Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

30 июля 2019 в 13:39
На сайте Банка России за этот год не могу найти ни одного сообщения о привлечении к административной ответственности по ст. 14.29 КоАП РФ, хотя они обязаны там быть среди прочей инсайдерской информации. Или сайт кривой или не так ищу, или что-то скрывают. Может и не привлекли вовсе?
Пожалуй, запрошу у них разъяснения.
Ответить

30 июля 2019 в 16:34
----------
Цитата

Пожалуй, запрошу у них разъяснения.
----------

Интересно, а если в составе своей жалобы им намекнуть прямым текстом, что несмотря на наличие в интернет-сми информации о выявленных нарушениях и основаниях о привлечении к административной ответственности, на сайте Банка России не видно опубликованного ни одного решения о привлечении к административной ответственности, Банк России сильно обидится?
Ответить

30 июля 2019 в 16:43
Dolphina, я обращусь несколько в другом ключе. :shuffle:
Ответить

30 июля 2019 в 21:11
----------
Цитата

tempur пишет:

За это тоже можно попробовать привлечь к ответственности.

----------

Получил ответ от Эквифакса, что на мое заявление о неправомерных запросах СК Согласие так же отмолчался.

Теперь у меня два документа - ответ ЦБ и ответ Эквифакса, что каждому из них СК Согласие ничего не прислал.

Верно ли я понимаю, что удалить запросы СК Согласие теперь только через суд?

Могу ли я обжаловать бездействие СК Согласия - непредоставление ответа Эквифаксу, направив жалобу в ЦБ? Или они _и так знают_?
Ответить

30 июля 2019 в 21:20
----------
Цитата

e*******@gmail.com пишет:
Верно ли я понимаю, что удалить запросы СК Согласие теперь только через суд?

----------


Иногда помогает и обращение в Банк России с заявлением о возбуждении дела об АПН по ст. 15.26.3 КоАП РФ. Нарушители резко "умнеют" и для смягчения вины таки шлют в БКИ сведения необходимые для внесения изменений в КИ.

Вообще этот вопрос больше подходит для другой темы. ;)
Ответить

31 июля 2019 в 01:34
----------
Цитата

tempur пишет:
Crash_Bandicoot, было бы интересно взглянуть на постановление об отказе в возбуждении дела об АПН в отношении Эквифакса в связи с отсутствием состава АПН.

----------

«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

31 июля 2019 в 06:47
Crash_Bandicoot, если такое в ответ на заявления будут получать все, то это означает, что в Банке России сформировалась позиция о невиновности БКИ в таких случаях. Позиция эта ошибочна и не основана на нормах КоАП РФ, поэтому такие определения можно и нужно обжаловать с упором на следующую статью КоАП РФ (принципиально важное в данном случае выделил):
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 2.1. Административное правонарушение

1. Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
2. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
3. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

----------


БКИ в соответствии с законом наделено правом на запрос оригинала согласия у пользователя КИ, следовательно, у него имелась возможность соблюсти нормы закона и не передавать КИ лицу, которое не является пользователем КИ ввиду отсутствия у него согласия на запрос КИ.

Да, я понимаю, что обмен с банком у них ведется в автоматическом режиме при котором БКИ просто доверяет сведениям банка и не может на каждый запрос запрашивать оригинал согласия, но это не наши с вами проблемы, это все регулируется законодательно и на уровне регламентов взаимодействия с БКИ. Блок информации о наличии согласия в запросе тоже не просто так появился, но, как мы видим, от незаконных запросов он не помог.

P.S. Вы что-то делали специально чтобы получить это определение да еще и столь оперативно?
Ответить

31 июля 2019 в 11:37
----------
Цитата

tempur пишет:
Вы что-то делали специально чтобы получить это определение да еще и столь оперативно?

----------
Опередили с вопросом ))) Присоединяюсь и уточняю вопросы:
1. предполагаю, что определение Вы получили менее, чем через 2 месяца с момента заявления. Откроете секрет???
2. в заявлении делали ссылку на причинённый ущерб. Какую трактовку использовали, прочитав которую Вас признали потерпевшим и направили в Ваш адрес Определение?
Ответить

31 июля 2019 в 13:12
----------
Цитата

tempur пишет:
БКИ в соответствии с законом наделено правом на запрос оригинала согласия у пользователя КИ, следовательно, у него имелась возможность соблюсти нормы закона и не передавать КИ лицу, которое не является пользователем КИ ввиду отсутствия у него согласия на запрос КИ.
Да, я понимаю, что обмен с банком у них ведется в автоматическом режиме при котором БКИ просто доверяет сведениям банка и не может на каждый запрос запрашивать оригинал согласия, но это не наши с вами проблемы, это все регулируется законодательно и на уровне регламентов взаимодействия с БКИ. Блок информации о наличии согласия в запросе тоже не просто так появился, но, как мы видим, от незаконных запросов он не помог.

----------
Я думаю да. Это можно решить только в суде (как они сами собственно и предлагают) они же от суда то не скрываются.
А почему так происходит, это тоже понятно да. Поступают миллионы запросов, а народу у них работает я думаю крайне мало, и перепроверять каждый запрос они просто не могут. Ответ отсылается не людьми а роботом автоматически. Ну да это не соответствует действующему законодательству, но они это действительно физически не могут изменить, поэтому предлагают через суд в индивидуальном порядке. (А иначе всю систему бки надо переделывать, и в принципе делать всё по другому.)
Ну и да - удаляют они крайне неохотно, это тоже можно понять - это их зарплата. Чем больше запросов тем больше и зарплата. Поэтому в бки миллионы граждан не имеющих к кредитам никакого отношения.
А ещё думаю, что они с банками ссориться не хотят (ну зачем плевать в руку которая кормит). Поэтому удаляют только в двух случаях - по отзыву от самих банков и по суду.
----------
Цитата

tempur пишет:
Нарушители резко "умнеют" и для смягчения вины таки шлют в БКИ сведения необходимые для внесения изменений в КИ.

----------
Честно говоря - 50/50. Каждый второй упирается рогом (уж не знаю из вредности или от незнания законов). Но опять же выход подсказывает и ЦБ и БКИ - вам дорога в суд при таком раскладе.
Ответить

31 июля 2019 в 15:27
----------
Цитата

Crash_Bandicoot пишет:
Прикрепленные файлы

----------
А в ЦБ похоже один человек работает.
----------
Цитата

tempur пишет:
У меня все возбуждается и все ответы из ЦБ получаю и в суде и с банка и с бки все получил (по 50 т.р. с каждого, завидуйте).

----------
Вы не могли бы показать решение суда о выплате вам морального ущерба с кредитного бюро? (Ну чтобы было чему завидовать).

Ну и раз уж вы юрист, и борец за законность, то не могли бы вы взять на себя труд подать требование, и через суд заставить все кредитные бюро заменить программное обеспечение как нарушающее действующее законодательство в части 218-ФЗ. Одно, два, три возбужденных дела это хорошо, но это не решает проблему, которая глобальна.
Суд должен обязать кредитные бюро не только удалить незаконные запросы, но и предотвратить массовое нарушение закона впредь.
Ответить

31 июля 2019 в 18:46
----------
Цитата

tempur пишет:
P.S. Вы что-то делали специально чтобы получить это определение да еще и столь оперативно?

----------
----------
Цитата

lvaavl пишет:
Опередили с вопросом ))) Присоединяюсь и уточняю вопросы:
1. предполагаю, что определение Вы получили менее, чем через 2 месяца с момента заявления. Откроете секрет???
2. в заявлении делали ссылку на причинённый ущерб. Какую трактовку использовали, прочитав которую Вас признали потерпевшим и направили в Ваш адрес Определение?

----------

Ничего специально не делал.
Составил заявление по образцу размещённому или в этой теме или в соседней (не помню в какой) и направил через электронную приёмную.
Заявление сконвертировал в пдф и прикрепил на сайте во вложение вместе с выпиской из КИ.
Сначала получил Ответ №1, а потом доплнение к ответу 1 с приложением на 3х листах, которое размещено выше.
Про меры принятые к банку ничего пока не прислали.
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
«Файл недоступен»
Ответить

31 июля 2019 в 19:11
Так же по образцу писал Претензию в ФК Открытие.
Ответ разместил в этой теме там https://www.banki.ru/forum/?PAGE_NAME=message&FID=114&TID=358486&MID=7305071#message7305071

Запросы из КИ убрали. Эквифакс ответил на майл и на почтовый адрес.
«Файл недоступен»
Ответить

31 июля 2019 в 19:17
Crash_Bandicoot, будете обжаловать определение об отказе в отношении БКИ? Определение в отношении банка будете запрашивать?
Ответить

1 августа 2019 в 02:30
----------
Цитата

tempur пишет:
будете обжаловать определение об отказе в отношении БКИ?

----------

Вы сказали что у вас и дела возбуждаются в отношении БКИ, и моральный ущерб 50тр вам выплачивало БКИ, опубликуйте, пожалуйста решения суда. Нам тоже интересно ознакомиться.
Ответить

1 августа 2019 в 07:17
GarryV, не утруждайтесь, своими подначиваниями вы ничего от меня не добьетесь. Все уже давно опубликовано - ищите. :D
Ответить

1 августа 2019 в 09:09
Ни вам, ни кому либо еще, выгоду и не обещали. Да и в суд никого не гнали. В первом сообщении темы все подробно описано. Если вы не понимаете целей и задач данной темы и делаете какие-то свои субъективные выводы, то это лишь ваши проблемы. Сумма компенсации морального вреда определяется судом, мне просто повезло с судьей. По некоторым другим делам компенсации были скромнее, обычно 5-10 т.р. Кстати, банк подал апелляцию и краевой суд снизил компенсацию до 25 т.р., но разницу банку я так и не вернул, поскольку он не обратился в суд за поворотом исполнения решения суда.

Более вам не отвечаю - ноль конструктива, хамский тон и сплошной оффтопик.
Ответить

1 августа 2019 в 11:02
----------
Цитата

intronet пишет:
Сделали бы, если бы топикстартер дал нам такой шаблон вначале.

----------

И не факт, что при наличии даже материальных затрат Вас будут информировать, лично у меня в том году был пример по ВТБ, что даже при жалобах в Прокуратуру, мне копии постановлений так и не предоставили, только прислали письмо что АП возбуждено и номер постановления.
В крайний раз я сразу же копии чеков об оплате кредитных отчетов прикладывал, поэтому и признали потерпевшим, при наличии материальных затрат, с наличием моральных - ЦБ в суд отправит. да и законом о кредитных историй моральные затраты не прописаны, они прописаны в законе о персональных данных.
Ответить

1 августа 2019 в 20:08
Запросил сегодня очередные бесплатные отчеты в БКИ.

В январе была закрыта кредитная карта банка ВТБ и более никаких заявок на кредитные продукты не подавал, однако это не помешало ему запросить мою КИ в феврале и мае во всех трех основных БКИ. Посмотрим, что они ответят Банку России.

Был с ними один скользкий момент, когда в ИБ/МБ ткнул в предложенный потребкредит и выскочило окно с согласием на запрос КИ, но там ничего не нажимал и его закрыл. Но ВТБ может посчитать иначе.
Ответить

1 августа 2019 в 20:56
Отправил запрос в ЦБ, чтобы выслали мне копию постановления по делу об АП. Вот получил ответ:
«Файл недоступен»
Ответить

1 августа 2019 в 21:23
Smaug, в вашем заявлении в просительной части была фраза "Признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении"? На такое я бы пожаловался в Прокуратуру. Иной вариант - обжалование действий (бездействия) должностных лиц в судебном порядке, но это и сложнее.

Тут кто-то писал личный опыт, что для подачи в суд ему хватило обычного ответа из ЦБ с указанием, что вина в АПН установлена.

Еще один вариант - в соответствии с Законом о порядке рассмотрения обращений граждан добиваться ознакомления со всеми материалами административного дела.

Соответствующая норма там есть:
----------
Цитата

Статья 5. Права гражданина при рассмотрении обращения

При рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право:

1) представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;

2) знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну;

3) получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 5.1 статьи 11 настоящего Федерального закона, на основании обращения с просьбой о его предоставлении, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов;

4) обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.

----------
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть