В России может появиться единая база по автомобилям, купленным в кредит и находящимся в залоге у банка. С соответствующей инициативой выступили депутаты Госдумы. Предлагается ставить особую отметку о залоге в карточку учета транспортного средства, в свидетельство о регистрации машины и даже в техпаспорт. По мнению разработчиков документа, так будет легче вычислить мошенников и бороться с теми, кто перепродает автомобили, купленные в кредит. Однако эксперты считают, что это создаст новые трудности автовладельцам, которым придется бегать за очередными справками.
Базу предлагается создать вместе с ГИБДД. Тогда Госавтоинспекция не просто будет регистрировать новый автомобиль, а еще и вносить его в единый реестр как предмет залога. Банковские структуры предлагают ставить особую отметку в карточку учета транспортного средства, в свидетельство о регистрации машины и даже в техпаспорт. Один из инициаторов нововведений — председатель правления Ассоциации региональных банков России, депутат Госдумы Анатолий Аксаков. Он считает, что таким образом удастся упорядочить рынок автокредитования. «Это поможет снизить риски финансовых организаций и соответственно процент по автокредитам», — утверждает народный избранник.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин уверен, что на деле это обернется очередными трудностями для автовладельцев. «Никаких особых проблем с тем, что машину покупают в кредит, не было, — сказал «НИ»
Вместе с тем авторы инициативы полагают, что с помощью этих мер будет легче вычислить мошенников и бороться с теми, кто перепродает автомобили, купленные в кредит.
Как пояснил «НИ» член координационного совета, лидер московского отделения Федерации автовладельцев России Сергей Канаев, машины, купленные в кредит, нередко продают по доверенности, и в итоге получается путаница: люди, которые их покупают, не владеют информацией о том, что авто приобретено взаймы. «Нет единой базы данных, и негде получить такую информацию, — рассказал
Виктор Похмелкин возражает: и сейчас по гражданскому законодательству без согласия банка продать такой автомобиль нельзя, это так называемый перевод долга, который осуществляется только с согласия кредитора. «Если такое согласие не получено, то договор признается недействительным, — поясняет эксперт. — Сегодня вполне достаточно тех норм, которые существуют в нашем законодательстве для защиты интересов третьих лиц. Скорее всего, этот законопроект предложен в интересах банков, а совсем не третьих лиц».
Кроме того, можно ожидать попадания кредитной базы данных на пиратский рынок, как это обычно происходит с другими подобными едиными носителями информации. А это для автовладельца, еще не расплатившегося за купленную машину, — новые проблемы.
Евгения ЗУБЧЕНКО, Марьям МАГОМЕДОВА