Госдума приняла в первом чтении поправки в законодательство, которые устанавливают уголовную ответственность за манипулирование на рынке ценных бумаг. После того как поправки в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы вступят в силу, уличенным в недобросовестной игре злоумышленникам будет грозить от двух до семи лет лишения свободы, а также денежные штрафы. Распространяться эти меры будут на преступления, причинившие крупный (1 млн рублей) или особо крупный (2,5 млн рублей) ущерб.
Можно сказать, что государство пришло на помощь нашим биржам, безуспешно боровшимся с манипуляторами своими силами (на фото: председатель правления биржи РТС Роман Горюнов (справа) и глава ФСФР Владимир Миловидов). Напомним, что месяц назад вступили в силу поправки, ужесточившие административную ответственность за манипулирование и наделили ФСФР дополнительными полномочиями. А в конце апреля в первом чтении был принят закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
Уголовный кодекс согласно поправкам дополняется новыми статьями: манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, нарушение правил учета прав на ценные бумаги, воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг. За манипулирование злоумышленники могут получить от двух до шести лет лишения свободы. Предусмотрен также штраф в размере до 1 млн рублей. Если же будет доказано манипулирование с использованием СМИ, максимальный срок наказания вырастет до семи лет, а минимальный — до пяти лет.
За второй вид преступлений (нарушение правил учета прав на ценные бумаги и злоупотребление при ведении реестра акционеров) предусмотрен штраф до 500 тыс. рублей или лишение свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до 100 тыс. рублей. А за это же преступление, но совершенное группой лиц по предварительному сговору, — от двух до шести лет, а также штраф до 1 млн рублей или в размере дохода до трех лет.
В третью группу объединены преступления, ограничивающие права владельцев ценных бумаг. Например, недопуск к собранию акционеров или несоблюдение прав акционеров в ходе собраний. Это карается лишением свободы до двух лет с возможным штрафом до 100 тыс. рублей или в размере дохода за период до года.
Поправки были разработаны регулятором еще в июне 2008 года. Глава Федеральной службы по финансовым рынкам Владимир Миловидов характеризовал эти меры как жесткие, но необходимые, отметив при этом, что в развитых странах манипуляции ценами на рынке ценных бумаг и использование инсайдерской информации также карается жестко. «Насколько я знаю, первоначальный вариант законопроекта был более жестким, чем нынешний. Это неплохо. Пусть сначала будут приняты и отработаны нормы, а потом уже в случае необходимости можно будет закрутить гайки», — говорит президент Национальной лиги управляющих Дмитрий Александров. Однако ужесточение ответственности за манипулирование на фондовом рынке произошло и без нынешних поправок.
В апреле вступили в действие поправки в КоАП, куда была включена новая статья «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», предусматривающая штрафы.
Также в апреле в первом чтении был одобрен проект закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком». Однако эксперты немедленно выразили озабоченность в связи с его принятием: инсайдерами по нормам закона могут оказаться и случайные, далекие от рынка люди, а также СМИ. В итоге комитет Госдумы по финансовому рынку рекомендовал ввести оговорку, что речь должна идти о сознательных действиях, связанных с распространением заведомо ложной информации.
По мнению депутата Госдумы Анатолия Аксакова, 1 млн и 2,5 млн рублей, установленные в качестве ориентира для привлечения к уголовной ответственности — суммы небольшие, по крайней мере по сравнению с теми доходами, которые могут получить инсайдеры от своей деятельности. «Может быть, эта цифра только проверочная, чтобы посмотреть на реакцию рынка», — размышляет депутат.
По мнению юриста компании «Вегас-Лекс» Виктора Юзефовича, одного введения норм в законодательство окажется недостаточно. «Подобные дела относятся к категории сложных. В законе о рынке ценных бумаг указывается, что такое манипулирование, однако на практике необходимы разъяснения, в частности Верховного суда, которые бы определили, в каких случаях предусмотрена уголовная ответственность, в каких — административная», — резюмирует юрист. «Сейчас сложно
Наталия ЕРЕМИНА