Назад
9 февраля 2019 в 17:35

Незаконные запросы кредитной истории

Здравствуйте.

Тема борьбы с незаконными запросами кредитных историй назрела давно, но в последнее время стала особенно актуальна, поскольку с 31 января 2019 года стало возможно дважды в год бесплатной получить кредитные отчеты из БКИ в режиме online с идентификацией при помощи подтвержденной учетной записи портала Госуслуг. Это упростило получение кредитных отчетов и одновременно вскрыло в них большое количество незаконных (несанкционированных) запросов КИ.

Итак, вы получили свою кредитную историю и обнаружили там запросы от кредитных организаций (банков, МФО, МФК) клиентам которых никогда не являлись, или же не имели их именно кредитных продуктов и не подавали на них заявок.

Последовательность дальнейших действий зависит от ваших целей и желания - можно просто удалить из КИ эти запросы, а можно попробовать и наказать за них и кредитную организацию и БКИ, а уже потом удалить.

Дело в том, что основную часть вашей кредитной истории кредитная организация может получать только при наличии действующего согласия на запрос КИ. Данное согласие обычно предоставляется именно при подаче заявки на какой-либо кредитный продукт. Ранее такое согласие действовало 2 месяца, с 31 января 2019 года срок действия увеличили до 6 месяцев. Если за этот срок вам одобрили получение кредитного продукта и был оформлен соответствующий договор, то срок действия согласия сохраняется до окончания срока действия договора.

Незаконное получение или предоставление КИ является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.29 КоАП РФ.
----------
Цитата

КоАП РФ Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Незаконные действия по получению или предоставлению кредитного отчета либо информации, составляющей кредитную историю и входящей в кредитный отчет, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч пятисот до пяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

----------


Срок привлечение к ответственности по данной статье - один год с момента совершения нарушения.

Итак, если вы хотите просто удалить незаконные запросы из КИ, то для этого есть процедура внесения изменений в КИ, которая описана в профильной теме.

Если же вы, как и многие другие, считаете, что закон будет соблюдаться только при неотвратимости наказания за его нарушение, то можно попробовать привлечь кредитную организацию к административной ответственности, а уже потом удалить и сами незаконные запросы из КИ.

Для привлечения к административной ответственности по данной статье надо направить в Банк России заявление о возбуждении дела об административном правонарушении с приложением в качестве доказательства копии вашего кредитного отчета с незаконными запросами КИ.

Направить данное заявление можно online через Интернет-приемную Банка России.
Примерная форма заявления:
----------
Цитата

Руководителю Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России
107016, г. Москва, ул. Неглинная, д. 12

Иванова Ивана Ивановича,
почтовый адрес 000000, г. Москва, ул. Северная, д. 1, кв. 1,
тел. +7-915-000-00-00,
паспорт 1234 № 567890, выдан 19.02.2000 УВД гор. Москва


ЗАЯВЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА
ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

В мае 2019 года за исходящим № 1234 от 05.05.2019 года из бюро кредитных историй ООО «Эквифакс Кредит Сервисиз» (ОГРН 1047820008895, ИНН 7813199667, далее - Бюро) мной был получен кредитный отчет по заявлению, направленному в Бюро ранее.

В данном кредитном отчете содержится подтверждение факта подачи 10.01.2019 и 09.04.2019 в Бюро нескольких запросов на получение кредитного отчета организацией АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) (ОГРН 1027739837366, ИНН 7706193043, далее - Банк).

Тут в тексте надо выбрать один из двух вариантов в зависимости от вашей конкретной ситуации, либо видоизменить их
Вариант 1: В настоящее время в данном Банке я не обслуживаюсь и не обслуживался ранее, никаких кредитных договоров с данным Банком не заключал и не намеревался заключить, согласие на получение сведений из бюро кредитных историй данному Банку не предоставлял.
Вариант 2: В момент направления Банком запросов я не имел в данном Банке действующих кредитных продуктов и не подавал заявок на их оформление, следовательно, у него отсутствовало действующее согласие на получение сведений из бюро кредитных историй.

Таким образом, Банк подал в Бюро запросы на получение кредитного отчета, не имея на то законных оснований и в нарушение действующего законодательства, а Бюро, в свою очередь, представило Банку запрошенные кредитные отчеты.

Данные действия Банка свидетельствуют о нарушении им требований Федерального закона от 30.12.2004 № 218-ФЗ «О кредитных историях».

Действиями Банка мне причинен моральный вред, выразившийся в нравственных страданиях - нарушении психического благополучия, душевного равновесия, унижении, раздражении, отчаянии, ущербности, чувстве беспомощности, безысходности, бесправия, несвободы, дискомфорта, переходящего в депрессию.

Действия Банка стали причиной затрат времени на юридические консультации, переживаний и волнений, связанных с конфликтной ситуацией, а также необходимостью понуждения Банка к исполнению Закона.

