IPO. Сколько можно заработать и как не потерять

Дата публикации: 25.11.2021 00:01
13 481
Время прочтения: 4 минуты
Автор
Максим Шеин, начальник управления инвестиционных стратегий «БКС Мир инвестиций»
Максим Шеин начальник управления инвестиционных стратегий «БКС Мир инвестиций»
Источник
Banki.ru

17,9%. На столько в среднем, по статистике, дорожают акции в первый день после IPO. Если перевести это в годовые, число не поместится на экран калькулятора. Покупка акций на IPO может принести большую прибыль. Но есть несколько тонкостей, о которых необходимо знать. Они помогут откалибровать ожидания по доходности, точнее оценить риски и сформировать грамотную стратегию инвестирования.

Что нужно знать об IPO

Популярность инвестиций в России растет. Интерес к фондовому рынку подогревают низкие ставки по депозитам и рассказы о баснословных прибылях. Особенно смакуется участие в IPO (initial public offering), или первичных размещениях. Суть проста. Частная компания продает акции на открытом рынке всем желающим. Акции начинают торговаться на бирже, у них появляется рыночная цена, некоторые акционеры оказываются в списке Forbes.

Чтобы принять участие в IPO, надо подать заявку. Для этого необходимо открыть счет у брокера и пополнить его. Желательно положить денег побольше. Затем вы ждете дня X, получаете определенное число акций по цене размещения и дальше делаете с ними что хотите: держите или перепродаете.

За последние 40 лет прошло более 8 500 размещений, то есть примерно по 200 в год. Приличное число, которое позволяет не хвататься за каждое размещение и выбирать наиболее перспективные.

Изучите эмитента

Итак, вы решились участвовать в IPO. Первое, что нужно сделать, — прочитать проспект эмиссии. В США это форма S-1 объемом более 200 страниц. Там есть подробное описание компании, ее финансовые результаты, комментарии менеджмента о рисках, какие акции и сколько предлагается к продаже и многое другое. На основании этих данных можно прикинуть, сколько должна стоить компания и как это соотносится с ценой, по которой вам предлагают купить.

Большинство клиентов ничего не читают и полагаются на рекомендации аналитиков или советы бывалых. А зря. Компании иногда честно предупреждают о рисках.

Например, GoPro в 2014 году черным по белому предупредила, что может наступить момент, когда она продаст свои камеры всем желающим (не слишком многочисленным) и дальше выручка не будет расти. Так и случилось. В результате акции сначала выросли в 3 раза, а потом упали в цене в 10 раз, где последние шесть лет и пребывают.

Оцените доходность

Предположим, вы нашли перспективную компанию. Разумеется, не только вы один осведомлены о ее блестящем будущем, поэтому желающих стать ее акционерами будет намного больше, чем акций, предложенных к продаже. Будьте готовы к тому, что в ходе размещения вам достанется намного меньше акций, чем вы хотите, или не достанется вообще.

По статистике, институциональные инвесторы (фонды) получают 90% акций, ретейл (частные инвесторы) — 10%. Поставьте себя на место компаний. Хотелось бы вам, чтобы акции покупали мелкие инвесторы, которые завтра побегут их продавать? Поэтому, разместив заявку на 100 тыс. долларов и получив акций на 5 тыс. долларов, можете считать это хорошим результатом. Это называется «аллокация».

Аллокация сразу вносит поправки в доходность. Если акция выросла в первый день на 30%, вы оставили заявку на 100 тыс. долларов, а купили только на 5 тыс. долларов, то вы заработали 1,5 тыс. долларов. То есть доходность на вложенный капитал составила 1,5%. Может, стоило купить на 100 тыс. долларов бумаги Microsoft, которые после выхода квартальной отчетности подскочили на 4%? Это было бы менее рискованно. Акции софтверного гиганта после отчетности вырастали в 66% случаев.

Среди компаний, впервые выходящих на рынок, только 53% в первый день торгов показывают рост. Но если растут, то в процентах намного больше, чем падают слабые акции. Отсюда вывод: для повышения шансов на успех во время IPO нужно участвовать в большом количестве размещений.

Выберите тактику

По статистике, компании в среднем на десятый год своей жизни выходят на IPO. К этому времени уже есть солидный объем продаж, многие приносят прибыль. Тем не менее в первый день торгов акции прибыльных на момент размещения фирм вырастают в среднем на 13%, а убыточных — на 25,6%. Яркое подтверждение того, что фондовый рынок живет ожиданиями. Но природу не обманешь.

Через три года убыточные компании показывают средний прирост котировок только на 7,8%, прибыльные — 35%. И, увы, через три года акции почти 2/3 компаний показывают результат хуже индекса. Но те, которые растут, удваиваются или утраиваются в цене. Такая же картина и с объемом продаж (выручкой).

Вывод: если собираетесь быстро продать акции после IPO, лучше делать акцент на компаниях с выручкой 20—100 млн долларов, пока не приносящих прибыль. Если инвестируете надолго, шансы выше с компаниями с выручкой более 100 млн долларов.

И еще один важный момент. Для отдельных категорий инвесторов (инсайдеры компании, фонды, банки) почти всегда устанавливается срок после IPO, в течение которого они не могут продавать акции, — lock-up period, он длится несколько месяцев. На розничных мелких инвесторов это не распространяется, но зачастую схема их участия в IPO предполагает lock-up. Это дополнительный риск, поскольку акции могут упасть в цене, как, например, Rivian или Robinhood.

Стоит рассмотреть другую тактику: покупать акции в первый день торгов и пытаться зафиксировать прибыль на коротком промежутке времени, пока хайп в отношении бумаги не остыл.

В остальном для успешного участия в IPO работает простое правило из жизни: если делаете что-то сами, вам придется потратить много времени. Не хотите тратить время? Приготовьтесь щедро заплатить профессионалам.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Читать в Telegram
telegram icon

Обучение

Материалы по теме