Форум

Недостача в банкомате в особо крупном размере

Недостача в банкомате Diebold Opteva 522

  • 1
Доброго времени суток!
Подскажите пожалуйста сталкивался ли кто-нибудь со следующей ситуацией:
Была выявлена крупная недостача в банкомате Diebold Opteva 522. Само собой была создана комиссия по ее расследованию. Я входил в комиссию. Исследовал логи банкомата и логи из процессинга за цикл инкассации в течении которого была обнаружена недостача.

Привлекло мое внимание одно "интересное" сообщение - Denomination cassete type in position 4 © not exact (D). То есть настройки типа кассеты №4 не соответствуют установкам процессингового центра для данного банкомата. Сразу же попросил кассиров показать весь комплект кассет, который был установлен в банкомате в период когда образовалась недостача, и стал сверять с инструкцией по настройке кассет Diebold.

Обнаружил:
Кассета 1 - тип А - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 50 рублей
Кассета 2 - тип B - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 100 рублей
Кассета 3 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно. Номинал 500 рублей
Кассета 4 - тип C - идентифицирующие элементы(фишки) стоят верно для типа С но не для типа D.Номинал 1000 рублей

Начал обследовать весь парк кассет. Оказалось что имеются кассеты номиналом 1000 рублей двух типов - С и D. Первые используются в банкоматах с купюрностью 100-500-1000-5000, вторые - в банкоматах с купюрностью 50-100-500-1000.

Сразу напросился вывод о том что кассиры когда комплектовали кассеты могли случайно взять кассету номиналом 1000 рублей типа С вместо необходимого типа D smile:shock: smile:shock: smile:shock:

Комплект кассет был передан инкассаторам. В процессе инкассации была выполнена вся необходимая последовательность действий:баланс банкомата,закрытие цикла инкассации,распечатка значений локальных счетчиков, смена кассет...

После смены кассет началось самое интересное.
При отображении экрана ввода значений новых локальных счетчиков они увидели следующую картину:
Кассета 1 (А) smile:-)
Кассета 2 (B) smile:-)
Кассета 3 (С) smile:-)
Кассета 4 (С) :???:

Не придавая значения увиденному они ввели новые значения локальных счетчиков. И никто не забил тревогу и не закричал караул!!! smile:shock: smile:shock: smile:shock:

После этого как положено сброс по одной купюре в реджект-кассету,распечатка локальных счетчиков,баланс банкомата и открытие нового цикла инкассации.
Инкассаторы посмотрели на чек балансировки и снова не придали значения следующему обстоятельству:
На чеке отобразились номиналы
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR smile:shock: smile:shock: smile:shock:

А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR


Чеки были переданы ответственному сотруднику бэк-офиса. И здесь никакой реакции :unknown: smile:shock:

Поработал банкомат пять дней, снова инкассация. Инкассаторы привозят кассеты, кассиры пересчитывают остаток - все соответствует локальным чекам банкомата. Только чек балансировки содержал следующую информацию:

Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 500 RUR smile:shock: smile:shock: smile:shock:

А должно было быть
Кассета 1 50 RUR
Кассета 2 100 RUR
Кассета 3 500 RUR
Кассета 4 1000 RUR

Тут же пришел сигнал тревоги от ответственного сотрудника бэк-офиса - при сверке счета банкомата образовалась недостача в особо крупном размере smile:shock: :mad:

Приказ о расследовании, создание комиссии и прочее,прочее,прочее.

Начали со снятия аппаратных и программных логов банкомата. Далее начали расшифровывать.
Вытащили номера карт, дату и время операций, запрошенные суммы, фактически выданное количество купюр из каждой кассеты по каждой операции. Cвели всю информацию в таблицу и отправили для проверки в процессинговый центр. В процессинговом центре вся информация была подтверждена.
После этого передали информацию службе безопасности для принятия мер во взысканию излишне выданных сумм.

Служба безопасности вела работу по взысканию в течении трех месяцев. Взыскали порядка 75% суммы недостачи. Большая трудность возникла с держателями карт сторонних банков - ряд лиц разыскать не удалось. Один из клиентов вообще ушел в глубокую отказуху - попробуйте докажите. Он запросил выдачу с карты 20000, банкомат выдал 40000. Повторил свой трюк еще два раза и поимел в свой карман 60000.
Трудности с доказательствами возникли потому что на банкомате нет видеокамеры, которая смотрит на шаттер.

После трехмесячной работы все спустили на тормоза и решили оформить окончательный акт. В акте отразили вину кассира и контролера кассы пересчета и повесили на них всю невзысканную недостачу.

В данном случае нельзя говорить об ответственности одних только кассиров
Есть следующий аспект: умысла со стороны кассиров не было. Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса??? smile:shock: smile:shock: smile:shock:
Забей хоть кто-нибудь тревогу - последствия в виде недостачи в особо крупном размере можно было предотвратить или свести к минимуму.
 
Цитата
Evenger пишет:
Один из клиентов вообще ушел в глубокую отказуху - попробуйте докажите. Он запросил выдачу с карты 20000, банкомат выдал 40000. Повторил свой трюк еще два раза и поимел в свой карман 60000.

И правильно сделал.

Цитата
Evenger пишет:
Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса???

Это вопрос к посетителям форума? Может стоит спросить у инкассаторов и сотрудника?
И еще, в подобных случаях в банках устраивают проверку всех потенциально причастных на полиграфе, как раз на случай "сговора". Что результаты проверки говорят?
 
Цитата
Evenger пишет:
Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса???

В таком случае надо прежде всего обратиться к должностным инструкциям, к внутреннему порядку и регламенту работы подразделения, в кот. работает сотрудник бэк-офиса (в этих документах мера ответственности обычно прописана). По поводу инкассаторов - к договору между банком и инкассаторской службой (если это аутсорсинг, а не структура банка). К сожалению, виновных может "назначить" руководитель - тогда сложнее искать правду.
Изменено: gavanna- 13.06.2015 15:18
 
имхо умысла нет, обычное разгильдяйство и пофигизм: если бы кассиры более компетентны и внимательны ситуации бы не возникло.
кто-то поднялся на снятии нала со своего пластика к дню России))
 
Цитата
Expert. пишет:
кто-то поднялся на снятии нала со своего пластика к дню России

Скорее, к дню дурака. Три месяца прошло: "После трехмесячной работы все спустили на тормоза и решили оформить окончательный акт".
 
gavanna,
Цитата
gavanna пишет:
В таком случае надо прежде всего обратиться к должностным инструкциям, к внутреннему порядку и регламенту работы подразделения, в кот. работает сотрудник бэк-офиса (в этих документах мера ответственности обычно прописана). По поводу инкассаторов - к договору между банком и инкассаторской службой (если это аутсорсинг, а не структура банка). К сожалению, виновных может "назначить" руководитель - тогда сложнее искать правду.


К сожалению так и произошло.Не стала служба безопасности доводить дела о возврате излишне выданных сумм до конца.Быстро сделали акт расследования и "назначили виновными" кассира и контролера кассы пересчета smile:cry:
Совместное расследование со службой инкассации (у нас сторонняя организация) не проводилось, хотя оно должно было быть проведено по действующим нормативным документам
 
Цитата
Niymi пишет:
И правильно сделал.
А в банкомате был кэшин? smile:)
Не страшно, если ты - один. Страшно, если ты - ноль.
 
Цитата
Evenger пишет:
Почему не забили тревогу инкассаторы и ответственный сотрудник бэк-офиса???
Забей хоть кто-нибудь тревогу - последствия в виде недостачи в особо крупном размере можно было предотвратить или свести к минимуму.


Ну потому что их знакомые, друзья и снимали с этого банкомата бабло, что не понятно?

Вообще меня поражают отечественные банки - работает народу раз в 5 больше чем в западных - и при этом проколы бывают до смешного глупые. smile:D
 
Цитата
Niymi пишет:
И правильно сделал.


А что в этом правильного?
 
Сколько слышала таких историй, банкомат всегда по ошибке выдает больше. Истории где кассеты со 100 рублевыми купюрами по ошибке устанавливаются вместо кассет с 1000 просто не предаются огласке или их не бывает? smile:notiam:
 
tanya-ya,
Бред чистой воды кассета не только под наминал настраивается в какой бы из модулей ее не воткнули так еще и внутри механика настраивается под свой размер купюр. Условно если кассета настроена верно в 100 рублевую кассету не положить тысячные (они туда просто физически не влезут ровно)
Для того что бы так "ошибиться " надо взять тысячную кассету "забыть" перенастроитьнастроить размерность а потом еще настроить програмно ее на 100 рублевые и загрузить в нее тысячные купюры.
А то, что написал автор иначе как бредом или ошибкой разрабов не назову! Система сразу увидит что две кассеты С или D всё равно и просто не даст проинкасировать.
Изменено: nazar26- 12.11.2015 23:50
Куплю на 20% дешевле
 
  • 1

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть