Российская банковская система, демонстрировавшая головокружительный рост в 2005—2007 годах и чуть не обрушившаяся осенью 2008 года, входит в более спокойную стадию развития, в которой она способна анализировать риски, накапливать адекватные резервы, оставаясь источником финансирования экономики.
В своем обзоре банковского сектора по итогам марта ЦБ РФ зафиксировал снижение ключевых показателей банков в марте: активов, кредитного портфеля физлицам и юрлицам, привлечения средств от юрлиц.
Активы
Совокупные активы российского банковского сектора за март уменьшились на 2,3% против февральского снижения на 1,9%. Привлеченные средства юридических лиц также сократились в марте — на 2,0% против снижения 1,5% в феврале.
В целом за первый квартал 2009 года совокупные активы банков выросли на 1,8% против 6%-го роста в аналогичном периоде прошлого года. Традиционно активы увеличивались за счет наращивания банками ссудной задолженности. В прежние годы кредиты физлицам могли расти темпами от 50 до 100% в год, что создавало вероятность неадекватной оценки рисков в погоне за объемами. Кроме того, банки могли столкнуться с проблемой достаточности капитала. Об обоих рисках неоднократно говорили представители руководства Банка России.
С ноября прошлого года началось снижение совокупного объема кредитов, выданных физлицам, — многие банки просто свернули программы кредитования в условиях нехватки ликвидности и повышения риска невозврата.
Капитала в достатке
В среднем по банковской системе показатель достаточности капитала остается на довольно высоком уровне — 16,9% по состоянию на 1 апреля. Капитал российских банков вырос в марте на 0,7% — до 3,90 триллиона рублей на 1 апреля с 3,87 триллиона рублей на 1 марта.
Банки несколько сократили за март объем средств, привлеченных от Банка России, — на 4,5%, до 3,294 триллиона рублей.
Ранее представители ЦБ говорили, что основным источником капитализации банковской системы в 2009 году станут госресурсы: в виде субординированных кредитов от ВЭБа и ЦБ, а также разрабатываемой системы внесения в капитал специальных неторгуемых ОФЗ.
Кредиты: просрочка и резервы
Кредиты нефинансовому сектору снизились за март на 1,5% против 0,4% в феврале, кредиты гражданам — на 2,5% против 1,6% месяцем ранее. В итоге в первом квартале этого года остаток ссудной задолженности по кредитам физлицам снизился на 3,6% против роста в 7,7% годом ранее.
Банки не должны наращивать свой кредитный портфель в условиях роста просроченной задолженности и связанных с ним рисков, убеждал в начале апреля глава Сбербанка Герман Греф. По его данным, темпы роста просроченной задолженности составляют порядка 20% ежемесячно и месяц от месяца ускоряются.
В ЦБ были более оптимистичны: первый зампред ЦБ Геннадий Меликьян также в начале апреля заявлял, что темпы роста просрочки в марте замедлились против роста порядка 23% ежемесячно в течение последних нескольких месяцев.
Доля просроченной задолженности в общем объеме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств выросла у российских банков до 3,1% на 1 апреля с 2,8% на 1 марта, а доля просрочки в активах увеличилась до 2,3% с 2,0%.
Просроченная задолженность в рублях на 1 апреля составила 511,5 миллиарда рублей, увеличившись за месяц на 9,3% (с 468,1 миллиарда рублей). Ее доля в общей сумме кредитов, депозитов и прочих размещенных средств в рублях увеличилась до 3,7% с 3,3%.
Просрочка в валюте выросла в марте на 8,5% — до 131,1 миллиарда рублей со 120,8 миллиарда рублей. Ее доля увеличилась до 2,0% с 1,8%. Банки нарастили в марте резервы на возможные потери на 3% — до 1,325 триллиона рублей. При этом львиную долю этого показателя составляют резервы на возможные потери по ссудам — 85%, или 1,138 триллиона рублей. Этот вид резервов увеличился за март на 6%.
Греф говорил, что большую часть чистой прибыли первого квартала крупнейший российский банк отправил на досоздание резервов. Среди тех, кто также опережающими темпами увеличивает резервы, он называл МДМ-банк и Альфа-банк.
Власти соглашаются с тем, что платежеспособность заемщиков будет ухудшаться, и банкам придется наращивать резервы с целью компенсировать возможные потери. Тем не менее, идея создания банка «плохих» долгов как способ очищения экономики и банковских балансов пока не принята.
Вклады
Вклады граждан в российских банках снизились за март на 0,3% — до 6,197 триллиона рублей, что в значительной степени объясняется переоценкой валютных вкладов, доля которых составляла на 1 апреля примерно треть (32,94%).
Глава Банка России Сергей Игнатьев 3 апреля говорил, что оттока вкладов в марте не было, а снижение объясняется значительным укреплением рубля в марте.
В целом за первый квартал этого года вклады в российских банках выросли на 4,9% против 3%-го роста в аналогичном периоде 2008 года.
Глава Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов недавно сообщил, что агентство сохраняет прогноз роста вкладов граждан по итогам 2009 года в 10—15%.
Анна ГРАНИК