Как стало известно порталу Банки.ру, Сбербанк России устанавливает несколько специальных капсул для сна в своем колл-центре в Омске. Банкиры не уверены, что дорогостоящее оборудование будет востребовано и окупится за счет увеличения работоспособности операторов колл-центра. Сами сотрудники колл-центров также неоднозначно относятся к инициативе, но находят ее интересной.
Четыре капсулы на пробу
Как рассказал Банки.ру управляющий партнер компании LLC EnergyPoint (официальный дистрибьютор капсул для сна в России) Виктор Ходанов, на текущий момент в омский колл-центр Сбербанка России компанией было поставлено четыре капсулы для сна.
«Это было в феврале 2015 года, — уточняет Ходанов. — В обозримом будущем, если ничего не поменяется, мы поставим еще 12 или 14 капсул в зависимости от итоговой конфигурации помещения (на текущий момент в нем завершены еще не все работы). В Омске банк тестирует наше оборудование, чтобы понять, будет ли применять капсулы сна повсеместно в других своих колл-центрах по всей России».
Капсулы сна, поставляемые LLC EnergyPoint, в России уже используют «РИА Новости», Google и некоторые госучреждения.
«До Сбербанка мы работали только с одним банком – в Казахстане – АТФ Банком. Но там поставка капсул шла не для массового персонала, а для топ-менеджмента», — поясняет Ходанов.
В Сбербанке закуплены капсулы для сна EnergyPod. Стоимость одной такой капсулы составляет порядка 20 тыс. долларов США, однако окончательная цена зависит от комплектации.
По информации, полученной от пресс-службы Сбербанка, на омской площадке единого распределенного контактного центра, крупнейшей в системе Сбербанка, в несколько смен работает более 2,7 тыс. сотрудников. В течение стандартного 12-часового рабочего дня каждый из них принимает не менее ста обращений клиентов.
«Это высокая нагрузка, поэтому важно создать комфортные условия работы, чтобы операторы могли полноценно отдохнуть и быстро восстановить силы во время перерывов, — отметили в пресс-службе «Сбера». — При оборудовании зон для активного отдыха и релаксации использовались лучшие зарубежные практики. В зоне релаксации размещены массажные кресла и капсулы сна. Как показывает опыт мировых компаний, 20-минутный дневной сон повышает эффективность труда на 30%. Создание комфортных условий работы отражается на эффективности работы сотрудников и на клиентах по принципу «довольный оператор – довольный клиент».
Технология сна
Как указано на сайте дистрибьютора, капсула для сна EnergyPod разработана специально для непродолжительного отдыха на работе в течение дня.
Во-первых, капсула воспроизводит специальные звуки, которые успокаивающе действуют на психику (звуки биения сердца, дыхания спящего человека, прибоя).
Во-вторых, с помощью капсулы осуществляется хромотерапия — световая программа с определенной интенсивностью и набором цветов воспринимается через веки, благоприятствуя сну и вызывая приятные ассоциации.
«Изгиб матраса равномерно распределяет нагрузку на опорно-двигательный аппарат, расслабляя мышцы поясницы. S-образная форма сделана таким образом, что ноги находятся на уровне сердца, снижая нагрузку на сердечно-сосудистую систему. Полусидячее положение препятствует возможности полностью вытянуться, как на кровати, что не позволяет «провалиться» в глубокий сон, из которого сложно прийти в себя днем. Такая посадка препятствует измятию одежды, которое неизбежно на обычном диване», — перечисляются преимущества капсулы на сайте дистрибьютора.
В капсуле EnergyPod используется так называемая технология i20, которая представляет собой комплекс специальных звуковых и иллюминационных программ, рассчитанный на идеальный 20-минутный сон, за который происходит восстановление физических сил и «перезагрузка» мозга.
«На самом деле Сбербанк нас очень приятно удивил, сломал стереотипы госучреждения, когда оказалось, что он проводит тендер на закупку капсул сна, — говорит Виктор Ходанов. — Кроме того, приятно было узнать, что в омском колл-центре банка работает много инвалидов и для них там также многое сделано. В колл-центре работает много молодежи и внедрены разные инновационные электронные вещи. Руководство колл-центра и сотрудники отдела развития колл-центров Сбербанка – это идейные люди, которые многим интересуются, все пробуют на себе, вникают во все возникающие проблемы, с ними приятно работать».
Ставка на пуфики
Опрошенные Банки.ру кредитные организации указали, что у них капсулы сна не используются и их покупка в обозримой перспективе не рассматривается. Причина одна — не ясна «отдача» от подобного проекта, в то время как для него требуются немалые затраты.
«В нашем телефонном центре на каждой площадке есть комнаты отдыха, оборудованные диванами, пуфиками, где сотрудники могут отдохнуть и отвлечься от работы на линии, — комментирует начальник управления телефонного обслуживания Альфа-Банка Мария Абрамова. – Внедрение капсул для сна – это очень интересное решение, однако мы его не используем в кол-центре и пока не планируем. График работы сотрудников не подразумевает время на сон».
Во всех контакт-центрах Хоум Кредит Банка предусмотрены зоны для отдыха, оборудованные пуфиками, креслами, телевизорами, столами для пинг-понга, также есть возможность поиграть в настольные игры.
По словам директора департамента дистанционных продаж ХКФ Банка Натальи Аникиной, ученые утверждают, что дневной сон может быть полезен для организма и способен повысить работоспособность человека. Хотя такой вид отдыха годится не для всех. Например, он не подойдет тем, у кого сбит режим дня, а также тем, кто страдает бессонницей. Дневной сон после 16 часов может и вовсе негативно повлиять на самочувствие человека, снизив его работоспособность.
«Другой спорный момент состоит в том, что капсулы для сна – это достаточно дорогое удовольствие, особенно в текущих экономических условиях. Столь существенные затраты должны иметь определенный просчитанный экономический эффект, — рассуждает Аникина. — Смогут ли расходы на оборудование контактного центра капсулами для сна окупить себя благодаря повышению работоспособности сотрудников? Можно ли это измерить? Таким образом, решение, хотя и является оригинальным и, вероятно, вызовет одобрение со стороны сотрудников как что-то новое и оригинальное, с точки зрения повышения эффективности работы весьма неоднозначно».
Директор по персоналу Тинькофф Банка Татьяна Кузнецова отмечает, что в кредитной организации изучали опыт нескольких крупных компаний, которые поставили у себя капсулы для сна.
«Большинство таких капсул являются красивым предметом интерьера и практически не используются, — замечает Кузнецова. — Кроме того, продолжительность перерыва сотрудника колл-центра такова, что его вряд ли хватит на полноценный отдых с пробуждением в правильной фазе сна, когда человек себя чувствует на самом деле отдохнувшим. При совсем коротких перерывах на сон эффект может быть прямо противоположным. Сотрудник предпочтет закончить смену вовремя и поехать отдыхать домой, чем растягивать ее за счет более долгого перерыва на сон. При этом, если смена заканчивается поздно, наш банк предоставляет сотрудникам бесплатное такси до дома».
В банке «Открытие» в комнате отдыха сотрудникам колл-центра доступны диваны, кресла, телевизоры, настольный футбол и дартс.
«Вопрос практичности внедрения капсул для сна в офисе зависит от масштабов компании и тех режимов работы, которые в ней приняты, — считает руководитель контактного центра банка «Открытие» Светлана Павленко. — С точки зрения контактного центра такое решение может быть полезным в ночные смены, чтобы быстро восстановить силы, так как бодрствование в ночное время само по себе несвойственно человеку. В остальные смены в контактном центре работает большое количество сотрудников, и обеспечить всем равные возможности использования такой капсулы довольно затруднительно. Такое неравенство может негативно сказаться на настроении коллектива».
Банк «Открытие» специально для Банки.ру спросил у своих операторов контактного центра, что они думают по поводу капсул сна. Мнения разделились.
Многие сотрудники заинтересовались идеей и выразили мнение, что возможность разгрузить позвоночник и держать себя в тонусе за счет новых технологий – хорошее решение для повышения работоспособности.
«В ночные смены, ближе к 3–4 часам утра, клонит в сон и спасаешься чашкой кофе. Если такая капсула позволяет быстро восстановить силы, это бы здорово помогло в работе ночных сотрудников», — полагает один из операторов банка.
Но есть и те, кто с недоверием относится к прогрессу.
«В капсуле отводится слишком короткое время для сна. Не будет ли это оказывать отрицательное воздействие на организм?» — опасается другой оператор контактного центра банка «Открытие».
Кроме того, сотрудники одной из российских компаний, в которой установлена капсула сна, рассказали, что новинка им нравится, но в связи с уровнем загруженности на работе у них совершенно не остается времени ею пользоваться. Учитывая достаточно жесткий режим работы в колл-центрах, останется ли время у операторов Сбербанка на то, чтобы «освоить» свои капсулы сна?
Анна ДУБРОВСКАЯ, Banki.ru
Комментарии
" Ваш звонок очень важен : для нас В данный момент все свободные операторы заняты -спят в капсуле Оставайтесь на линии
Оператор ответит на Ваш звонок в течении 20 минут "
Дневной сон на работе- это не для нас. Это придумали в японских корпорациях где решении зависит от одного человека-они трудоголики
У нас же это будет банальный распил. Поставят пару кресел которые не будут использоваться (в отчете напишуут что "поставили несколько" Через время спишут за ненадобностью-кресло заберет какой нибудь топ менеджер на дачу. И деньги поделят.
Попилы от Сбербанка такие попилы...