Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

15 апреля 2019 в 16:13
Alexander_K, не год точно, ранее был "общий" срок два месяца. Либо его увеличили, либо по нарушениям о ПД увеличили до трех.
Ответить

18 апреля 2019 в 23:19
----------
Цитата

tempur пишет:
В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.

----------


- На какой закон следует сослаться, если в банке обслуживался, но у банка не было разрешения на дату запроса?

- Стоит ли в заявление включать незаконные запросы, которым больше года? Хотя бы для того, чтобы обязать БКИ убрать их?
Ответить

19 апреля 2019 в 07:19
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
- На какой закон следует сослаться, если в банке обслуживался, но у банка не было разрешения на дату запроса?

----------

Закон все тот же и он указан в заявлении.

----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
- Стоит ли в заявление включать незаконные запросы, которым больше года? Хотя бы для того, чтобы обязать БКИ убрать их?

----------

Чтобы просто удалить из КИ незаконные запросы пишется другое заявление в само БКИ, это описано в первом сообщении.
Ответить

19 апреля 2019 в 15:51
Получил кредитные истории в НКБИ, ОКБ и Эквифаксе, с госуслугами это все оказалось куда проще чем думал. Бесплатно, и очень быстро.

В историях все написано верно, вопрос возник только к Открытию, клиентом которого не был, которое месяц за месяцем открывает эти истории, суммарно пошуршав во всех трех историях 10 раз.
Ответить

19 апреля 2019 в 16:02
dobrii_poroshok, ну так и впайте им 10 административок. Ссылки ниже:
Ответить

20 апреля 2019 в 01:55
Получил такой ответ от ЦБ. Подскажите какие можно предпринять в дальнейшем действия?
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

20 апреля 2019 в 08:02
----------
Цитата

ad1 пишет:
Получил такой ответ от ЦБ. Подскажите какие можно предпринять в дальнейшем действия?

----------
Это зависит от того, какую цель Вы перед собой ставите. Какую цель Вы ставили при направлении жалобы в ЦБ РФ?
Ответить

20 апреля 2019 в 20:17
Написал сегодня в ЦБ заявления на незаконные запросы в БКИ. Образец взял из первого сообщения, любезно предложенный tempur. Сгруппировал по БКИ-Банк, получилось 7 штук, без группировки было бы штук 20. Кнопка "подать еще одну жалобу" на сайте ЦБ порадовала :).

Не обошлось без ляпа, опечатался в ФИО, когда заполнял поля на сайте ЦБ. Заметил только со второго заявления. В тексте самого заявления вроде все ОК, посмотрим, что с этим будет дальше.

В заявлениях упомянул только незаконные запросы не старше одного года. Однако, почитав комментарии тут еще раз, я вижу, что на запросы в БКИ старше одного года тоже пишут заявления. Насколько я могу понять (поправьте меня, если я не прав), смысл этого - получить от ЦБ подтверждение того факта, что запрос в БКИ был незаконный. Но, скажите, что с этим можно делать дальше? Разве банки и всякие СК Согласие чуть что не сошлются сразу на истечение срока давности?
Ответить

21 апреля 2019 в 11:17
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Насколько я могу понять (поправьте меня, если я не прав), смысл этого - получить от ЦБ подтверждение того факта, что запрос в БКИ был незаконный.

----------

Да, верно.
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Но, скажите, что с этим можно делать дальше?

----------

Например, подать в суд исковое заявление с целью взыскания компенсации морального вреда за нарушения при обработке ПД.

Срок привлечения к административной ответственности и срок исковой давности это разные сроки. Кроме того, на именно такие исковые заявления срок исковой давности не распространяется.
----------
Цитата

ГК РФ Статья 208. Требования, на которые исковая давность не распространяется

Исковая давность не распространяется на:
требования о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ, кроме случаев, предусмотренных законом;

----------

Это именно тот случай.
Ответить

21 апреля 2019 в 19:08
Составил и отослал в ЦБ заявления по незаконным запросам, сроком больше года. Действительно, если к административке не привлекут, то пусть хотя бы подтвердят, что запросы незаконные.

