Потребители чаще всего сталкиваются с добровольным медицинским страхованием в тот момент, когда получают полис от работодателя. Но продажа полисов ДМС осуществляется страховыми компаниями и напрямую конечным потребителям, в том числе и тем, которые живут за пределами страны. Более того, в последнее время появляется все больше полисов, которые покрывают не только привычные комбинации медицинских услуг (поликлиническое обслуживание, вызов врача на дом, экстренная госпитализация и стоматология), но и предлагают ряд дополнительных. Речь идет о защите в специфических ситуациях, к которым относятся:
- укус клеща;
- лечение отдельных инфекционных заболеваний (COVID-19, клещевой энцефалит и пр.);
- помощь при возникновении критических заболеваний, в том числе с оказанием медицинской помощи за рубежом (онкология, сердечно-сосудистые заболевания, нейрохирургия, трансплантации);
- защита от последствий прививок;
- дистанционное консультирование клиента.
Аналитический Центр Банки.ру
Кроме того, за последний год стали особенно востребованы продукты ДМС, которые покрывают лечение застрахованного за пределами страны.
Вместе с тем статистика Банка России включает в себя информацию только по 3 видам полисов:
- ДМС для выезжающих за границу;
- полисы, купленные работодателем для своих сотрудников;
- полисы, проданные непосредственно конечным потребителям.
Первый квартал для ДМС в целом нельзя назвать успешным — сборы премии в данном сегменте продемонстрировали падение к прошлому году (−1,4%), и это с учетом того, что новая методика расчета премий может завышать объем сборов. Кроме того, I квартал является ключевым для страховщиков: именно в этот период многие корпоративные клиенты продлевают договоры для своих сотрудников, а сборы премии в последующих периодах едва ли исправят ситуацию, особенно в обстоятельствах стремительного роста курсов валют, которые неизбежно подтолкнут вверх цены на расходные материалы.
Однако не все секторы внутри ДМС менялись одинаково: страхование выезжающих за рубеж показало фантастический рост сборов премии (+1 166%).
Секторы ДМС, млрд руб. | I кв. 2022 | I кв. 2023 | Рост рынка |
ДМС за рубежом | 1,6 | 20,8 | 1 166% |
ДМС сотрудников | 78,4 | 59,3 | −24% |
ДМС граждан | 13,0 | 11,6 | −11,0% |
Итого | 93,1 | 91,7 | −1,4% |
Чтобы оценить относительные доли рынка и доли в выплатах ДМС ведущих страховых групп, Аналитический центр Банки.ру провел консолидацию данных ЦБ с учетом принадлежности различных страховых компаний отдельным финансовым холдингам. Вся информация собиралась исключительно на основе открытых источников и отражает оценку совокупных сборов премии и выплат возмещения в целом по группам компаний, входящих в одну структуру. Учитывая тот факт, что не вся информация о собственниках компаний представлена в открытом доступе, а также то, что сделки по слиянию и поглощению на страховом рынке бывают весьма долгими и сложными, итоговые показатели могут содержать некоторые отклонения от тех цифр, которые страховые группы определяют для себя как базовые.
Среди 15 крупнейших страховых групп по сборам премии, которые продают ДМС, заметно разнится структура портфеля по типам полисов, которые каждая страховая компания продает своим клиентам, и по этому критерию выделяются несколько отраслевых кластеров страховщиков. В частности, у половины лидеров рынка один вид ДМС занимает более 90% портфеля по виду. Так, например, «Согаз», «АльфаСтрахование», «МАКС» и «Чулпан» продавали в основном корпоративный ДМС, в то время как «Альянс» и «Согласие» — в большей степени ДМС для физических лиц.
Особое положение занимала компания «Сбербанк Страхование», чья премия по ДМС состояла в основном из сборов по ДМС за рубежом. Портфели остальных компаний демонстрировали разную степень диверсификации сборов с включением всех трех групп страхователей. В целом же на рынке доминируют сборы премии, получаемые компаниями в корпоративном секторе, на их долю приходится 65% поступлений.
В то же время 35% поступлений делят между собой страхование ДМС за рубежом (23%) и ДМС конечных потребителей (12%), а общий объем рынка добровольного медицинского страхования в I квартале составляет 91,7 млрд руб.
Около трети рынка ДМС занимает компания «Согаз» с долей, равной 33,5%. На первые 5 компаний в рэнкинге в совокупности приходилось более 77% собранной премии по видам, входящим в группу ДМС. Среди лидеров также были «Сбербанк Страхование» (23,2%), «АльфаСтрахование» (8,7%), «РЕСО-Гарантия» (6,9%) и «Росгосстрах» (5,2%).
Лидерами по соотношению выплат к сборам (коэффициент выплат) в I квартале 2023 года были такие компании, как «Альянс» (0,85), «Ренессанс» (0,83), «РЕСО-Гарантия» (0,79). Средний коэффициент выплат по рынку в этот период был равен 0,39, что ощутимо меньше, чем у большинства крупнейших компаний, которые выплачивали клиентам в рассматриваемый период ощутимо бо́льшие суммы.
При рассмотрении ситуации в корпоративном секторе мы видим иную картину: доля группы «Согаз» в корпоративном ДМС составляет буквально половину всех сборов рынка (49,6%) в I квартале 2023 года. Вероятно, часть этой премии приходится на структуры, входящие или аффилированные с «Газпромом». На втором месте по сборам группа «АльфаСтрахование» с долей рынка, равной 12,4%, на третьем — «РЕСО-Гарантия» (9,3%). Первые 5 компаний в рэнкинге занимают совокупную долю рынка, превышающую 83%. Объем данного сегмента в I квартале составлял 59,3 млрд руб.
При широких масштабах сборов премии в сегменте «Согаз» демонстрирует уровень выплат несколько ниже среднего по рынку: 0,44 против 0,51 для сектора в целом. При этом самый высокий уровень соотношения сборов к выплатам был у компании «Ренессанс Страхование» (0,93), которая занимает 7-е место по сборам. Самая низкая величина данного показателя среди рассматриваемых компаний у «Сбербанк Страхования» (0,01).
Если рассматривать сегмент страхования физических лиц, то мы увидим, что лидером в данном секторе являлась компания «Альянс» с долей 15,2%. В целом рынок конечных потребителей полисов ДМС значительно менее концентрированный, и здесь заметен пул компаний, которые играют практически в одной лиге. В пятерке лидеров, кроме компании «Альянс», присутствовали «Согаз» (11,2%), «Росгосстрах» (8,9%), «Согласие» (8,8%) и «Ингосстрах» (6,5%) с сопоставимыми долями рынка. На долю этих страховщиков приходилось в совокупности около 51% сборов премии. Объем данного сегмента в I квартале составлял 11,6 млрд руб.
Страховщик «Альянс» демонстрировал довольно высокую долю выплат в сборах премии (0,85) при том, что этот показатель был почти в 2 раза выше среднего по рынку ДМС физических лиц. С другой стороны, минимальное значение коэффициента выплат в указанный период наблюдалось у компании «Русский Стандарт Страхование», для которой данный показатель составлял всего 0,04. В целом в среднем по сектору физических лиц отношение выплат к сборам в I квартале 2023 года было равно 0,48.
Страхование ДМС за границей — это вид страхования, который начал набирать свою популярность в последнее время из-за заметного роста спроса на медицинские услуги для специалистов, которые релоцировались в другие страны. В течение многих лет в сегменте людей, выезжающих за границу, доминирует похожий вид страхования — страхование выезжающих за рубеж (ВЗР). Однако особенностью данных полисов было относительно краткосрочное или эпизодическое действие страхового покрытия во время пребывания за границей, а покупка непрерывной страховой защиты могла обойтись клиенту весьма дорого. Кроме того, набор рисков по данному виду подразумевает оказание медицинских услуг в период развития острых состояний, но не покрывает предоставление плановых медицинских консультаций или обследований. Эти нюансы делали использование полисов ВЗР неудобным для людей, которые постоянно проживают за границей. Однако у ВЗР есть и свои плюсы, которые нельзя не отметить: процесс урегулирования страховых случаев по данным видам также, как правило, происходит несколько иначе — ДМС урегулируется напрямую через страховую компанию, в то время как для ВЗР используются ассистанские компании, что может быть комфортнее и быстрее для страхователя. Так или иначе закрыть возникающие потребности работников в плановом медицинском обслуживании призван полис классического добровольного медицинского страхования за рубежом. Объем данного сегмента в I квартале составлял 20,8 млрд руб., а лидером рынка в этом сегменте являлась компания «Сбербанк Страхование», которая собирала более 96% премии в данном секторе в I квартале 2023 года. Доля ближайшего конкурента, компании «Ингосстрах», в данном секторе не превышала 1,3%, но при этом полис международного медицинского страхования компании имеет модульную структуру и при добавлении к базовому набору услуг дополнительных рисков превращает страховку в полноценный ДМС за пределами России.
На первый взгляд соотношение выплат к сборам в ДМС за рубежом не сильно отличается от других секторов. Однако лидер рынка по сборам премии демонстрировал очень низкий уровень данного показателя (0,004), вероятно, из-за того, что полис имеет свою специфику и продается на рынке не так давно. Связка доминирующей доли сборов и низкого уровня выплат лидера привели к тому, что средний уровень коэффициента выплат в данном секторе находится на весьма низком уровне — всего 0,02%. Отношение сборов к выплатам у другого довольно заметного страховщика на рынке — «Совкомбанк Страхования» — также невелико, вероятно, по аналогичной причине. Ситуация с уровнем выплат в компании «Ингосстрах» (№2 в рэнкинге) принципиально иная: выплаты составляют почти половину сборов по данному виду (0,47). Аналогичным образом обстоят дела и у других игроков, коэффициент выплат для которых колеблется в диапазоне от 0,14 («Ак Барс Страхование») до 0,81 (у «Согаза»), но рыночные доли этих компаний настолько малы, что не оказывают существенного воздействия на итоговый показатель.
Подводя итоги, можно отметить следующее:
- Объем рынка ДМС в I квартале 2023 года превысил 91,7 млрд руб.
- В структуре ДМС присутствует три отдельных сектора: страхование сотрудников (65% сборов премии по виду), страхование физических лиц (12%) и страхование физических лиц за границей (23%).
- У более чем половины лидеров рынка один тип ДМС занимает более 90% портфеля по данному виду.
- Менее половины крупных игроков демонстрировали диверсификацию портфеля по различным типам медицинского страхования.
- Лидерами рынка ДМС в I квартале были «Согаз» (33,5%), «Сбербанк Страхование» (23,2%), «АльфаСтрахование» (8,7%), «РЕСО-Гарантия» (6,9%) и «Росгосстрах» (5,2%).
- Средний коэффициент выплат по рынку для ДМС был равен 0,39.
- Объем рынка ДМС для корпоративных клиентов составляет 59,3 млрд руб. Ключевым игроком является «Согаз» с долей рынка, близкой к половине всех сборов сектора ЮЛ (49,6%).
- Сектор ДМС за рубежом стал вторым по величине в наблюдаемом квартале (20,8 млрд руб.). Доминирующие позиции здесь занимала компания «Сбербанк Страхование» (96,2%). Однако есть и нюансы: некоторые полисы, вероятно, представляют собой комбинацию продуктов ДМС и ВЗР.
- В продажах полисов ДМС клиентам — физическим лицам ключевым игроком была компания «Альянс» (15,2%). Этот сектор представляется наиболее конкурентным: здесь присутствует около 10 игроков, условно сопоставимых по доле рынка. Объем сектора составляет 11,6 млрд руб., что заметно меньше других типов ДМС.
- В целом рынок ДМС демонстрировал снижение сборов премии (−1,4%), однако сборы по страхованию ДМС за рубежом в I квартале выросли в несколько раз.
- Перспективы роста сборов премии для рынка выглядят довольно туманными, учитывая слабый I квартал и рост курса валют.