Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) обратилась в ЦБ с просьбой защитить продавцов и банки от недобросовестных покупателей, которые используют маркетплейсы и интернет-магазины для получения банковского кэшбэка, пишут «Известия». По описанию АКИТ, схема выглядит так: покупатели заказывают большой объем товара и оплачивают его картой с кэшбэком. В течение установленного законодательством времени они возвращают товар, но для возврата средств прикладывают другую карту. Таким образом, полученные за крупную покупку бонусы остаются на счете.
«Вышеописанный вид мошенничества в настоящее время приобретает массовый характер, в связи с чем убытки несут как банки, так и компании интернет-торговли», — говорится в письме АКИТ.
АКИТ просит внести корректировки в письмо ЦБ «О возврате средств за товар, ранее оплаченный с использованием платежной карты» от 2011 года. Этот документ допускает, что люди могут выбирать разные карты, если у них нет возможности использовать ту, которой они непосредственно платили за товар.
Центробанк подтвердил получение письма и обещал рассмотреть его в установленном порядке. При этом в регуляторе отметили, что не фиксируют массовых жалоб на эту схему от участников рынка. Опрошенные «Известиями» эксперты отмечают, что урегулировать ситуацию можно и без внесения поправок в регулирование. Поскольку выплата кэшбэка — это право, а не обязанность банков, они могут устанавливать сроки начисления кэшбэка, которые будут превышать разрешенные законодательством сроки возврата товаров. Они также отмечают, что описанный АКИТ вид мошенничества не носит массового характера, и средний размер выплачиваемого кэшбэка в крупных банках по-прежнему составляет 500–1500 рублей.
Карты с высоким кэшбэком
Дебетовая карта Premium Mir Supreme от Банка Уралсиб
Дебетовая карта «СберКарта» Сбербанка
Дебетовая карта «Tinkoff Black МИР» Тинькофф Банка
Дебетовая карта «Умная карта UnionPay» Газпромбанка
Дебетовая карта «Кешбэк по-сибирски» Банка «Левобережный»