Любой бизнес связан с рисками. А в ситуации экономической турбулентности количество риск-факторов только увеличивается. Как распознать проблемы в процессах на первых стадиях, не дать бизнесу утонуть и выйти в прибыль? Разбираемся ниже.
Оцениваем обстановку
Главный маркер успешности бизнеса — это прибыль. Если бизнес приносит деньги, их хватает на покрытие операционных расходов и инвестиции в будущее компании, значит, все хорошо. Если ваш проект не приносит прибыли или, что еще хуже, несет убытки, то очевидно, что у вашего предприятия проблемы. Однако диагноз можно вынести намного раньше, а это значит, что и «лечение» будет не таким серьезным. Как понять, что с бизнесом не все в порядке?
Дивиденды владельцам выплачиваются не вовремя. Небольшие задержки в платежах — это нормальная практика. Однако если задержка дивидендов затягивается на неделю или две, а то и вовсе переносится дальше, то это тревожный звоночек, который говорит о том, что не все идет так, как должно.
Кассовый разрыв. Если вы сталкиваетесь с периодическими кассовыми разрывами, например при выплате зарплаты или оплате подрядчиков, то это еще один тревожный сигнал. Конечно, иногда случается, что график платежей от заказчиков и подрядчиков немного не стыкуется, но в хронической ситуации это может привести к серьезным последствиям.
Бизнес перестает инвестировать в будущее. Здоровая компания должна иметь достаточный оборот не только для покрытия операционных нужд и выплаты зарплат, но и для инвестиций в будущее: расходы на расширение бизнеса, промокампании, апгрейд производства или открытие новых представительств. Отсутствие такой «подушки» может подкосить даже самый успешный бизнес в кризисный период.
Растет доля ФОТ в выручке. Если от года к году доля ФОТ (фонд оплаты труда) в выручке растет, то это еще один тревожный знак. Этот показатель должен оставаться неизменным, а лучше — снижаться, означая, что выручка и прибыль растут и денег на балансе становится больше.
Как действовать, если заметили признаки надвигающегося кризиса?
Главное — не игнорировать проблему. Сама она точно не разрешится. При этом понятно, что ситуации могут быть самые разные, так как каждый бизнес по-своему уникален, а значит, и методы решения проблем. Какие-то можно провернуть без особых расходов, а некоторые спасательные операции, например привлечение новых клиентов через рекламу, ребрендинг или расширение ассортимента, требуют дополнительных денежных вливаний. Ниже шаги, которые не встанут владельцу «в копейку».
- Пересмотрите налоговый режим. Правильно подобранный налоговый режим позволит сократить фискальную нагрузку и высвободит часть средств. Так, к примеру, ИП, которые работают сами на себя, могут перейти на самозанятость. Точно так же, если ситуация позволяет, можно перейти с ОСН на УСН и сократить часть платежей.
- Оптимизируйте процессы. Подключите электронный документооборот, автоматизируйте работу с заявками на сайте, установите чат-бот для общения с клиентами, подключите бухгалтерский сервис. Все это стоит совсем недорого и при этом может экономить время (и деньги) вам и вашим сотрудникам.
- Обновите подход к персоналу. Не игнорируйте тренды. Во всем мире растет популярность фрилансеров и аренды кадров? Разберитесь почему. Возможно, и вам не нужно нанимать или держать в штате дорогих специалистов, а с их задачами справятся более дешевые фрилансеры?
- Пересмотрите отношения с поставщиками. Экономить можно на всем. Развиваете интернет-магазин? Постоянно проверяйте условия у новых поставщиков, чтобы быть уверенным, что работаете с самым выгодным.
- Сузьте ассортимент. Оцените, что пользуется наибольшим спросом у ваших клиентов и отсеките все остальное, что не генерирует вам достаточной прибыли. Заработать больше так, может, и не получится, но и прогореть будет намного сложнее.
А что нельзя делать?
Брать в долг. Кредиты и займы можно брать только в том случае, когда вы уверены, что их получится вернуть.
Демпинговать рынок. Опускать собственные цены в надежде привлечь покупателей также не лучшая идея. Вы пополните кассу в моменте, закупите новые товары, но рано или поздно эта стратегия оставит вас без оборотных средств.
Увольнять ценных сотрудников. Увольнения в целом не самый лучший шаг. Но если без этого не обойтись, перед тем как попрощаться с кем-то из коллектива, рассчитайте производительность каждого сотрудника, оцените, насколько он эффективен, сколько денег вам приносит. Оставьте тех, кто помогает вам зарабатывать.
Помните, что главное, чего точно нельзя делать в бизнесе, который попал в беду, — пускать все на самотек. Важно быстро определить проблему и немедленно взяться за ее решение. Это позволит переждать кризис с наименьшими потерями.
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.