Президент США Барак Обама первым из лидеров «двадцатки» собирается ужесточить контроль за компаниями, использующими офшоры. Россия пока договаривается с низконалоговыми юрисдикциями об обмене информацией.
Налоговое законодательство США «полно лазеек, которые полностью легализуют уклонение от налогов», заявил вчера Обама. По его словам, за последнее десятилетие одни только не запрещенные законом схемы по использованию «налоговых гаваней» обошлись американскому бюджету в $190 млрд.
При номинальной ставке налога на прибыль в 15—39% (в зависимости от штата) его эффективная ставка в 2004 г. составила всего 2,3% (собрано $16 млрд), сетует сотрудник администрации президента США, характеризуя масштабы уклонения от налогов. Предложения Обамы, по его словам, принесут в казну дополнительные $95 млрд. В частности, $60,1 млрд государство получит за счет сокращения налоговых вычетов по доходам зарубежных «дочек» американских компаний.
Оглашенные президентом США меры по борьбе с офшорами не новы (см. врез). Обама берет идеи из законопроекта, который в марте опубликовал в своем блоге сенатор от Мичигана Карл Левин (глава постоянного подкомитета по расследованиям). Обама был в числе соавторов этого проекта.
Поправки устанавливают презумпцию виновности компаний: им придется доказывать, что они не скрывали свои доходы с помощью офшоров от налоговых властей. Сейчас доказывать вину корпораций должны чиновники. Такие поправки значительно упростят работу службы внутренних доходов (IRS) США, объясняет партнер «Центра ЮСБ» Александр Захаров: инспекторы смогут пересчитать налоговую базу компании, прибавив к ней доходы ее офшорных «дочек».
Кроме того, Обама предлагает отменить правило «галочки» (check-the-box), введенное в 1997 г. Согласно этой процедуре компания в декларации может указать, что не использует офшоры для уклонения от налогов, не подтверждая это никакими документами, рассказывает Захаров: механизм позволяет значительно сократить объемы отчетности.
Авторы законопроекта жестко подходят к определению офшоров, включив в их число Кипр, который Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) офшором не считает. Собирается исключить островное государство из списка офшоров и Россия.
В 2007 г. похожий проект Обамы и Левина не был поддержан конгрессменами. Прохождение законопроекта через конгресс и сенат натолкнется на сопротивление и теперь.
Среди его противников 200 американских компаний и торговых ассоциаций, в числе которых Pfizer, Oracle, Microsoft и General Electric. Еще в марте они направили протестное письмо конгрессменам.
Принятие проекта станет самым ожесточенным сражением за интересы корпораций в ближайшие два года, обещает Кеннет Киес из Federal Policy Group (представляет интересы General Electric, Microsoft). WSJ отмечает, что даже среди демократов, составляющих большинство в конгрессе, есть противники законопроекта.
Предложенные Обамой меры могут затронуть бизнес российских компаний, имеющих американские активы, отмечает Захаров. Например, у ТМК есть американский дивизион «ТМК-Ipsco», у НЛМК — комбинат Betta Steel, а «Северсталь» владеет целым рядом активов через «дочку» Severstal North America. «У американского актива нет офшорных трейдеров, поэтому не видим для себя рисков», — говорит представитель НЛМК. Представитель «Северстали» не стал комментировать, скажется ли на компании ужесточение законодательства в США.
Обама первым объявил о мерах по борьбе с офшорами, он же был инициатором включения этой темы в повестку саммита «двадцатки» в Лондоне в начале апреля, замечает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. Тогда в итоговом коммюнике все лидеры G20, включая президента России Дмитрия Медведева, заявили о готовности ввести санкции в отношении офшоров. Ущерб мировой финансовой системе от действий офшоров ОЭСР оценивает в $1,7—11,5 трлн.
Медведев и премьер Владимир Путин конкретные меры по борьбе с использованием офшоров пока не обнародовали. Правда, в апреле Минфин согласовал с Кипром протокол поправок в соглашение об избежании двойного налогообложения, упрощающих обмен информацией. По словам представителя Минфина, сейчас с помощью МИДа начата работа по аналогичному изменению соглашений со Швейцарией, Люксембургом, Австрией.
Дмитрий КАЗЬМИН, Екатерина КРАВЧЕНКО, Юлия ФЕДОРИНОВА