Посчитал в сумме сколько всего таких - 37 штук с 2012 года. Больше всех отметились Альфа-Банк и Открытие. Технические сбои у них, ага.
Ответить

22 апреля 2019 в 09:16
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Альфа-Банк

----------

сейчас во все продукты включает согласие на запрос КИ, даже по вкладам :evil:
Ответить

22 апреля 2019 в 09:42
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
сейчас во все продукты включает согласие на запрос КИ, даже по вкладам

----------
подтверждаю данный факт и добавлю от себя - особенно Альфа-Банк. Но, не могу не добавить, что при обращении их внимания на необходимость исключения данного пункта - удаляют, правда, скрепя сердце и делая недовольную "мину". Так что, вопрос касается просто внимательности при чтении подписываемых документов при открытии вкладов.
Ответить

22 апреля 2019 в 09:51
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Но, не могу не добавить, что при обращении их внимания на необходимость исключения данного пункта - удаляют, правда, скрепя сердце и делая недовольную "мину".

----------

Хоум кредит тоже принуждает к подписанию отдельного соглашения на эту тему при любом продукте. Даже вкладе. Если отказаться подписывать - отказ в обслуживании, не открывают вклад. :fool: Проверено лично.
Ответить

22 апреля 2019 в 10:12
Def1985, договор вклада это публичный договор, если его отказываются заключить, да еще и по такой причине, то за это можно и нужно наказывать.
Ответить

22 апреля 2019 в 21:52
----------
Цитата

Максим Андреевич пишет:
сейчас во все продукты включает согласие на запрос КИ, даже по вкладам изображение

----------

Как я понимаю, согласие действует 6 месяцев (2 месяца до января 2019). А у меня от Альфа-Банка только в одном Эквифаксе пять запросов за два года.

Вполне возможно, согласие я давал (слишком поздно для себя открыл banki.ru). Но ведь у него же ограниченный срок. Ну и могли придумать еще каких-нибудь хитростей, вроде того, что мне сказали, что выдали дебетовую карту, а на самом деле выдали что-то другое. Вот и разберемся.
Ответить

25 апреля 2019 в 02:49
Помогите разобраться в нескольких моментах 218-ФЗ, плиз.

Кредитная история состоит из
1) титульной части;
2) основной части;
3) дополнительной (закрытой) части;
4) информационной части.

Бюро обязано делать пометку каждый раз, когда запрашивается кредитная история. При этом, вроде как(?), не имеет значение, какая часть (части).
----------
Цитата

5. При предоставлении пользователю кредитной истории кредитного отчета бюро кредитных историй вносит в дополнительную (закрытую) часть кредитной истории следующую информацию...
----------


При этом согласие на получение информационной части не требуется:
----------
Цитата

9.1. Информационная часть кредитной истории предоставляется юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям в целях выдачи займа (кредита) без согласия субъекта кредитной истории...
----------

А информационная часть представляет интерес, потому что в информационной части перечислены выдача кредитов, отказы, просрочки более 120 дней...

А согласие требуется только для запроса основной части
----------
Цитата

10.1. По истечении срока действия согласия ...пользователь кредитной истории, получивший это согласие, не вправе запрашивать в бюро кредитных историй основную часть кредитной истории.

----------


Таким образом, банк может без согласия запрашивать титульную и дополнительную часть кредитной истории (может ли закрытую?), а Бюро будет делать каждый раз об этом пометку? Что я упускаю, неправильно трактую?
Ответить

25 апреля 2019 в 07:36
e*******@gmail.com, без согласия только титульную и информационную. С согласием основную. Закрытую вообще никак, для неё весьма ограниченный перечень допущенных.

Запрашивать только титульную вообще нет смысла - там те же сведения, что уже имеются у банка. Информационная часть для банка интереснее, но наиболее полную картину он получает только из основной части.

Некоторые банки пытались избежать наказания по мотиву "мы запрашивали только информационную часть", но что-то не смогли это доказать Банку России.
Ответить

25 апреля 2019 в 18:05
Благодарю за интересную тему на форуме! Подскажите в заявлении ни чего не поменялось к сегодняшнему дню?
Ответить

25 апреля 2019 в 18:38
u*******@bk.ru, ничего.
Ответить

28 апреля 2019 в 11:58
Получил ответ от Эквифакса.
Альфа-банк свой запрос удалил, хотя у него имелось действующее согласие на запрос КИ, данное мной в составе документов на открытие депозита.
СК Согласие тормозит. Интересно, можно его за это привлечь по ст. 15.26.3 КоАП?

ПС. На заявление о досудебном соглашении Эквифакс пока молчит...
«Файл недоступен»
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть