Как и в кризис 1998 года, иностранные банки начали покидать российский рынок. О намерении сократить участие в российских «дочках» вчера заявил шведский Swedbank. По информации «Ъ», такое же решение может принять голландский ING Bank. По словам участников рынка, всего на текущий момент активно рассматривают процесс ухода из России три-четыре иностранных игрока — у их материнских структур нет финансовых возможностей для поддержания российского бизнеса.
О намерениях Swedbank сократить участие в российских (и украинских) дочерних компаниях вчера сообщило агентство Reuters со ссылкой на представителя шведского банка Анну Сунблад. Банк таким образом пытается оптимизировать расходы после значительных убытков в первом квартале, вызванных рецессией в Восточной Европе. Банк выделил почти 7 млрд шведских крон ($898 млн) на резервы по проблемным кредитам в странах Прибалтики и на Украине. По словам госпожи Сунблад, банк планирует продать свою долю или ее часть в российской и украинской «дочках» другим банкам или своему партнеру по бизнесу в России — ЕБРР (владеет 15% в российском Сведбанке). Насколько может быть снижена доля Swedbank в российской «дочке», в пресс-службе шведского банка не сообщили. В российском Сведбанке и в ЕБРР прокомментировать ситуацию или сообщить дополнительные подробности «Ъ» не смогли.
С начала кризиса о сокращении участия иностранных банков в российских «дочках» речи не шло. Новых сделок почти не было: в кризис прошла единственная сделка по покупке Юниаструм банка Bank of Cyprus, две готовившиеся сделки израильского Hapoalim с СДМ-банком и китайского Bank of Communications с Росевробанком сорвались. Однако доля нерезидентов в российском банковском секторе по итогам первого квартала достигла рекордных 31,2% за счет докапитализации крупными западными банками своих российских «дочек».
До мая 2007 года Сведбанк работал в России под брендом Ханса-банк и был «дочкой» эстонского Hansabank (головная структура шведского Swedbank. Затем Hansabank передал принадлежащие ему акции в капитале Сведбанка в пользу Swedbank. Шведам принадлежит 85% в капитале российского банка, остальные 15% акций — у ЕБРР. 80% кредитного портфеля банка занимают ссуды корпоративным клиентам.
По информации «Ъ», Swedbank — не единственный иностранный банк, сокращающий присутствие на российском рынке. Следующим наиболее вероятным претендентом на уход с рынка участники рынка называют голландский ING Bank, который владеет в России ИНГ Банком (Евразия). О его намерениях сократить участие на российском рынке «Ъ» сообщил источник в крупном западном банке. «Они приняли решение об уходе с российского рынка»,— заявил «Ъ» вчера источник в одном из регуляторов финансового рынка. О том, что ING покидает российский банковский рынок, знает и руководитель одного из крупнейших российских рейтинговых агентств. В российском ИНГ Банке отказались от комментариев, посоветовав обратиться в головную компанию. «В апреле мы объявили о стратегических планах по превращению нашей компании в менее сложную по структуре и количеству бизнесов. В этом свете мы пересматриваем наш портфель активов и уже объявили о том, что это может привести к нашему выходу из 10—15 активов. Мы рассчитываем на то, что доходы от этих продаж в ближайшие годы составят €6—8 млрд»,— заявил «Ъ» глава по связям с общественностью ING Group Раймонд Вермелен, отказавшись комментировать подробности этих планов. Средства нужны ING Group для компенсации убытков, которые она несет уже третий квартал подряд. Согласно вчерашнему сообщению банка, за первый квартал 2009 года они составили €793 млн. Банк уже сообщил официально о сворачивании розничного бизнеса на Украине. А недавно было объявлено о продаже принадлежащего ING российского негосударственного пенсионного фонда.
Российская «дочка» ING Group — ИНГ Банк (Евразия) создана в 1993 году и специализируется на организации финансирования и депозитарных услугах для крупных корпоративных клиентов, является маркет-мейкером валютного рынка и активным игроком рынка межбанковских кредитов. В сентябре 2008 года банк собирался активизировать работу на рынке ценных бумаг.
Участники рынка прогнозируют, что двумя иностранными игроками, покинувшими российский рынок в кризис, дело не ограничится. «Я знаю о том, что порядка четырех-пяти крупных иностранных банков, в основном европейских, всерьез рассматривают варианты о продаже своего бизнеса в России или уже приняли соответствующие внутрикорпоративные решения,— говорит предправления банка «Международный финансовый клуб» Александр Попов.— В одних случаях это связано с требованиями национальных регулирующих органов. Есть правительства, которые предоставляют проблемным банкам капитал на определенных условиях, которые предполагают использование полученных ресурсов на поддержание собственной экономики. В других случаях желание закрыть банковский бизнес в России связано с нехваткой капитала у головной компании».
Иностранные банки уже покидали российский рынок в кризис 1998 года. Тогда в связи с большими убытками свои российские подразделения сократили Citigroup, Credit Suisse, UBS, Morgan Stanley. При этом Lehman Brothers, JP Morgan, Goldman Sachs, Merrill Lynch и Nomura вообще ушли с российского рынка. Сценарий ухода с российского банковского рынка российских игроков в рамках текущего кризиса вряд ли повторит 1998 год. «В 1998 году банки уходили домой, потому что в России было плохо, а там хорошо,— отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Дмитрий Дмитриев.— Сейчас плохо везде. Поэтому сейчас уходить могут только те, для кого критично спасение материнской структуры любой ценой».
Светлана ДЕМЕНТЬЕВА, Юлия ЛОКШИНА, Елена ПАШУТИНСКАЯ, Седа ЕГИКЯН, Татьяна АЛЕШКИНА