На основании изложенного прошу:

1. Провести проверку деятельности АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) на предмет соблюдения им законодательства о кредитных историях
2. Рассмотреть настоящее заявление в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ как заявление, содержащее данные, указывающие на наличие события административного правонарушения
3. В зависимости от фактически установленных обстоятельств возбудить в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) дело об административном правонарушении
4. В соответствии со ст. 25.2 КоАП РФ признать меня потерпевшим по указанному делу об административном правонарушении в связи с причинением мне морального вреда нарушением моих нематериальных прав
5. Направить по моему почтовому адресу копию постановления, вынесенного по делу об административном правонарушении
6. Внести в адрес АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) предписание об устранении и недопущении нарушений законодательства
7. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении в отношении АКБ «РУССЛАВБАНК» (ЗАО) направить по моему почтовому адресу копию определения, вынесенного в соответствии с частью 5 статьи 28.1 КоАП РФ

Приложения на 1 листе.


01.06.2019 Иванов И.И.

----------

Далее остается ждать реакции от Банка России и действовать в зависимости от этой самой реакции.

Кроме этого, если Банк России подтвердит, что кредитная история была запрошена и предоставлена незаконно, то можно попробовать обратиться в Роскомнадзор для привлечения к административной ответственности за нарушения порядка обработки персональных данных, но это уже несколько другая история и может быть рассмотрена позже.
2170
1k
Комментарии
99+

27 ноября 2019 в 18:22
----------
Цитата

mmv980 пишет:
Я видимо не очень понятно написал, дату открытия и номер договора я вижу в кредитном отчете из БКИ.

----------

Что за банк?
В банк не обращались с данным вопросом по дистанционным каналам: колл-центр, эл.почта?
Ответить

28 ноября 2019 в 16:51
Здравствуйте коллеги) Внезапно вспомнил, что писал претензии в цб и решил вернуться к этой теме, был в первой волне и соответственно получил стандартный ответ, по всем трем случаям виноват банк,наложили штраф (один по всем трем делам, даже хантемансийский банк туда же засунули) про бки, вообще ни слова.
Честно прочитал все 32 страницы) я правильно понял БКИ они у всех убрали из виновников и не стоит дополнительно уточнять решение по ним.
Ну и не нашел реальных отзывов последователей по перспективе дела в суде, иск я так понимаю будет один, а не три по каждому случаю
Ответить

30 ноября 2019 в 16:45
----------
Цитата

020980 пишет:
Ну и не нашел реальных отзывов последователей по перспективе дела в суде, иск я так понимаю будет один, а не три по каждому случаю

----------

tempur, писал что по каждому запросу можно отдельный иск. У меня дело будет рассматриваться 10.12.19, потом проинформирую, но у меня оба запроса в одном иске (было 2 запроса КИ).
Ответить

2 декабря 2019 в 14:24
:wall: ну никак не хотят банки учиться ни на чужих, ни на своих ошибках. Стоило разобраться с открывашкой как вылезла буква.

В августе в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта. Вроде бы было учтено всё, т.к. в этом банке вход - рубль, а выход - два... Но, без объявления войны при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты (кредит, карта, овердрафт и т.п.), альфа 26.11.2019 сделала запрос КИ во всех БКИ причём без указания цели запроса.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:29
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк. Посмотрим, был ли звонок сопряжен с запросом КИ.
Ответить

2 декабря 2019 в 14:38
----------
Цитата

tempur пишет:
таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк

----------

Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах. Одна и та же проблема и у меня, и у супруги, и у двух коллег имевших отношения с кк бб. Карты как открывались, так и закрывались в разное время, но проблемы одни и те же - карта в БКИ активна при наличии заявлений и смс о закрытии. Благо, по электронному письму на banki-ru@open.ru приводят всё в порядок.
Отдельный случай: при наличии заявления и справке об отсутствии задолженность годичной давности поступило смс, мол, в связи с неактивностью КЛ будет обнулён и КК закрыта. :fool:
Ответить

2 декабря 2019 в 14:57
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
в Альфе оформлялась бесплатная зарплатная карта ... при полном отсутствии заявок на любые кредитные продукты

----------
Так чтобы в твою КИ полезли не обязательно делать с твоей стороны какие-то заявки - достаточно дать на это разрешение.
Например, вот такой абзац есть в бланке анкеты клиента на зарплатную карту Альфы:
изображение
Ответить

2 декабря 2019 в 15:03
----------
Цитата

tempur пишет:
А мне из Открытия позвонили, таки добрались они до базы клиентов МДМ/Бинбанк.

----------

Странно. Так поздно. Мне прям сразу в январе звонить стали.
----------
Цитата

ICEiNet пишет:
Отдельная проблема ранее самого бб и связки открывашка/бин - это непредоставление информации о закрытых кредитных картах.

----------

Да, у меня ушло месяца 2-3 и неоднократные обращения/жалобы везде где только можно. Особенно с эквифаксом всё затянулось.
Ответить

2 декабря 2019 в 16:19
Сегодня ЦБ прислал постановления о привлечении "Открытие" к АО.
Как и у многих- один штраф за три нарушения в разных БКИ.
Позвонила исполнителю - ответили, что у банка это длящееся правонарушение, поэтому все за раз.

Подскажите, кто-нибудь обжаловал такое постановление? результат?
Ответить

2 декабря 2019 в 16:45
e*******@mail.ru, я пока решил не обжаловать, не до этого. Но вопрос немного изучил, тема одного штрафа за несколько нарушений, как и многое другое в нашем законодательстве и правоприменительной практике, мутная и даже судебная практика имеется различная. Ввиду мутности вопроса решения суда выносятся "по понятиям" (по внутреннему убеждению суда), а не по конкретным нормам права.
Если обжаловать, то я бы упирал на то, что в каждом случае объект правонарушения отличался. Т.е., если несколько запросов из одного БКИ еще как-то можно считать нарушением в отношении одного объекта, то в разных БКИ объекты точно разные. Но даже в одном БКИ в разное время КИ может различаться, поэтому я не принимаю такую позицию даже по нескольким запросам в одно БКИ.

Но это все надо четко и убедительно обосновать и по возможности подтвердить судебной практикой. Обжаловать вышестоящему должностному лицу большого смысла нет, а если в суд, то это в арбитраж, подача заявления в который сама по себе не так проста. И срок обжалования весьма сжатый - десять дней с получения вами копии определения на бумаге.
Ответить

2 декабря 2019 в 16:53
Кстати, по поводу копии и сроков- по сути ЦБ присылает оригинал постановления.
А сроки установлены для обжалования копии.
То есть получается, даже при пропуске срока нет пропуска как такового, поскольку копию не получали))
Ответить

2 декабря 2019 в 17:44
e*******@mail.ru, нет, вы получаете копию постановления. Подробнее в ст. 29.11 КоАП РФ.
Ответить

2 декабря 2019 в 17:48
tempur, тогда ЦБ нарушает п. 5.26 ГОСТ Р 7.0.97-2016, который определяет порядок надлежащего заверения копий
Ответить

2 декабря 2019 в 17:57
e*******@mail.ru, ну, КоАП РФ требования к копиям не регламентирует, поэтому каждый сотрудник изготавливает их в рамках своего понимания. Мне они тоже в разном виде приходили, некоторые и совсем не в виде копий.

Но это все несущественно для манипулирования сроками обжалования. Главное понимать, что только бумажная копия, полученная заказным письмом, может служить доказательством факта и даты получения. Всякие электронные копии, которые дополнительно могут быть направлены по электронной почте, доказательством факта и даты получения не являются.
Ответить

3 декабря 2019 в 22:26
Очередная пачка штрафов за незаконные запросы кредитных историй:
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15005
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15003
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15004
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15006
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=15002
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14993
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14995
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14996
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14992
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14994
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14997
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14991
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14989
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14778
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14780
http://cbr.ru/analytics/insideinfo/out/?id=14777

Перечень нарушителей:
Акционерное общество «Тинькофф Банк»
Публичное акционерное общество Банк «Финансовая корпорация Открытие»
Публичное акционерное общество «БАНК УРАЛСИБ»
Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «МигКредит»
Общество с ограниченной ответственностью Микрофинансовая компания «Мани Мен»
Ответить

3 декабря 2019 в 23:36
tempur, , существенно :ок:
Ответить

3 декабря 2019 в 23:45
По новым отказам ЦБ - в заявлении об АП мы указали дату запроса КИ, отличную от даты в кредитном отчете :bonk: - в связи с этим отказали в рассмотрении (ЦБ делал запрос в банк и бюро именно по датам, указанным в заявлении-ответ от бюро и банка, естественно, поступил отрицательный, поскольку дата другая).
Кредитный отчет к заявлению прилагался.
Получается, рассматривают только по датам, которые мы укажем, независимо от факта?

P.S.: удивилась, поскольку ранее, в этом же году, если ошибались в датах (массовость нарушений вскружила голову :help: )- другой сотрудник ЦБ меня письменно поправил и рассмотрел по факту...

Как же всё-таки?
Ответить

4 декабря 2019 в 08:30
e*******@mail.ru, подайте новое заявление с верными датами и впредь будьте внимательнее, чтобы избежать бесполезной траты времени десятков людей.
Ответить

4 декабря 2019 в 09:40
Данное дело https://kad.arbitr.ru/Card/6fca614a-f36f-48b4-bbd9-4cc74dad075c показывает, что в Банке России сидят не небожители и даже решение зампреда Банка России можно успешно оспорить. Посмотрим, устоит ли в апелляции.
Ответить

4 декабря 2019 в 17:18
tempur,
----------
Цитата

tempur пишет:
впредь будьте внимательнее, чтобы избежать бесполезной траты времени десятков людей.

----------
да это понятно, и так стыдно, что ошиблись и лишней работы добавили людям ...
Я почему акцентировала внимание на этом- получается, зависит от специалиста.

Вопрос в том, насколько легитимен отказ при ошибке в дате со стороны заявителя...
Ответить

Все продукты Банки.ру

Показать ещеСкрыть