Три крупнейших банка Мorgan Stanley, Goldman Sachs и Barclays Capital собираются создать площадку для торгов железной рудой, сообщила вчера газета Financial Times. Такая идея возникла после появления информации о провале ежегодных переговоров по ценам на поставку железной руды между крупнейшими производителями этого сырья — Vale, Rio Tinto и BHP Billiton и потребителями в лице сталелитейных компаний. Впрочем, аналитики пока не верят в идею создания новой биржи и отмечают, что у игроков рынка еще есть шанс договориться.
Ежегодные переговоры производителей и потребителей железной руды обычно завершаются к 1 апреля, но пока они не дали положительных результатов, и все больше экспертов отмечают рост вероятности их окончательного провала. Трейдеры утверждают, что спотовые цены — как на железную руду, так и на фьючерсы — будут оказывать существенное влияние на рынок, если производителям и потребителям этого вида сырья не удастся договориться о базовой стоимости на 2009—2010 годы. Сами же руководители горнодобывающих концернов утверждают, что традиционная система ежегодных переговоров о цене железной руды себя изжила, но пока не предлагают никаких вариантов взамен, в то время как банки проявляют активность.
Так, Morgan Stanley уже заявил о начале торгов железной рудой. Barclays «рассматривает возможность входа на рынок железной руды, чтобы удовлетворить потребности своих клиентов». Официальные же представители Goldman Sachs пока не подтверждают слухи о заинтересованности в этом рынке, но, по данным источников Интерфакса, банк также активно прощупывает почву. «Спот-рынок железной руды предоставит дополнительные возможности как для банков, так и для их клиентов», — приводит агентство слова одного из управляющих директоров Morgan Stanley в Лондоне Эспена Обу. Банкиры и трейдеры уверены в том, что Morgan Stanley сможет лучше, чем другие, воспользоваться преимуществами спот-рынка благодаря фрахтовым услугам.
Впрочем, эксперты пока не верят в реалистичность идеи создания новой торговой площадки. «В краткосрочной и среднесрочной перспективе ее создание ни на что не повлияет. Как аналог можно привести торговлю сталью на LME, запущенную в 2007 году. Сталь там торгуется, но кто на это смотрит? Рынок определяется контрактами и спотом», — утверждает Евгений Рябков из «Пиоглобал эссет менеджмент». Банки же, по мнению аналитика, очевидно, пытаются облегчить задачу, которую решают на ежегодных переговорах австралийские и бразильские сырьевые компании и китайские и японские металлурги. Но сложилось так, что во всем мире рынок сырья определяется долгосрочными или среднесрочными контрактами, и это всех устраивает, резюмирует эксперт.
В свою очередь Дмитрий Смолин из «Уралсиба» говорит, что чем дальше затягиваются переговоры по ценам на железную руду, тем более реалистична идея создания новой торговой площадки. Однако смысл ее создания может быть только в том случае, если к этой идее подключатся сами производители и китайские сталелитейные компании. «Спотовые цены на такой бирже будут более адекватно отражать ситуацию и могут быть использованы при заключении контрактов между крупнейшими производителями», — отмечает аналитик.
Пока же, по мнению
Еще одной причиной затянувшихся переговоров, по данным агентства Reuters, является нежелание производителей идти на поводу у потребителей, предлагающих зафиксировать базовые цены на руду ниже спотовых. По их мнению, стальной рынок имеет все предпосылки к восстановлению в 2009 году, поэтому сильного снижения цен быть не должно.
Ирина ЦЫРУЛЕВА