Профессор Кричевский передернул

Дата публикации: 26.05.2021 00:10
10 383
Время прочтения: 5 минут
Автор
Максим Осадчий, начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Максим Осадчий начальник аналитического управления «Банка корпоративного финансирования»
Источник
Banki.ru

На «Эхе Москвы» опубликована рецензия Никиты Кричевского на мою колонку «Эпическая битва невежества с жадностью за бензин, гречку и яйца».

Никита часто участвует в различных ток-шоу, таких как «Время покажет». Но более всего прославился на ток-шоу «Пусть говорят», где он обсуждал свою судебную тяжбу со своим бедным отцом из-за денег.

Кроме того, Кричевский — профессор (ранее преподавал в Российском государственном социальном университете (бывшая Московская высшая партийная школа), где преподает ныне, обнаружить не удалось) и доктор экономических наук. Попытки найти статьи Кричевского в международных научных журналах не увенчались успехом. Равно как и его цитирования в этих изданиях.

Аргументы, содержащиеся в рецензии Кричевского, представились мне не профессиональными и не заслуживающими внимания. Однако материалы, связанные с этой статьей, неожиданно быстро и широко растиражированы на многих телеграм-каналах, в том числе и очень дорогих — на «Незыгаре» и «Караульном». На сайтах появились заметки «История о том, как аналитик Максим Осадчий проиграл битву невежества с жадностью», «Разоблачение лжи либералов о причинах сегодняшней инфляции», «Карманный эксперт Осадчий проиграл битву невежества с жадностью» и т. п. Похоже на хорошо оплаченный заказ. Поэтому все же вынужден ответить на этот пасквиль.

Кричевскому не понравилось мое объяснение причины роста цен на агропродукцию на мировом рынке: «В частности, из-за байденовских популистских программ стимулирования американской экономики, разбрасывания «вертолетных» денег».

Кричевский пишет: «Согласно байденовскому «Плану поддержки экономики» объемом в 2 трлн долларов, деньги предполагается направить на обновление дорог, мостов и портов (621 млрд долларов), расширение доступа к Интернету, улучшение водоснабжения и прочее качество жизни (650 млрд долларов), на модернизацию промышленности (580 млрд долларов), а также на соцнужды (400 млрд долларов). В чем «вертолетность» этих трат?»

Но при чем здесь это? Кричевский говорит о втором плане Байдена, который еще не принят. Зато с 11 марта действует первый байденовский план поддержки экономики, закон о плане спасения (American Rescue Plan Act of 2021). Он предусматривает выделение 1,9 трлн долларов на стимулирование американской экономики. Большой объем средств в рамках этого закона был направлен на прямые выплаты физическим лицам в размере 1 400 долларов на человека, чеки американцам уже давно разосланы. Кроме того, в рамках этого закона предусматриваются еженедельные выплаты пособий по безработице в размере 300 долларов на человека. Также — «экстренные оплачиваемые отпуска» (emergency paid leave) для более чем 100 млн американцев. Это классические «вертолетные» деньги. Разумеется, все эти выплаты способствуют росту инфляции в США. А она показала пугающий рост, ускорившись в апреле до 4,2% в годовом выражении.

Влияние самой большой экономики мира на глобальную экономику очень велико, значителен вклад и разбрасывания этих «вертолетных» денег, в том числе и на рост цен на продукты питания на мировых рынках. Сравните: мировой ВВП — около 100 трлн долларов, первый байденовский пакет — 1,9 трлн долларов.

Каковы источники финансирования этих пакетов? Вот что пишет Кричевский: «Это не эмиссия, а дополнительные бюджетные расходы, что будут покрыты за счет роста налогообложения: увеличения ставки налога на прибыль, подоходного налога с наиболее богатых, усиления борьбы с офшорами, ужесточения налогового администрирования».

А вот что говорят документы конгресса США: эти расходы ведут к росту дефицита бюджета. Вклад первого байденовского плана в этот рост в 2021 году составит 1,2 трлн долларов, в 2022 году — 0,5 трлн долларов и т. п.

А как покрывается дефицит бюджета США? В основном за счет выпуска федеральных ценных бумаг, что эквивалентно денежной эмиссии.

Далее Кричевский вопрошает: «В довершение. Вы полагаете, что американским (европейским, российским) властям не следовало материально поддерживать граждан в период локдауна и вынужденной (временной) безработицы? Вы серьезно?»

Попытался найти в тексте колонки, где это я высказываю подобную крамолу, но, увы, не нашел. Это классический пример софистики: приписать оппоненту утверждение, которого он не делал, и гневно осудить.

Кричевский пишет: «Это у Банка России мягкая монетарная политика?! Максим Станиславович, окститесь».

Увы, оппонент, видимо не знает, что основным критерием мягкости, нейтральности или жесткости монетарной политики является не номинальная, а реальная ключевая ставка (разница между ключевой ставкой и ожидаемой инфляцией), а она в России отрицательная, что соответствует мягкой монетарной политике.

Эльвира Набиуллина в интервью «Известиям» от 12 марта заявила: «И даже если мы начнем повышение ставки, денежно-кредитная политика еще какое-то время будет оставаться мягкой, какой она является и сейчас, в зоне ставок ниже нейтральной».

Кричевский пишет: «Что до «огромного денежного навеса», то он давно проеден […]».

Статистика ЦБ опровергает утверждение о проеденном навесе: если за 2020 год сумма наличных денег в обращении выросла на 2,8 трлн рублей, то за I квартал 2021 года она сократилась всего на 0,1 трлн рублей.

Еще пример софизма из рецензии Кричевского: «Монетизация российской экономики (соотношение денежной массы к ВВП) находится на недопустимо низком уровне, чуть более 50%, тогда как в том же Китае — 252%. По логике Осадчего, инфляция в Китае должна зашкаливать. Знаете, какая там сейчас инфляция? 1% (один процент). А продовольствие и вовсе дешевеет (в апреле — на 0,7%)».

Однако нигде в колонке я не упоминал монетизацию экономики.

Кричевский пишет: «Максим Станиславович не скрывает приверженности идеалам монетаризма, дикого рынка и laissez-faire (минимизации регулирующего участия государства в экономике)».

Опять вранье. В колонке я пишу: «Стимулирование производства — очевидный способ борьбы с инфляцией. […] Стимулирование конкуренции, борьба с монополиями, разрушение ценовых картелей также позволяют эффективно бороться с инфляцией». Понятно, что речь идет именно о необходимости госрегулирования экономики.

Кричевский опускается до банального хамства: «Или вот такой пассаж: «Важным источником инфляции становится рост внутреннего туризма… Вместо того, чтобы тратить деньги за рубежом, россияне тратят их в Сочи и Крыму, особенно после очередного закрытия Турции для россиян».

Максим Станиславович, как бы это помягче, может, все-таки к терапевту

Миллионы россиян из-за эпидемии и закрытых границ не поехали за рубеж, а тратят деньги в Крыму, Сочи и др. Речь идет о расходах на многие миллиарды долларов, в том числе на продукты питания. Естественно, этот эффект вносит вклад в рост инфляции.

Шедевр Кричевского: «На самом деле рост (цен) хоть и присутствует, но в пределах инфляции»!

А вот что сообщает Росстат: «С начала года к 11 мая картофель в России подорожал на 46,4%, капуста — на 32,1%, лук — на 26,7%. Морковь с начала года выросла в цене на 51,3%, помидоры — на 6,5%, яблоки — на 6,7%, а огурцы подешевели на 2,7%».

Вывод: рецензия написана крайне небрежно, тяп-ляп, заказчик выбросил деньги на ветер. В дальнейшем рекомендую доверять такую ответственную работу более квалифицированным экспертам.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Комментарии

0
Скрыть
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи.

Jeca
26.05.2021 13:54
Максим, я не буду касаться мнения Кричевского и Ваших ему ответов. Вашу статью помню, она была недавно. Мне, кстати, тоже непонятно Ваше утверждение, что трата денег на отдыхе внутри страны вносит вклад в инфляцию. Поясните, плиз, в чем разница траты моей зарплаты в Москве и на отдыхе в Севастополе в плане влияния на инфляцию? Особенно относительно продуктов питания, коль скоро они упомянуты отдельной строкой бюджета.
Я не подкалываю Вас, мне действительно непонятно. Оттого, что я не поехал за границу, а истратил заработанные деньги внутри страны, я увеличил инфляцию? Понятно, что "я" тут для удобства обсуждения заменяет некую массу людей.
0

Maksim Osadchiy
26.05.2021 14:04
Надо рассмотреть другую альтернативу: в заначке на отпуск лежит пара тысяч долларов. 1 вариант: тратим их в Сочи. Второй вариант: тратим за рубежом. Первый вариант способствует росту инфляции в России, второй - нет. Согласны?
0

Jeca
26.05.2021 14:26
Не согласен. Деньги заработаны в России, а не взялись откуда-то из воздуха. Заработаны - значит являются мерилом труда. Далее они тоже в России тратятся в оплату за другой труд. При балансе цен откуда должна взяться инфляция?
0

Maksim Osadchiy
26.05.2021 14:43
Рассмотрим еще один вариант: заначка в этом году не тратится. Какой из трех вариантов окажет наибольшее влияние на инфляцию? Надеюсь, про нынешние цены на отдых в Сочи и Крыму слышали?
0

d*******@gmail.com
26.05.2021 14:45
Jeca пишет:
Не согласен. Деньги заработаны в России, а не взялись откуда-то из воздуха. Заработаны - значит являются мерилом труда. Далее они тоже в России тратятся в оплату за другой труд. При балансе цен откуда должна взяться инфляция?

тут я могу вам ответить, сравнивая две идеальные ситуации, миллион человек отдыхает неделю за рубежом и тратит деньги там и тот же миллион человек вместо этого едет отдыхать на российские курорты, и тратит деньги в стране. Из-за этого в России увеличивается спрос на отели (считайте, российские отельеры сразу подняли цены на услуги, как только границы закрыли), это тоже вклад в инфляцию, больше покупается продуктов, услуг и прочего. Если рассматривать это в разрезе одного человека, то, конечно, это влияние околонулевое, но в разрезе миллионов граждан - да, это вклад в инфляцию.
1

Обучение

Материалы по теме