Доброго времени суток!
Подскажите пожалуйста сталкивался ли кто-нибудь со следующей ситуацией:
Была выявлена крупная недостача в банкомате Diebold Opteva 522. Само собой была создана комиссия по ее расследованию. Я входил в комиссию. Исследовал логи банкомата и логи из процессинга за цикл инкассации в течении которого была обнаружена недостача.
Привлекло мое внимание одно "интересное" сообщение - Denomination cassete type in position 4 © not exact (D). То есть настройки типа кассеты №4 не соответствуют установкам процессингового центра для данного банкомата. Сразу же попросил кассиров показать весь комплект кассет, который был установлен в банкомате в период когда образовалась недостача, и стал сверять с инструкцией по настройке кассет Diebold.
Обнаружил:
Кассета 1 - тип А - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 50 рублей
Кассета 2 - тип B - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 100 рублей
Кассета 3 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 500 рублей
Кассета 4 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно для типа С но не для типа D.Номинал 1000 рублей
Начал обследовать весь парк кассет. Оказалось что имеются кассеты номиналом 1000 рублей двух типов - С и D. Первые используются в банкоматах с купюрностью 100-500-1000-5000, вторые - в банкоматах с купюрностью 50-100-500-1000.
Сразу напросился вывод о том что кассиры когда комплектовали кассеты могли случайно взять кассету номиналом 1000 рублей типа С вместо необходимого типа D
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Комплект кассет был передан инкассаторам. В процессе инкассации была выполнена вся необходимая последовательность действий:баланс банкомата,закрытие цикла инкассации,распечатка значений локальных счетчиков, смена кассет...
После смены кассет началось самое интересное.
При отображении экрана ввода значений новых локальных счетчиков они увидели следующую картину:
Кассета 1 (А)![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 2 (B)![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 3 (С)![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 4 (С) :???:
Не придавая значения увиденному они ввели новые значения локальных счетчиков. И никто не забил тревогу и не закричал караул!!!
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
После этого как положено сброс по одной купюре в реджект-кассету,распечатка локальных счетчиков,баланс банкомата и открытие нового цикла инкассации.
Инкассаторы посмотрели на чек балансировки и снова не придали значения следующему обстоятельству:
На чеке отобразились номиналы
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR
Чеки были переданы ответственному сотруднику бэк-офиса. И здесь никакой реакции :unknown:![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Поработал банкомат пять дней, снова инкассация. Инкассаторы привозят кассеты, кассиры пересчитывают остаток - все соответствует локальным чекам банкомата. Только чек балансировки содержал следующую информацию:
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR
Тут же пришел сигнал тревоги от ответственного сотрудника бэк-офиса - при сверке счета банкомата образовалась недостача в особо крупном размере
:mad:
Приказ о расследовании, создание комиссии и прочее,прочее,прочее.
Начали со снятия аппаратных и программных логов банкомата. Далее начали расшифровывать.
Вытащили номера карт, дату и время операций, запрошенные суммы, фактически выданное количество купюр из каждой кассеты по каждой операции. Cвели всю информацию в таблицу и отправили для проверки в процессинговый центр. В процессинговом центре вся информация была подтверждена.
После этого передали информацию службе безопасности для принятия мер во взысканию излишне выданных сумм.
Служба безопасности вела работу по взысканию в течении трех месяцев. Взыскали порядка 75% суммы недостачи. Большая трудность возникла с держателями карт сторонних банков - ряд лиц разыскать не удалось. Один из клиентов вообще ушел в глубокую отказуху - попробуйте докажите. Он запросил выдачу с карты 20000, банкомат выдал 40000. Повторил свой трюк еще два раза и поимел в свой карман 60000.
Трудности с доказательствами возникли потому что на банкомате нет видеокамеры, которая смотрит на шаттер.
После трехмесячной работы все спустили на тормоза и решили оформить окончательный акт. В акте отразили вину кассира и контролера кассы пересчета и повесили на них всю невзысканную недостачу.
В данном случае нельзя говорить об ответственности одних только кассиров
Есть следующий аспект: умысла со стороны кассиров не было. Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса???
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Забей хоть кто-нибудь тревогу - последствия в виде недостачи в особо крупном размере можно было предотвратить или свести к минимуму.
Подскажите пожалуйста сталкивался ли кто-нибудь со следующей ситуацией:
Была выявлена крупная недостача в банкомате Diebold Opteva 522. Само собой была создана комиссия по ее расследованию. Я входил в комиссию. Исследовал логи банкомата и логи из процессинга за цикл инкассации в течении которого была обнаружена недостача.
Привлекло мое внимание одно "интересное" сообщение - Denomination cassete type in position 4 © not exact (D). То есть настройки типа кассеты №4 не соответствуют установкам процессингового центра для данного банкомата. Сразу же попросил кассиров показать весь комплект кассет, который был установлен в банкомате в период когда образовалась недостача, и стал сверять с инструкцией по настройке кассет Diebold.
Обнаружил:
Кассета 1 - тип А - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 50 рублей
Кассета 2 - тип B - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 100 рублей
Кассета 3 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 500 рублей
Кассета 4 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно для типа С но не для типа D.Номинал 1000 рублей
Начал обследовать весь парк кассет. Оказалось что имеются кассеты номиналом 1000 рублей двух типов - С и D. Первые используются в банкоматах с купюрностью 100-500-1000-5000, вторые - в банкоматах с купюрностью 50-100-500-1000.
Сразу напросился вывод о том что кассиры когда комплектовали кассеты могли случайно взять кассету номиналом 1000 рублей типа С вместо необходимого типа D
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Комплект кассет был передан инкассаторам. В процессе инкассации была выполнена вся необходимая последовательность действий:баланс банкомата,закрытие цикла инкассации,распечатка значений локальных счетчиков, смена кассет...
После смены кассет началось самое интересное.
При отображении экрана ввода значений новых локальных счетчиков они увидели следующую картину:
Кассета 1 (А)
![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 2 (B)
![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 3 (С)
![улыбка smile:-)](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ab.gif)
Кассета 4 (С) :???:
Не придавая значения увиденному они ввели новые значения локальных счетчиков. И никто не забил тревогу и не закричал караул!!!
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
После этого как положено сброс по одной купюре в реджект-кассету,распечатка локальных счетчиков,баланс банкомата и открытие нового цикла инкассации.
Инкассаторы посмотрели на чек балансировки и снова не придали значения следующему обстоятельству:
На чеке отобразились номиналы
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR
Чеки были переданы ответственному сотруднику бэк-офиса. И здесь никакой реакции :unknown:
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Поработал банкомат пять дней, снова инкассация. Инкассаторы привозят кассеты, кассиры пересчитывают остаток - все соответствует локальным чекам банкомата. Только чек балансировки содержал следующую информацию:
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR
Тут же пришел сигнал тревоги от ответственного сотрудника бэк-офиса - при сверке счета банкомата образовалась недостача в особо крупном размере
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Приказ о расследовании, создание комиссии и прочее,прочее,прочее.
Начали со снятия аппаратных и программных логов банкомата. Далее начали расшифровывать.
Вытащили номера карт, дату и время операций, запрошенные суммы, фактически выданное количество купюр из каждой кассеты по каждой операции. Cвели всю информацию в таблицу и отправили для проверки в процессинговый центр. В процессинговом центре вся информация была подтверждена.
После этого передали информацию службе безопасности для принятия мер во взысканию излишне выданных сумм.
Служба безопасности вела работу по взысканию в течении трех месяцев. Взыскали порядка 75% суммы недостачи. Большая трудность возникла с держателями карт сторонних банков - ряд лиц разыскать не удалось. Один из клиентов вообще ушел в глубокую отказуху - попробуйте докажите. Он запросил выдачу с карты 20000, банкомат выдал 40000. Повторил свой трюк еще два раза и поимел в свой карман 60000.
Трудности с доказательствами возникли потому что на банкомате нет видеокамеры, которая смотрит на шаттер.
После трехмесячной работы все спустили на тормоза и решили оформить окончательный акт. В акте отразили вину кассира и контролера кассы пересчета и повесили на них всю невзысканную недостачу.
В данном случае нельзя говорить об ответственности одних только кассиров
Есть следующий аспект: умысла со стороны кассиров не было. Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса???
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
![удивленно smile:shock:](/bx-forum/static/bitrix/images/forum/smile/ai.gif)
Забей хоть кто-нибудь тревогу - последствия в виде недостачи в особо крупном размере можно было предотвратить или свести к минимуму.