Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

11 февраля 2022 в 19:02
----------
Цитата

A.S.T. пишет:
В прошлом году получил дополнительные дебетовые карты Т банка. Сразу в Заявлении-Анкете вычеркнул все фразы о том, что банк имеет право запрашивать мою кредитную историю. Однако банк кредитную историю запросил. Аж три раза.

Узнал об этом месяц назад. Обратился в банк — ответили, мол, извините, мы ошиблись. Напишите заявление в БКИ, и мы подтвердим, что запросы из кредитной истории можно удалить.

Я написал в БКИ. Сегодня получил ответ: запросы в мае и сентябре удалили. Но запросы в ноябре и декабре банк отказывается удалять из-за подписанного мной Заявления-Анкеты. Эта то самое заявление, о котором я написал в начале этого сообщения )))

Обратился в банк — там сказали, что все верно. Мои вычеркивания в Заявлении ни на что не влияют. Согласие на запрос кредитной истории я дал )))

Подскажите, стоит ли мне требовать от БКИ, чтобы они запросили Заявление-Анкету в банка? И увидели, что никакого согласия я не давал. Или сразу идти, строчить жалобы? И на банк и на БКИ (я сообщил им о нарушении, но они не удалили запросы — ссылаются за Заявление, которое сами не видели).

----------


Здравствуйте.

Проверим в чем дело и вернемся с ответом.
Ответить

11 февраля 2022 в 19:05
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Здравствуйте.

Проверим в чем дело и вернемся с ответом.

----------

Специально написал "Т банк", чтобы вы не нагуглили :D Но вы ответили через 5 минут после того, как я оставил сообщение :D

Мне будет достаточно, чтобы банк ответил на мой отзыв в Народном рейтинге. В этой теме дополнительно комментировать ничего не нужно.

Спасибо за оперативность.
Ответить

11 февраля 2022 в 20:30
A.S.T., на банк заявление имеет смысл, БКИ не будет признано виновным, поскольку для проверки ваших доводов обращается в банк и верит его ответу, такова процедура по закону.
Ответить

15 февраля 2022 в 09:17
День добрый, друзья! Ну вот и я получил свой протокол об административном правонарушении. Центральный банк жжет. Напомню я подал пока только 4 заявления из 9 которые собирался, с разницей по времени 2-3 недели. Так вот в протоколе об административном правонарушении ЦБ объединил все 9 незаконных вопросов (в 3 разных БКИ) в один протокол. Буду пытаться обжаловать.
здесь будет 3 этапа.
1. Сейчас готовлю свои пояснения как потерпевшего к протоколу, попрошу их считать неотъемлемой частью протокола.
2. Далее обращение в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить правомерность
3. После получения Постановления об административном правонарушении его обжалование в Арбитражный суд г. Москвы.
Ответить

15 февраля 2022 в 09:59
Максим597, лучше в Прокуратуру по Москве, генеральная все равно туда спустит.
Ответить

15 февраля 2022 в 11:05
tempur, есть ли у вас результат по таким обращениям в Прокуратуру г. Москвы? подали ли Вы туда такое обращение?
Ответить

15 февраля 2022 в 13:59
Максим597, ещё жду протокол, на днях его только вынесут. Не факт, что мне скан отправят, в телефонном разговоре в таком варианте сомневались. Почтой подольше ждать.
Ответить

15 февраля 2022 в 14:40
Мне протокол прислали в день его вынесения на электронную почту к вечеру. Направил сейчас через интернет-приемную ЦБ свои замечания к протоколу. Делал сам и первый раз, вряд ли что это даст, но попросил их приобщить к Протоколу. Следующий этап подготовка обращения в Прокуратуру Москвы.

Прикрепляю файл, может быть кто-то что-то почерпнет для себя.
«Файл недоступен»
Ответить

15 февраля 2022 в 15:34
Очень интересный поворот, друзья. Сейчас разговаривал по телефону непосредственно с лицом. составившим протокол. Замечания мои к протоколу она сказала, что приложить не сможет, поскольку уже отдала мое дело лицу, которое будет выносить постановление. Сказала, что нужно в таком случае было присутствовать при составлении протокола, но пообещала передать замечания и поместить их в дело. Так что на будущее, наверное как-то нужно эти замечания доводить до них заблаговременно через туже интернет-приемную до момента вынесения протокола.
На мой вопрос проверяла ли Вас хоть раз прокуратура насколько правомерно объединять несколько запросов в один штраф был ответ, что никто никогда ее лично не проверял, всегда так делают - объединяют все запросы в один штраф.
Так что самое интересное впереди, запасаемся поп-корном :)
Ответить

15 февраля 2022 в 16:56
Максим597, в принципе она права, вместе с ходатайством о рассмотрении в ваше отсутствие можно было приложить и иные ваши доводы, я их прямо в ходатайстве указал.

Один раз посетил составление протокола и свое несогласие с объединением вписал прямо в протокол и на рассмотрении дела снова на это указал - на результат рассмотрения это, конечно, не повлияло и решение по делу у должностного лица уже готово и согласовано с их юристами.

Ваши замечания к протоколу это по сути уже ваши дополнительные доводы (пояснения) к рассмотрению дела.

Кто-то из сотрудников мне говорил, что они и с Прокуратурой консультировались по поводу объединения, но могли и приврать.

Писал уже тут, что на Прокуратуру особо не надейтесь, там те ещё бывают сотрудники, да и против ЦБ могут и не пойти, особенно в интересах гражданина. Хотя тут и интерес государства задет - недобор штрафов в бюджет, это обязательно указать в обращении в Прокуратуру.

Удачи и держите в курсе!
Ответить

17 февраля 2022 в 01:34
Скан протокола так и не прислали, хотя и сам забыл об этом попросить в ходатайстве. Но прислали скан телеграммы с приглашением на рассмотрение дела. Назначено на начало марта, постарались уложиться в срок по первому незаконному запросу от 10 марта.
Ответить

17 февраля 2022 в 10:41
Приветствую! У меня наоборот назначили на 2 марта 2022 г. рассмотрение дела, а 3 из 9 запросов сделаны 26-27 февраля 2021 г., получается по ним с моей точки зрения срок привлечения истечет, но ЦБ трактует это как одно продолжаемое правонарушение и срок истечения считают от последнего из 9 запросов (10 сентября 2021 г.), поэтому с их стороны как бы все ок. Но почему было не назначить раньше, если протокол уже готов от 14 февраля 2022 г. для меня большой вопрос.
Сейчас подал через Госуслуги обращение в Прокуратуру г. Москвы с просьбой оценить правомерность действий по объединению 9 запросов в одно правонарушение.
Также наверное подам через интернет-приемную ходатайство о переносе рассмотрения дела на более ранний срок с целью избежать истечения сроков привлечения и еще раз в нем попрошу вынести 9 штрафов.
Ответить

17 февраля 2022 в 10:51
Максим597, течение срока может прерываться составлением протокола, не выяснял этот момент.
Ответить

17 февраля 2022 в 14:30
tempur, к сожалению протокол не прерывает срок привлечения к административной ответственности.
Подал в ЦБ ходатайство, где попросил кучу всего. Как говориться проси больше, а там что дадут :D Правда сомневаюсь, что оно даст какой-то эффект, тем не менее, действую по максимуму. На основе него будет построено Заявление в Арбитражный суд о признании незаконным постановления.

Выкладываю ходатайство
«Файл недоступен»
Ответить

17 февраля 2022 в 15:51
Максим597, вы там всё штрафы по максималке считаете, но сейчас у юрлиц по этой статье КоАП РФ ещё и скидка в 50% за быструю оплату штрафа. :omg:
Ответить

23 февраля 2022 в 12:00
Пишу обращение в ЦБ, микрофинансовые организации с неизвестными мне именами, не только запрашивали кредитную историю, но якобы я делал заявку на кредит.
Банк Т, разве можно запрашивать кредитную историю, если я только симку оформил? Мне кажется это неправильно. 2 запроса за 2,5 месяца.
Спасибо автору за образец заявления.
Ответить

23 февраля 2022 в 12:02
----------
Цитата

alex1989 пишет:
Пишу обращение в ЦБ, микрофинансовые организации с неизвестными мне именами, не только запрашивали кредитную историю, но якобы я делал заявку на кредит.
Банк Т, разве можно запрашивать кредитную историю, если я только симку оформил? Мне кажется это неправильно. 2 запроса за 2,5 месяца.
Спасибо автору за образец заявления.

----------


Здравствуйте.

Чтобы мы смогли прокомментировать это, отправьте, пожалуйста, в личные сообщения ФИО, дату рождения и ссылку на комментарий. Все проверим.
Ответить

23 февраля 2022 в 15:12
----------
Цитата

alex1989 пишет:
Пишу обращение в ЦБ, микрофинансовые организации с неизвестными мне именами, не только запрашивали кредитную историю, но якобы я делал заявку на кредит.
Банк Т, разве можно запрашивать кредитную историю, если я только симку оформил? Мне кажется это неправильно. 2 запроса за 2,5 месяца.
Спасибо автору за образец заявления.

----------


Мы не запрашивали кредитную историю, хотя вы дали согласие на ее запрос в рамках подписания оферты на сим-карту Тинькофф Мобайл.

Узнали ваши баллы в бюро НБКИ, Эквифакс и ОКБ, в рамках кредитных предложений от банка. Для таких запросов согласие не требуется.

Направили во все три БКИ только одну заявку на кредитную карту со статусом "Клиент отказался от получения кредита".

Сейчас все запросы отключили.
Ответить

23 февраля 2022 в 15:58
----------
Цитата

Тинькофф Банк пишет:
Направили во все три БКИ только одну заявку на кредитную карту со статусом "Клиент отказался от получения кредита".

----------
Простите, а разве для подобного не требуется сначала заявка клиента НА ПОЛУЧЕНИЕ кредита? Потому что после подобных записей в БКИ складывается впечатление, будто клиент ПОДАЛ заявку на кредитование, банк проверил его историю и клиент отказался.

Но клиент изначально лишь хотел стать мобильным абонентом, а не кредитоваться. То есть ему сознательно вносят в БКИ записи, не соответствующие действительности, т.к. заявки не было и быть не могло. И соответственно не было никаких отказов от кредитования.

Вы делаете подмену понятий.
Ответить

23 февраля 2022 в 16:04
----------
Цитата

Jack-stv пишет:
Простите, а разве для подобного не требуется сначала заявка клиента НА ПОЛУЧЕНИЕ кредита? Потому что после подобных записей в БКИ складывается впечатление, будто клиент ПОДАЛ заявку на кредитование, банк проверил его историю и клиент отказался.

Но клиент изначально лишь хотел стать мобильным абонентом, а не кредитоваться. То есть ему сознательно вносят в БКИ записи, не соответствующие действительности, т.к. заявки не было и быть не могло. И соответственно не было никаких отказов от кредитования.

Вы делаете подмену понятий.

----------


Мы могли сделать запрос и без заявки на кредитную карту, потому что клиент уже дал согласие на это после подписания оферты на Мобайл.

Передали информацию в БКИ, так как получили заявку от клиента, а не по собственной инициативе.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть