Правительство страны обязало всех организаторов распространения информации в Интернете хранить данные своих пользователей не менее шести месяцев. Речь идет о текстах, аудио, видео и всех других материалах, которыми россияне делятся друг с другом в сообщениях. Соответствующий закон вступил в силу в июле. Нововведение направлено на борьбу с терроризмом, сообщает «Приморская газета».Под действие закона попадают операторы связи и интернет-сервисы, среди которых, например, продукты «Яндекса», Mail.ru Group и Rambler, сайты для знакомств Badoo, Mamba, мессенджеры Wechat и Snap. Все они перечислены в реестре организаторов распространения информации (ОРИ). Не стал исключением и Telegram, который с апреля пытаются заблокировать в России. Он отказывается предоставить ключи шифрования для ФСБ.ОРИ станут хранить данные пользователей с российскими геоданными, данные пользователей, которые зарегистрировались через российский IP-адрес, паспортные данные и номер, через которые пользователь авторизуется на сервере. При этом в документе не описаны точные правила для соблюдения требований. Все данные, согласно документу, должны храниться только на серверах, которые находятся на территории России. Соответствующее постановление кабмина подписал Дмитрий Медведев. Оно датируется 26 июня 2018 года.Закон вступил в силу, однако все еще вызывает массу вопросов, замечают эксперты. В частности, пользователей волнует, смогут ли они звонить домой и переводить средства за рубежом или их гаджеты сразу заблокируют.— Основные опасения держателей карт понятны — они боятся, что счет будет заблокирован в самый неподходящий момент, например, когда они находятся за рубежом, или что они вовсе не смогут получить свои средства обратно, ведь в последнее время в СМИ широко освещались случаи блокировки счетов при проведении операций на крупные суммы, — заявила «Приморской газете» ведущий эксперт по кредитным продуктам финансового супермаркета «Банки.ру» Екатерина Марцукова. — Также некоторые пользователи нашего портала жаловались, что попали в «черные списки», и банки отказывают им в дальнейшем обслуживании. Подлил масла в огонь и слух о взимании налога с операций по переводу между счетами физлиц. Поэтому дополнительные изменения, касающиеся блокировки, спокойствия банковским клиентам не добавляют. У некоторых создается впечатление, что они вскоре вообще не смогут пользоваться пластиком свободно: карту либо заблокируют в любой момент, либо будут взимать дополнительные платы за операции.Вступившие в силу поправки в федеральный закон направлены, в первую очередь, на защиту клиентов от мошенников, уточняет эксперт. Однако, как именно станет осуществляться эта защита, пока непонятно.
— В данном случае поправки действительно направлены на защиту средств клиентов от мошенников, а именно на упреждение неправомерного списания средств, — отметила Екатерина Марцукова. — Признаки, по которым банки будут определять, что перевод осуществляется без согласия клиента будут публиковаться на сайте Центрального Банка. Кроме того банки будут обязаны направлять информацию в ЦБ обо всех попытках проведения таких операций. Таким образом, можно предположить, что список признаков будет со временем меняться и расширяться, но он будет един для всех кредитных организаций. Как только банк обнаружит операцию, соответствующую «признакам», он должен связаться с клиентом по телефону или электронной почте для подтверждения платежа. Будем надеяться, что банки все же будут звонить для оперативного принятия решения. Электронное письмо можно заметить не сразу, и ваш платеж либо задержится на два дня, либо через два дня деньги уйдут мошенникам в случае, если по карте не была подключена услуга СМС-информирования, и вы не знали о произведенной операции.
Чтобы соответствовать новым требованиям отечественного законодательства, многим операторам связи придется понести дополнительные расходы: наладить процессы, закупить оборудование, уточняют финансисты. Это может привести к увеличению цен.— Что изменится для пользователей? Начнем с того, что это огромные объёмы информации и для их хранения требуется вложить серьёзные средства, — заявила «Приморской газете» руководитель проекта «Мобильная связь и интернет» финансового супермаркета «Банки.ру» Антонина Самсонова. — Многие операторы уже заложили в бюджеты значительные суммы для исполнения новых требований. В частности, МТС планирует потратить 60 млрд. руб. в течение пяти лет, «Билайн» оценил предстоящие расходы в 45 млрд. руб. «МегаФон» запланировал 30–40 млрд. руб. И операторам придется эти затраты компенсировать. Цены уже потихоньку растут. Только за 2017 год мобильная связь подорожала на 10–12% в зависимости от региона. Резкого роста тарифов, скорее всего, не будет, но постепенно абоненты станут платить операторам все больше как за счет роста цен, так и за счет появления новых опций и услуг, наполнения пакетов.Примечательно, что некоторые компании и государственные структуры уже заявили о том, что не в силах соответствовать новому закону. Дело в том, что раньше операторы связи хранили только информацию о фактах соединения, теперь им нужно собирать информацию, которая содержится внутри сообщений. Для этого требуется высокотехнологичное оборудование и необходимые документы.
— Сейчас данные хранятся только в отношении соединений, — заявила «Приморской газете» кандидат юридических наук, член экспертного совета по цифровой экономике и блокчейн-технологии Государственной Думы Российской Федерации, эксперт блокчейн-лаборатории Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Венера Шайдуллина. — Как стало известно в последнее время, не всем операторам под силу исполнить требования законодательства, поскольку в России отсутствуют эффективные механизмы, позволяющие собирать и хранить подобную информацию. В частности, с таким заявлением выступили представители Россвязи. Как оказалось, на данный момент отсутствуют необходимые сертификаты соответствия, соответственно, выполнить требования нового проекта пока невозможно. Эксперты утверждают, что специализированное оборудование для хранения таких данных пока могут изготовлять только семь производств. Остро стоит и вопрос сертификации их деятельности. В России пока существует только один аккредитационный центр, который и то пока не может выдавать сертификаты. Этот нюанс должен решиться до конца 2018 года, и пока выполнение законопроекта остается в подвешенном состоянии.