Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

10 сентября 2021 в 19:01
Viper_Rus, центробанк разберется, пишите на все. Не синхронизируются.
Ответить

11 сентября 2021 в 09:24
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10952753
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10510089/
Довел дело до штрафа
Ответить

23 сентября 2021 в 16:45
Вот и меня коснулись мамкины машейники.

Оказывается я недостоин даже 3000 в МФО. (Ну и хорошо)

Заявка и запрос к которым я не имею отношения.
Какой сейчас путь для удаления?
Письмо им написал, но не верю в адекватность.


Упдэйт: Отказали скорее всего из за несовпадения даты рождения и даты выдачи паспорта.

Какой-же мрак у вас там творится с этими мошенниками. Ужас. Скорее бы три года пролетели и я откажусь от вашего гражданства. Что случается когда правоохранительные институты не в ту сторону воюют.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

2 октября 2021 в 20:30
Здравствуйте, форумчане!

Прошу совета бывалых :)

Вынесено решение суда, в котором мои исковые требования удовлетворены частично - значительно снижен размер компенсации морального вреда за незаконные запросы кредитных историй, а также не усмотрены основания для взыскания почтовых расходов. К почтовым расходам я отнесла письмо НБКИ (заявление Субъекта кредитной истории о внесении изменений и/или дополнений в кредитную историю) и претензия, направленная банку (кассовые чеки были приложены к исковому заявлению).

Подскажите, пожалуйста, у кого есть опыт аналогичных судебных исков — заявлялись ли Вами требования взыскания почтовых расходов и какие решения по ним вынесены (если заявлялись). Возможно, мне целесообразно подать апелляцию и обжаловать отказ взыскания почтовых расходов ?


Заранее благодарна :gramercy:
Ответить

3 октября 2021 в 19:52
----------
Цитата

Successful пишет:
заявлялись ли Вами требования взыскания почтовых расходов и какие решения по ним вынесены

----------
В ~50% решений судьи «забывают» в результирующей части упоминать возмещение накладных расходов. Иногда решается обращением к судье – они допечатают решение с нужным абзацем и заверят в секретариате. Иногда подачей дополнительного искового с приложением / отсылкой к уже вынесенному решению. Можно вариант уточнить у помощника судьи (если есть) или в секретариате, они должны быть в теме как легче разрешить.

Связано с ленью судей как людей; и в 4/5 случаев – с перепечаткой уже готовых решений по аналогичным делам из базы судебных дел и личного архива судьи.
Ответить

4 октября 2021 в 23:02
Jack-stv, большое спасибо! :gramercy:

В моем случае судья не забыла о возмещении почтовых расходов. В решении написано, что суд не усматривает оснований для взыскания заявленных истцом почтовых расходов, поскольку из материалов дела не следует каким являлся «предмет» почтового отправления, и соответственно взаимосвязь с заявленным иском.

Похоже, придется обжаловать решение в областном суде. Размер компенсации морального вреда, как я понимаю, обжалованию не подлежит, а за компенсацию почтовых расходов имеет смысл побороться. Интересно, как до суда доносится взаимосвязь почтовых отправлений с иском?
1. Письмо НБКИ (заявление Субъекта кредитной истории о внесении изменений и/или дополнений в кредитную историю). - Банк сообщил, что запросы в БКИ осуществлены в результате ошибки в рамках маркетингового исследования. Внесение изменений в кредитную историю из-за ошибки банка - за чей счет этот банкет?
2. Письмо - претензия, направленная банку для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора. В противном случае исковое заявление было бы возвращено судом.

Что может быть основанием для взыскания почтовых расходов?
Ответить

5 октября 2021 в 07:45
Successful, прошу для консультаций по судебным тяжбам использовать соответствующий раздел. Благодарю за понимание. :gramercy:
Ответить

13 октября 2021 в 17:48
С утра на почту пришло сообщения о приглашении на мероприятие по составлению протокола по делу Альфа-Банка по Коап 14.29, хотя летом вроде как приходил отказ по данной теме - думал все и забыли, но спустя пару месяцев тема всплыла.
К сожалению, присутствовать лично не могу. Правильно ли я понимаю, что вначале составляется протокол, потом дело передается в суд и выносится решение?
Ранее в таких делах не участвовал
Ответить

13 октября 2021 в 21:03
----------
Цитата

barselona_ пишет:
А чтобы удалить учетную запись потребовали подписать заявление, тоесть теперь имеют и мою подпись.

----------

у меня удалили когда я отсканировал машинописное заявление без своей подписи
Ответить

13 октября 2021 в 21:17
Crosby77, это решается без суда. Сначала составят протокол, а потом будет рассмотрение должностным лицом на которое тоже пригласят.
Ответить

15 октября 2021 в 10:01
Множественные запросы в БКИ влияют на скоринговый балл, который характеризует заёмщика, а если я сам, к примеру, раз в месяц в течение нескольких лет запрашиваю свою кредитную историю, это тоже влияет на скоринговый балл? это или касается только множественных запросов именно от банков?
Ответить

15 октября 2021 в 15:29
----------
Цитата

b@nka пишет:
а если я сам, к примеру, раз в месяц в течение нескольких лет запрашиваю свою кредитную историю, это тоже влияет на скоринговый балл?

----------

Этот факт вообще нигде не фиксируется, а поэтому и не влияет ни на что.
Ответить

20 октября 2021 в 19:19
Уважаемые коллеги, добрый день.
Уточните, пожалуйста, первоначальное заявление в ЦБ по факту неправомерного запроса КИ надо все-таки направлять в скане с подписью или можно просто писать текст. Ранее никогда не направляла сканы и мои обращения всегда рассматривались, правда среди них не было административки. Идентификацию прохожу через госуслуги. Спасибо.
Ответить

22 октября 2021 в 12:37
----------
Цитата

MVinogradova пишет:
заявление в ЦБ по факту неправомерного запроса КИ надо все-таки направлять в скане с подписью или можно просто писать текст

----------

Отвечу сама себе. В чате с БР написали, что можно в любой форме.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

22 октября 2021 в 20:36
Как понимать?
----------
Цитата

Обществом сообщено о подаче Вами 15.08.2021 заявления на предоставление займа в сумме 3000 руб.
Заявление о предоставлении потребительского займа, подписано Вами простой электронной подписью, путем введения кода из смс-сообщения, направленного на номер телефона, указанный в заявлении о выдаче займа (аналогом собственноручной подписи) в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 No63-ФЗ «Об электронной подписи», Федеральным законом No353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» и Гражданским кодексом Российской Федерации.
Заявление подано через сайт Общества, однако в выдаче займа было отказано. В заявке-анкете, заполненной в электронном виде, содержатся Ваши персональные данные, а также Ваше согласие на получение кредитных историй/кредитных отчетов в бюро кредитных историй АО «НБКИ», ООО «БКИ Эквифакс» или в любом ином бюро.
Обществом 15.08.2021 осуществлен запрос в Бюро Вашего кредитного отчета в целях проверки Вашей платежеспособности.
По итогам анализа имеющихся в распоряжении Отдела Службы в г. Казань сведений и документов установлено, что у Общества на вышеуказанную дату направления запроса отсутствовало надлежащим образом оформленное Ваше согласие на получение кредитного отчета.
В целях урегулирования взаимоотношений с Вами ООО МФК «ЦФП» сообщило о корректировке информации в бюро кредитных историй, а именно в Бюро направлена информация об удалении сведений о заявке от 15.08.2021.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 02.05.2006 No59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» обращение и иные материалы будут переданы уполномоченному должностному лицу Банка России для рассмотрения в соответствии с нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и дальнейшее уведомление о принятых процессуальных решениях будет осуществляться в порядке и сроки, установленные КоАП РФ.

----------


ЦФПшники проигнорили мое сообщение, написал в ЦБ.
Ответить

23 октября 2021 в 22:12
Login875, понимать, что их вину ЦБ признал и будет штрафовать. Ожидайте.
Ответить

24 октября 2021 в 21:39
----------
Цитата

MVinogradova пишет:
Отвечу сама себе. В чате с БР написали, что можно в любой форм

----------

Спасибо, тоже занимаюсь этим вопросом
Ответить

4 ноября 2021 в 10:20
Я тоже присоединяюсь к Вашей тусовке. Подала 2 жалобы на Открытие, который незаконно запрашивал КИ 27.10.2021, 29.10.2021, 17.08.2021, 14.08.2021 в Эквифакс и ОКБ. После ответа ЦБ подам в РКН и дальше в суд за компенсацией.
Почему этот банк настолько нагло действует? Неужели нет серьезной управы на них? Понятно, что для банка 50к это копейки.
Ответить

4 ноября 2021 в 11:47
jyliya_fish, этот банк сейчас на санации, т.е. по сути принадлежит ЦБ РФ. Этот конфликт интересов депутаты хотели разрешить, чтобы надзорная организация не владела поднадзорными (банки на санации), но пока вопрос не решён.

Всем этим нарушителям ещё одно послабление сделали - оплата 50% штрафа при быстрой оплате, так что там всего 25000 получается.

Сегодня тоже отправлю три заявления в отношении МТС-банка. Заодно и проверим - объединит ли ЦБ все три эпизода в одно производство.
Ответить

6 ноября 2021 в 18:39
https://www.banki.ru/news/lenta/?id=10955741
:) ну наконец-то, получилось

Альфа ссылался на свой ДКБО, что якобы по нему они имеют права в любое время запрашивать КИ (даже если нет кредита и нет согласия), но как-то не по закону вышло
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть