Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

1 марта 2019 в 07:29
Буду рад, если посоветуете последовательность действий -

Была карта Открытия, дебетовая, бесплатная, не пользовался , не активировал - так сложилось.
Настало время закрыть -

1. Сходил написал заявление о закрытии, копия с отметками есть 30.03.18г.

2. Через 60 дней убедился что все закрыто.

3. Увидел запрос в КИ от них 26.09.18г.

4. Пришел написал заявление на отзыв обработки ПД и запрет на запросы в БКИ + пункт про запрет использования моих номеров телефона
отметки есть, копия отзыва на обработку и запрет в БКИ есть от 03.10.18г., также устно сказали - все закрыто, я не клиент банка.

5. Опять запросы в БКИ 04.10.18 - на след день после отзыва письмом, понимаю могли еще не внести, следом подряд новые 16.02.19 + 20.02.19 + постоянные звонки с телефона открытия - черный список в телефоне их фильтрует )) (кредиты нигде не запрашивал)

причем до этого подобные письма об отзыве писал в альфу/втб/росбанк/ПСБ и они не беспокоят ни меня , ни мою кредитную историю )

Что с ними сделать, а? ))

PS еще есть скриншоты СМС присланных недавно об одобренных якобы кредитах.
Ответить

1 марта 2019 в 08:24
alexfourseven, можете наказать по всем фронтам: за незаконную обработку ПД (Роскомнадзор), за незаконные запросы КИ (Банк России) и за несанкционированную рекламу (ФАС России).
Ответить

2 марта 2019 в 10:17
rrmukh-kzn, добрый день! ФЗ о ПД данных четко говорит, что отсутствие цели обработки ПД является основанием нарушения ФЗ, а также обязанность по доказыванию наличия письменного разрешения на обработку ПД лежит на операторе, т.е. на банке, поэтому если на момент запроса КИ у Вас уже был закрыт счет в банке и с заявками в данный банк Вы не обращались, то долбите РКН, в том числе и через Прокуратуру, чтобы передали материалы в суд по месту жительства по возбуждению АП по ст.13.11. В моем случае, РКН сначала отказали по причине, что в течение 30 дней ответ из банка не поступил, потом, они отказали оп причине, что банк сообщил, что запросы по моему заявлению удалены, типа обращайтесь в суд, я в третий раз отправил им заявление и вчера дозвонился до местного начальника отдела (она была в отпуске) и напомнил ей ситуации с Банком Восточный, и сказал, что если материалы не уйдут в суд, то я пишу повторную жалобу в прокуратуру Свердловской области на действия сотрудников РКН, поэтому надо РКН пинать и пинать.
Вот мои отзывы в Народном рейтинге про Восточный и Банк Открытие.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10238635/
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10225611/
Ответить

2 марта 2019 в 10:25
alexfourseven, как указал tempur, налицо, что они нарушили ФЗ о ПД, о КИ, о рекламе.
Сразу скажу РКН, те еще бюрократы и не хотят работать совсем, лично у меня пока только с помощью прокуратуры удается их заставить работать, хотя возможно в последнем случае они все-таки передадут материалы в суд и без прокуратуры.
https://www.banki.ru/services/responses/bank/response/10225611/
Если будут нести ахинею, что Вы были клиентом банка и 5 лет могут хранить Ваши ПД, тыкайте их в закон о ПД, где четко определено, что хранение это всего лишь часть обработки ПД, а передав Ваши данные в БКИ и совершив незаконные запросы банк также и произвел незаконную обработку ПД, а за это предусмотрена ст.13.11 КоАП РФ.
Ответить

4 марта 2019 в 09:58
----------
Цитата

rrmukh-kzn пишет:
04.02.2019 направил два заявления в ЦБ (незаконные запросы Открытие и Уралсиб)
04.02.2019 направил два заявления в роскомназдор (незаконные запросы Открытие и Уралсиб)

по результату - отпишу тут.

----------


пришел ответ от цб сразу по двум банкам:
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

4 марта 2019 в 10:00
----------
Цитата

Alexander_K пишет:
rrmukh-kzn, добрый день! ФЗ о ПД данных четко говорит, что отсутствие цели обработки ПД является основанием нарушения ФЗ, а также обязанность по доказыванию наличия письменного разрешения на обработку ПД лежит на операторе, т.е. на банке, поэтому если на момент запроса КИ у Вас уже был закрыт счет в банке и с заявками в данный банк Вы не обращались, то долбите РКН, в том числе и через Прокуратуру, чтобы передали материалы в суд по месту жительства по возбуждению АП по ст.13.11. В моем случае, РКН сначала отказали по причине, что в течение 30 дней ответ из банка не поступил, потом, они отказали оп причине, что банк сообщил, что запросы по моему заявлению удалены, типа обращайтесь в суд, я в третий раз отправил им заявление и вчера дозвонился до местного начальника отдела (она была в отпуске) и напомнил ей ситуации с Банком Восточный, и сказал, что если материалы не уйдут в суд, то я пишу повторную жалобу в прокуратуру Свердловской области на действия сотрудников РКН, поэтому надо РКН пинать и пинать.
Вот мои отзывы в Народном рейтинге про Восточный и Банк Открытие.
https://www.banki.ru/services/response.. ./10238635/
https://www.banki.ru/services/response.. ./10225611/

----------



Добрый день!

Спасибо за ответ! На днях истекает 30 дневный срок ответа на мое обращение, жду отказы от роскома и буду дальше решать какие шаги предпринимать.
Ответить

5 марта 2019 в 00:38
Посмотрел свою историю, Открытие и по мне запрашивал. Правда, у меня есть счета в банке и счета у брокера. Но кредитных продуктов от Открытия у меня нет. Примерно в даты запроса от Банка Открытие в НБКИ, я открывал у брокера Открытие индивидуальный инвестиционный счет. Это может быть как-то связано или получается, что запросы были незаконны?
Ответить

5 марта 2019 в 07:03
Andy77, зависит от наличия/отсутствия согласия на запрос КИ, которое вы могли дать в процессе открытия брокерского счета.
Ответить

5 марта 2019 в 12:25
----------
Цитата

Andy77 пишет:
Посмотрел свою историю, Открытие и по мне запрашивал. Правда, у меня есть счета в банке и счета у брокера. Но кредитных продуктов от Открытия у меня нет. Примерно в даты запроса от Банка Открытие в НБКИ, я открывал у брокера Открытие индивидуальный инвестиционный счет. Это может быть как-то связано или получается, что запросы были незаконны?

----------


у меня тоже новый ИИС от открытия брокера от 29.12.2018, но открытие банк таки признал, что по ошибке просил мою историю.
Ответить

5 марта 2019 в 14:25
Признал и всё на этом? То есть особого смысла наезжать на открывашку нет - максимум что скажут, то это сбой или типа того?
Ответить

5 марта 2019 в 14:36
Andy77, смысла обращаться в саму открывашку нет никакого. Жаловаться надо в цб по шаблону из этой темы, а потом обращаться в бки для удаления - ссылка в подписи.
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть