам туда. Наказания штрафом за такое нет.
Ответить

24 марта 2021 в 22:34
----------
Цитата

gulfstream пишет:
Прошу банк предоставить мое согласие на 4 запроса моей КИ в Бюро кредитных историй "EQUIFAX" от 02.07.2020, 26.06.2020, 23.04.2020, 12.04.2020

----------

Прошу совета! Банк на почту прислал письмо, что я в марте 2020 заказал долларовую карту, открыл долларовый счет к карте и ДАЛ СОГЛАСИЕ НА ПОЛУЧЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ИСТОРИИ ИЗ ВСЕХ КРЕДИТНЫХ БЮРО. Я точно помню, что разговора ни о каких кредитах, кредитных картах и кредитных историй не было, максимум что я мог подписать это согласие на обработку персональных данных. Имеет право банк с согласием на обработку персональных данных запрашивать кредитную историю?
Ответить

25 марта 2021 в 04:28
gulfstream, не имеет.
Ответить

25 марта 2021 в 08:16
По моей жалобе на открытие ЦБ прислал приглашение на составление протокола.
Нет ли у кого-нибудь образца ходатайства о составление протокола в отсутствие потерпевшего, буду очень признателен.
Ответить

25 марта 2021 в 09:51
----------
Цитата

alper76 пишет:
Нет ли у кого-нибудь образца ходатайства о составление протокола в отсутствие потерпевшего, буду очень признателен.

----------

Не требуется. У меня с этим проблем не было не разу, всегда составляли без меня.
Ответить

25 марта 2021 в 17:53
Писал в ЦБ по поводу запросов Альфы в БКИ

Пришёл ответ:
Банком в Управление представлена копия Вашего заявления от 15.12.2019 (далее – Заявление), в котором Вами дано согласие на получение Банком из бюро кредитных историй информации об основной части Вашей кредитной истории в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.... :o :o :o

Насколько я помню, никаких заявлений в Альфе не составлял, вообще в офисе Альфы не был год. Да и картой их не пользовался - лежала в кошельке и лежала... Сама Альфа про это заявление на протяжении всего общения с ними по вопросу запросов в КИ ничего не говорила.

Был у кого такой опыт?
Ответить

25 марта 2021 в 19:27
----------
Цитата

Crosby77 пишет:
Да и картой их не пользовался - лежала в кошельке и лежала...

----------

Так карта все-таки есть? Кредитная? Или дебетовая с разрешенным овердрафтом? Если нет, то смотрите мой ответ выше, который мне представители ЦБ в г.Казань прислали со ссылками на ФЗ о потребительском займе. Суть ответа, если не установлен лимит кредитования, то договор не считается заключенным и запросы ки незаконные.
Ответить

25 марта 2021 в 20:45
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Так карта все-таки есть? Кредитная? Или дебетовая с разрешенным овердрафтом?

----------

Дебетовая только, без овердрафта.
Ответить

28 марта 2021 в 14:58
В ответ на мой отзыв на сайте - https://www.banki.ru/services/response.. ./10478872/ Открытие считает, что вопрос решен.

Банк считает решением вопроса ответ: «Ранее вы оставляли жалобу по поводу запросов банком кредитной истории в БКИ в Центральный банк. Мы сделали все возможное, чтобы ситуация с запросами не повторилась. Также мы приняли отзыв согласия на обработку ваших персональных данных и исключили ваш номер телефона. Простите, что побеспокоили вас и заставили волноваться».

Со своей стороны я решила обратиться в суд. В связи с этим прошу совета для подготовки досудебки. В Интернете встречала разные варианты, хотелось бы узнать опыт тех, кто прошел этот путь.

Подскажите, пожалуйста, нужно ли в претензии писать:
- сумму морального вреда;
- реквизиты для перечисления денег (если банк решит не доводить до суда);
- срок ответа на претензию (если нужно, то какой? Достаточно ли 10 дней со дня получения обращения?).

Заранее благодарна :gramercy:
Ответить

28 марта 2021 в 17:06
Successful,
Моралку присуждает исключительно суд.
Если и выплатят то с высокой вероятностью только на счёт в своём банке.
Ответ на претензию придёт на почту, тогда и плясать.
Ответить

28 марта 2021 в 20:06
BitCain, спасибо большое! :gramercy:

----------
Цитата

BitCain пишет:
Моралку присуждает исключительно суд.

----------


Согласна с Вами, что в соответствии с п. 2 ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда устанавливает суд. Я читала в Интернете судебные решения, в которых пишется, что истец оценивает причиненный моральный вред в размере (указывается размер). В связи с этим у меня и возник вопрос — надо ли его писать в претензии.
Для убедительности буду смотреть на судью глазами кота из Шрека :D

----------
Цитата

BitCain пишет:
Если и выплатят то с высокой вероятностью только на счёт в своём банке.

----------


Вероятность присуждения компенсации морального вреда судом достаточно велика, но не 100% гарантирована. Счета в Открытии у меня нет и открывать его только ради потенциального перечисления на него денег не вижу смысла. Я предполагала, что с судебным решением надо идти к судебным приставам, а счет указывать тот, на который мне удобно, чтобы перечислили деньги. Не могут же отказать в исполнении судебного решения только из-за отсутствия счета в их банке?

----------
Цитата

BitCain пишет:
Ответ на претензию придёт на почту, тогда и плясать X

----------


Возможен вариант, что ответ не придет. Поэтому у меня и возник вопрос — надо ли указывать срок, который я даю на ответ. Согласно ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Банк не является органом гос. власти или органом местного самоуправления. Возможно сроки ответа для него регламентируются другими нормативными актами или можно самой установить срок ответа на претензию?

Спасибо большое!
Ответить

29 марта 2021 в 01:40
Ура! 25-го марта разбирательство в ГУ Банка России по моей жалобе закончилось - Банк Открытие получил штраф 50 тысяч рублей. Маловато конечно, но это максимальная сумма по законодательству.
Меня больше всего удивила наглость банка, которая состоит в том, что их представитель признался, что специалисты до сих пор не устранили технические проблемы, якобы из-за которых происходят частые запросы кредитной истории.
И судя по количеству жалоб и неоднократным штрафам по одному и тому же вопросу, в Открытии работают невменяемые неадекватные сотрудники.
Ответить

29 марта 2021 в 17:22
----------
Цитата

Crosby77 пишет:
Дебетовая только, без овердрафта.

----------


Тогда смотрите мой ответ от ЦБ выше, договор считается не заключенным (т.к. не установлен лимит кредитования) и следовательно запросы КИ незаконные. Но обращаю еще раз внимание, что моя жалоба попала в ЦБ г. Казань (ни по месту регистрации банка (г. Москва), ни по месту моей регистрации (Свердловская область). Фактически представитель ЦБ в г. Казань действовал в строгом соответствии с законом о кредитных и историях и законом о потребительском займе.
Ответить

29 марта 2021 в 17:32
----------
Цитата

Successful пишет:
Подскажите, пожалуйста, нужно ли в претензии писать:
- сумму морального вреда;
- реквизиты для перечисления денег (если банк решит не доводить до суда);
- срок ответа на претензию (если нужно, то какой? Достаточно ли 10 дней со дня получения обращения?).

Заранее благодарна изображение

----------


Сумму морального вреда нужно указывать.
Реквизиты будете указывать, когда уже будет решение суда или если банк решит досудебно урегулировать ситуацию.
По себе могу сказать, что Банку Окрытие для отказа и 7 дней хватило, а также хватило потом 7 дней удовлетворить претензию, когда у меня было решение ЦБ о привлечении их к административной ответственности по ст.14.29.
Прошу обратить внимание, что у меня разбирательства были в 2019 года по запросам 2018 года, когда еще не было возможности бесплатно через госуслуги получить свой кредитный отчет и поэтому у меня фигурировала стоимость именно тех затрат, которые я понес при проверки своей КИ.
И самое последнее, мне уже подсказали, на форуме, что я поступил не правильно, но по решению суда Почта Банк перечислил сумму издержек и морального вреда на счет в банке ВТБ, т.е. не обязательно иметь счет в банке для перечисления морального вреда.
Ответить

30 марта 2021 в 13:25
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
Сумму морального вреда нужно указывать.
Реквизиты будете указывать, когда уже будет решение суда или если банк решит досудебно урегулировать ситуацию.
По себе могу сказать, что Банку Окрытие для отказа и 7 дней хватило, а также хватило потом 7 дней удовлетворить претензию, когда у меня было решение ЦБ о привлечении их к административной ответственности по ст.14.29.
Прошу обратить внимание, что у меня разбирательства были в 2019 года по запросам 2018 года, когда еще не было возможности бесплатно через госуслуги получить свой кредитный отчет и поэтому у меня фигурировала стоимость именно тех затрат, которые я понес при проверки своей КИ.
И самое последнее, мне уже подсказали, на форуме, что я поступил не правильно, но по решению суда Почта Банк перечислил сумму издержек и морального вреда на счет в банке ВТБ, т.е. не обязательно иметь счет в банке для перечисления морального вреда X

----------




Alexander_K, спасибо огромное! :gramercy:
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть